Найти в Дзене

ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. «На наши концерты ходят как поклонники Летова, так и любители интеллектуальной музыки», – Николай Бичан

Полтора года назад директор ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ предложил Сергею Летову записать виниловую пластинку джазовых интерпретаций песен Егора. В результате в Санкт-Петербурге и частично в Москве была записана дебютная работа проекта ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА, релиз которой планируется в скором времени. Поговорили с одним из основателей ЭДО, человеком, отвечающим за то самое электро-джазовое звучание летовских песен: мультиинструменталистом, аранжировщиком и саунд-продюсером Николаем БИЧАНОМ.

Николай Бичан. Фото Владимира Китляра
Николай Бичан. Фото Владимира Китляра
  • Николай, СИМФОНИЧЕСКУЮ ОБОРОНУ мы уже слышали, зачем миру такой проект как ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА?

– Могу быть необъективным, поскольку являюсь одним из участников, но всё же попытаюсь ответить. Творчество Егора Летова необходимо изучать и переосмысливать, так как это наше культурное наследие. Поэтому для меня ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА – это прежде всего культурный проект. Культура не может стоять на месте. Она должна находиться в постоянном развитии. Иначе она стагнирует. ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА – это новый виток творческого переосмысления культурного наследия Егора Летова.

  • Вы музыкант с консерваторским образованием. Насколько вам самому интересен панк-рок?

– Панк-рок сам по себе навряд ли всерьёз сегодня кому-то интересен (смеётся). Но за любым явлением стоит определенная энергия. Вот она-то и представляет для меня интерес. В этой панковской анархической эстетике разрушения и был смысл, потому что в определенное время на западе в рок-н-ролльном движении началась стагнация. Начиная с 1975-го года, большая часть альбомов, которые выпускали западные арт-рокеры, превратилась в бесконечные пафосные оды самим себе, в такой соревновательный мейнстрим. За исключением, пожалуй, KING CRIMSON, да и то: спасибо Роберту Фриппу – вовремя завершил, правда, повод у него был другой (смеётся). Поэтому появление панка как субкультурного явления смогло освежить и сдвинуть с места стагнационные тенденции, начавшие преобладать в то время в рок-музыке, а позже через пост-панк и нью-вэйв дало хорошего пинка поп-индустрии 80-х. Повторюсь, что мне панк-рок сам по себе уже не интересен, но энергетическую составляющую панка как движения – хаотический вихрь разрушения, слом старого – я использую в музыке контекстуально, как художественный приём. Это энергия, которая сметает всё на своем пути, чтобы освободить место для создания чего-то нового.

ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Концерт во Владивостоке. Николай Бичан, Екатерина Бичан, Владимир Китляр, Сергей Летов
ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Концерт во Владивостоке. Николай Бичан, Екатерина Бичан, Владимир Китляр, Сергей Летов
  • Есть ли резон в музыке ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ без текста? Все-таки Летов больше о смыслах…

– В нашей стране публика в основном литературоцентричная. Это мы с Сергеем Фёдоровичем не устаем повторять. Я сам слушал ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ с начала 90-х и по сей день переслушиваю некоторые песни, а иногда и альбомы, и каждый раз открываю для себя что-то новое. Самобытный поэтический язык Егора, его смелые образы и обороты, безапелляционная подача, но при этом хрупкость и ранимость – это то, что зацепило меня тогда и не отпускает сегодня. Бывает, идешь по улице, лучи солнца как-то так падают особенным образом, и вдруг строчка из песни Егора возникает в голове… Хотя слушаешь при этом в наушниках «COCTEAU TWINS» (смеётся).

Слово, безусловно, обладает огромной силой... Но ведь передавать смыслы и воздействовать на слушателя можно не только вербально. Инструментальная музыка способна затрагивать гораздо более глубокие пласты человеческой психики. Она влияет на подсознательные процессы гораздо сильнее и глубже, чем песенные жанры. В ней есть нечто трансцендентное, невыразимое вербально. Поэтому во многих песнях мы можем услышать инструментальные соло – как способ выразить ту глубинную составляющую, которую зачастую невозможно выразить словами, даже пропевая их. ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА во многом и есть такой проект, в котором мы попытались невербально выразить вербальное и проникнуть в более глубокие слои восприятия. Во всяком случае такую задачу я ставил себе и музыкантам во время работы над альбомом.

Николай Бичан, Сергей Летов. ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Концерт в Омске. Фото "Омск здесь"
Николай Бичан, Сергей Летов. ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Концерт в Омске. Фото "Омск здесь"
  • Как вы познакомились с Сергеем Летовым? ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА – это же не первый ваш совместный проект…

– Мы знакомы с начала нулевых. У Сергея было несколько проектов, в частности, с Николаем Рубановым (АУКЦЫОН). Кажется, он назывался САКС-МАФИЯ. И на фестивалях «SKIF» я постоянно их видел. Потом получилось так, что ещё раз нас свёл и познакомил Саша Ветров, очень самобытный и интересный петербургский поэт и автор-исполнитель. Он пригласил меня в качестве виолончелиста принять участие в его московских гастролях с проектом ВЕТРОВЪ. Мы приехали в Москву, там к нам присоединился Сергей Фёдорович, ну и как-то понеслось… К тому времени у меня уже сформировался профессиональный интерес к фри-джазу и другим авангардным явлениям, поэтому, конечно же, было очень познавательно с ним пообщаться на эти темы и вообще поиграть. Вот так всё завязалось.

Потом питерская барабанщица Кэт из группы ВИНО пригласила нас принять участие в российском туре Дамо Судзуки – легендарного вокалиста культовой немецкой группы CAN. Один из составов был с Сергеем Фёдоровичем и гитаристом Сергеем Высокосовым (Боровом) (гр. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА), а в другом составе поиграл с Аркадием Марто (МЕГАПОЛИС).

Также с моей подачи Сергей Фёдорович принял участие в театральных проектах с музыкантами АУКЦЫОНА, когда отсутствовал Николай Рубанов. С этими проектами я сотрудничал в качестве композитора, аранжировщика и музыкального руководителя.

А несколько лет назад Сергей Летов и Аркадий Марто пригласили меня в Питере на показ фильма Алексея Балабанова «Замок», но уже с новой переозвучкой: они вживую переосмыслили музыку Сергея Курёхина, импровизируя прямо во время кинопоказа. Их дуэтное взаимодействие произвело на меня сильнейшее впечатление, и я предложил им записать совместный альбом (со мной в качестве музыканта и продюсера). По итогу, за два дня на студии «Добролёт» в Санкт-Петербурге мы записали музыкального материала на три-четыре альбома. Особенностью этих записей является то, что всё это – тотальная импровизация. Мы даже не договаривались, что и в какой тональности будем играть. Использовали исключительно интуитивно-интеллектуальный подход. Один альбом проекта ЛЕТОВ-МАРТО-БИЧАН «Первое путешествие» уже вышел. Его можно найти на всех платформах, а также приобрести на CD, спасибо Олегу Ковриге – помог с выпуском. В планах – выпуск ещё двух альбомов.

Трио ЛЕТОВ-МАРТО-БИЧАН.  Фотограф Наталья Москательникова
Трио ЛЕТОВ-МАРТО-БИЧАН. Фотограф Наталья Москательникова

К сожалению Аркадий Марто не смог в дальнейшем поддержать нас в этом трио, поскольку организация концертной деятельности такого проекта довольно сложная, а подготовка требует времени, средств и сил. Это серьёзная импровизационная музыка с использованием различных современных технологий, рассчитанная на подготовленную публику.

Лично я считаю, что подобные проекты просто необходимо выпускать, чтобы серьёзная, не развлекательная, но и не полностью академическая, музыкальная культура в России развивалась... Если государство по каким-то причинам не занимается этим, то мы сами делаем это и будем продолжать. За этим – будущее.

  • Как вы оказались в проекте ЭДО?

– Проект ЛЕТОВ-МАРТО-БИЧАН у нас дальше одной записи не пошёл, а что-то продолжать совместное хотелось. Как-то беседовали с Сергеем по телефону, и разговор зашёл о творчестве Егора, и я предложил посмотреть в сторону творческого наследия, которое он оставил. Сергей согласился, что неплохо было бы, тем более что недавно как раз об этом шёл разговор с Сергеем Анатольевичем Попковым, директором группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и директором ФОНДА ЕГОРА ЛЕТОВА «СИЯНИЕ». Собственно говоря, так и зародилась эта история. Раз такая мысль возникла не у одного человека, я понял, что, видимо, время пришло. И как-то действительно всё стало складываться. Проект существует уже почти полтора года, начали фактически сразу с записи.

Николай Бичан. ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Концерт в Омске.  Фото "Омск здесь"
Николай Бичан. ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Концерт в Омске. Фото "Омск здесь"
  • Как отбирали композиции для проекта?

– Мы записали десять композиций. Было некоторое количество вещей, которые я хотел сделать сам... Две из них, к сожалению, пришлось отмести: «Вечную весну», потому что она написана в соавторстве с Игорем Жевтуном и Константином Рябиновым, и «Мы идем в тишине» – это Лукича песня. Я, несмотря на то, что мы с Димой были знакомы, не знал, что это его текст... «Рваные бусы», малоизвестную песню Егора, предложил Попков, я с большим удовольствием согласился.

  • Вы как-то соотносились со смысловой составляющей оригиналов, делая аранжировки для ЭДО?

– Конечно. Те же «Рваные бусы» в моем представлении, если очень сильно упрощать, – это попытка Егора сыграть блюз. Насколько она удачная, не берусь судить, потому что, когда все это записывалось, условия, в которых осуществлялась звукозапись альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ того периода, мягко скажем, были далеки от идеальных. Изначально песня была написана в размере шесть восьмых, но мне пришло в голову сделать её на пять восьмых, чтобы сломать эту блюзовую мерность. Если брать текст отдельно от музыки, как мы с Сергеем Попковым обсуждали, то это такой «разговор в автобусе», когда ты слышишь какие-то отдельные, не связанные между собой реплики… Я поставил себе задачу передать эту атмосферу, этот «несвязный разговор», уже музыкальными инструментами. Запись производилась наложением: я сделал основу и попросил музыкантов, каждого в отдельности, сыграть то, как они чувствуют эту песню, при этом не слыша то, что до них записали другие… Далее я использовал коллажную технику монтажа записанного – компоновал: кто, в какой момент и как будет звучать. Затем делал уже финальный микс.

  • Читала, что у некоторых композиций есть шесть-семь вариантов звучания…

– В композиции «Рваные бусы» было семь вариантов сведения. Могу сказать, что у композиции «Billie Jean» Майкла Джексона было тридцать с чем-то вариантов сведения. Катушки с миксами валялись по всей студии (смеётся)…

С «Рваными бусами» вот как получилось. Поскольку в моем представлении это такой «летовский блюз» – это очень условно, конечно – я решил, что на гитаре должен сыграть Олег «Доктор Дон». Это блюзовый питерский музыкант, очень весёлый человек. Он сначала не понял, куда вообще я его позвал. Потом, когда понял, говорит: «Да где я, а где всё это?». В итоге Олег записал свою партию, мне очень понравилось то чувство, которое он вложил в свою игру. Я сделал первые версии микса и одну из них отправил Сергею Фёдоровичу. Сергей послушал и говорит: «Что это за такая американская гитара, зачем она здесь нужна?» В общем, на седьмом варианте микса сошлись, и гитара Олега идеально пришлась ко двору. Сергей Фёдорович оценил по достоинству и одобрил. Вообще «Рваные бусы» – уникальная композиция, в её записи приняло участие большое количество уникальных музыкантов. Например, Олег Скиба, основатель группы МАНУФАКТУРА, сыграл на рояле. Вы его в записях вообще практически нигде сейчас не услышите. Помимо «Доктора Дона» ещё одну гитарную партию сыграл Илья Разин, солист группы ПОЛЮСА. На электроконтрабасе сыграл Кирилл Клюшин, с которым мы работаем в рамках проекта ОРКиКО (проект сооснователя, автора большинства текстов и музыканта группы АУКЦЫОН Дмитрия Озерского, в котором также участвуют музыканты группы «Ы» Николай Рубанов и Михаил Коловский). Дмитрий Тыквин сыграл на уникальном инструменте – препарированный цинь, а мой коллега по академической музыкальной деятельности Алексей Калашников – на альте. Вообще этот проект собрал очень интересных и самобытных музыкантов.

ОРКиКО. Михаил Коловский, Дмитрий Озерский, Николай Бичан, Дмитрий Тыквин, Николай Рубанов,  Кирилл Клюшин, Олег Шарр. Фото Юлии Коломейченко, Виктории Микиной (Тыквин), Клавдии Касихиной (Озерский)
ОРКиКО. Михаил Коловский, Дмитрий Озерский, Николай Бичан, Дмитрий Тыквин, Николай Рубанов, Кирилл Клюшин, Олег Шарр. Фото Юлии Коломейченко, Виктории Микиной (Тыквин), Клавдии Касихиной (Озерский)
  • Помимо гитар и синтезаторов вы используете необычные инструменты: в этом списке терменвокс, сякухати, виола да гамба, бузуки, лютня, флейта траверсо, вистл… Как появилось всё это разнообразие и для чего?

– Некоторые летовские вещи, та же «Офелия», например, у меня почему-то всегда ассоциировались с барочной музыкой. Поэтому в записи мы использовали довольно много барочных инструментов, которые в свою очередь появились из арабских. Например, лютня – это уд (безладовый струнный инструмент), на гриф которого поставлены жильные лады, чтобы в более-менее темперированном строе играть. Опять же барочная флейта траверсо – ближневосточная флейта ней, только на ней стали играть немного по-другому, в европейской манере.

На лютне, бузуки, флейте траверсо, вистле сыграл Игорь Лисов, замечательный музыкант, лидер коллектива ЗЕЛЕНЫЕ РУКАВА, который исполняет средневековую, барочную, фолк- и рок-музыку. На виолу да гамба я пригласил своего старого друга Руста Позюмского, тоже барочного музыканта. Мы вместе учились, а в 90-е объездили с ним в рамках оркестровой деятельности пол-Европы, он тогда ещё на альте играл. На терменвокс позвал Володю Китляра, с которым мы вместе участвуем в проекте RADIO.KUNST.

Проекте RADIO.KUNST. Владимир Китляр, Денис Рачков, Андрей Кулёмин, Михаил Николаев, Дарья Китляр
Проекте RADIO.KUNST. Владимир Китляр, Денис Рачков, Андрей Кулёмин, Михаил Николаев, Дарья Китляр

А Алексей Лушников на своей студии Ingriasound в композицию «Евангелие» записал партию на таком инструменте, как волны Мартено. Это такой, грубо говоря, терменвокс, только с клавишами. Изобретен в 1928 году во Франции. Также Алексей сыграл в этой композиции ещё и на безладовой бас-гитаре. По итогу в «Евангелии» в записи поучаствовало два «безладовых» басиста. Первую половину сыграл Алексей, вторую – Борис Михайлов, бас-гитарист и клавишник, который принимает участие во многих моих проектах, в частности, в BICHAN ORCHESTRA. Ещё хочется с благодарностью упомянуть Максима Белякова, сыгравшего в нескольких композициях на электронной перкуссии, Андрея Кулёмина, сыгравшего на синтезаторах в некоторых композициях, Сергея Буренкова – нашего с Сергеем Летовым давнего друга, который также сыграл в нескольких композициях на басу, и мою дочь – Весну Бичан, сыгравшую на окарине также в композиции «Евангелие».

  • Я послушала какие-то записи ЭДО live с терменвоксом. Такая немного потусторонняя ОБОРОНА получается…

– Терменвокс – уникальный музыкальный инструмент, изобретенный Львом Терменом в 1920 году. Для игры на нем не требуется физического контакта: музыкант изменяет высоту и громкость звука, двигая руками в электромагнитном поле, создаваемом антеннами инструмента. Терменвокс дает такое электронное, немного потустороннее, я бы сказал: «лунное», звучание, да. В записи он использован в двух композициях: «Офелия» и «Всё идёт по плану».

  • Что с пластинкой? Выход записи планировался в 2025 году…

– Закончив работу по альбому ЭДО, я отправил миксы на мастеринг своему коллеге, близкому другу – Юрию Щербакову, одному из лучших мастеринг-инженеров в России. Буквально недавно он отдал мне готовые мастера – и под цифровое издание, и под винил. Совместно с Сергеем Попковым я отредактировал материал для издания на виниле, поскольку общее время звучания альбома больше, чем это возможно вместить на пластинку. Выпуск винила зависит не от меня, а от Попкова, который занимается исполнительным продюсированием проекта.

ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Екатерина "Точилка" Бичан, Николай Бичан, Сергей Летов. Фото Веры Серебряковой
ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВАЯ ОБОРОНА. Екатерина "Точилка" Бичан, Николай Бичан, Сергей Летов. Фото Веры Серебряковой
  • Расскажите о разнице между концертной версией ЭДО и проектом в записи.

– Как правило, запись отличается от концерта, и это абсолютно нормально. То, что ты можешь сделать в студии, зачастую сложно, иногда просто невозможно, сделать на концерте. Зато крайне редко удаётся передать в студии тот драйв, который присущ именно концертному исполнению. Пока что мы играем концерты в основном вдвоём с Сергеем Летовым. Я играю на гитаре, а Сергей на тенор саксофоне и электронном духовом инструменте Roland Aerophone. У нас есть сделанные мною концертные версии аранжировок, которые мы в качестве аккомпанемента запускаем на концертах со специального устройства. В этих аранжировках в записи присутствуют многие инструменты из тех, что использовались в студии при создании альбома. Иногда, когда позволяют условия, на концертах к нам присоединяются Владимир Китляр c терменвоксом и бас-гитаристки Екатерина Бичан или Дарья Китляр. Обе они принимали участие в записи альбома, каждая сыграла в одной из композиций. Катя, жена моя, известна по участию в группах ДЕВОЧКИ НЕ ХОТЯТ и СТЕРЕОШУМ, а Даша, дочь Володи, поёт и играет на бас-гитаре в проекте RADIO.KUNST.

  • На концерты ЭЛЕКТРО-ДЖАЗОВОЙ ОБОРОНЫ какая публика приходит?

– Абсолютно разные люди. Поклонники Летова ходят, и любители интеллектуальной музыки тоже ходят. Довольно широкое получилось полотно, каждый найдёт что-то своё, если он открыт для восприятия.

Беседовала virlenka.

Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: