В середине 1970-х годов в Советском Союзе наступил настоящий расцвет бытовой радиоаппаратуры. На смену громоздким ламповым гигантам приходили более компактные, экономичные и совершенные транзисторные модели. Одним из ярких представителей этого перехода, настоящей «звездой» гостиных того времени, стала радиола «Мелодия-102», которую с 1976 года начал выпускать знаменитый Рижский радиозавод имени Попова.
Эта радиола относилась к первому классу — это был показатель качества, мощности и полноты функций. Она создавалась не с нуля, а стала развитием успешной стереофонической модели «Мелодия-101». Но её историческая миссия была ещё значительнее: «Мелодия-102» стала достойной преемницей и окончательно сменила на конвейере очень популярную, но уже морально устаревшую ламповую радиолу «Ригонда-102». Так в дома советских граждан пришла новая, более прогрессивная эпоха звуковоспроизведения.
Что умела «Мелодия-102»? Возможности на все случаи жизни
Радиола была настоящим комбайном для меломана. Она предоставляла доступ ко всему звуковому миру, доступному в СССР:
· Радиоприём: Можно было ловить станции на всех возможных диапазонах: ДВ (длинные волны), СВ (средние волны), целых три поддиапазона КВ (короткие волны — для приёма зарубежных и дальних станций) и, что особенно важно, УКВ (ультракороткие волны). Именно в этом диапазоне велось стереофоническое FM-вещание с наилучшим качеством звука.
· Воспроизведение пластинок: Встроенный электропроигрыватель позволял слушать виниловые диски на 33 и 45 оборотов в минуту. В радиоле использовалась современная для того времени ЭПУ (электропроигрывающее устройство) модели II-ЭПУ-60.
Сердце и голос: что внутри корпуса?
Качество звука у аппаратов первого класса было на первом месте. Инженеры Рижского завода оснастили «Мелодию-102» солидной акустической системой.
В её большом деревянном корпусе было установлено целыхсемь динамических головок (громкоговорителей):
- Четыре низкочастотных динамика 4ГД-35 — они отвечали за мощные басы и середину.
- Одна среднечастотная головка 3ГД-31.
- Две высокочастотные «пищалки» 1ГД-40 — для чётких высоких нот и детализации звука.
Такая сложная система разделения частот по разным динамиками (прообраз современных многополосных колонок) обеспечивала чистый, насыщенный и объёмный звук, который сильно выигрывал у простых «ящиков» с одним-двумя динамиками.
Технические особенности, которые оценили знатоки
Приёмник радиолы был напичкан передовыми для массового производства функциями:
· Система БШН (безумная настройка) — когда вы крутили ручку настройки между станциями, раздражающий шипящий белый шум приглушался. Это было невероятно удобно.
· Фиксированная настройка на 3 УКВ-станции — можно было один раз точно настроиться на любимые FM-радиостанции (например, «Маяк» в стерео), запомнить их, а потом переключать между ними простым нажатием кнопки, как на современной магнитоле.
· Мощная система АРУ (автоматическая регулировка усиления) — она следила за тем, чтобы громкость сигнала оставалась постоянной, даже если сам радиосигнал на входе «прыгал» по силе. Система была очень эффективной: при тысячекратном (!) изменении входного сигнала выходной менялся лишь в два раза.
Эволюция: появление упрощённой версии «Мелодия-102А»
Уже через год, в 1977 году, завод выпустил модифицированную версию — «Мелодия-102А». Главное изменение коснулось акустики: чтобы немного удешевить конструкцию, в ней оставили только три динамика: один низкочастотный 4ГД-35 и два высокочастотных 1ГД-40. Среднечастотный динамик 3ГД-31 убрали. Как ни странно, согласно заключениям того времени, это особо не сказалось на качестве звучания в глазах (и ушах) большинства пользователей. Частотная характеристика тракта низкой частоты осталась практически неизменной. Во всём остальном, кроме мелких корректировок в схеме, радиолы были идентичны.
Технические характеристики «Мелодии-102» простыми словами
· Чувствительность: Это способность «услышать» слабые станции. На внешнюю антенну радиола ловила очень слабые сигналы: на ДВ — от 150 микровольт, на СВ и КВ — от 100 микровольт, а на современном УКВ-диапазоне — всего от 5 микровольт. При использовании встроенной магнитной антенны (удобно в городе) чувствительность составляла 2 мВ/м для ДВ и 1.5 мВ/м для СВ.
· Селективность (избирательность): Способность отстроиться от мешающей соседней радиостанции. В диапазонах ДВ и СВ этот параметр был очень хорошим — 40 децибел.
· Полоса звуковых частот (диапазон воспроизводимых частот): Показывает, какие низкие и высокие ноты может воспроизвести аппарат. Для АМ-приёма (ДВ, СВ, КВ) она составляла от 63 до 6300 Герц — это стандартное качество для радиовещания того времени. А вот для стереофонического УКВ-приёма и для проигрывателя пластинок диапазон был шире и лучше: от 63 до 12500 Герц. Звук был полнее и детальнее.
· Мощность: Номинальная (постоянная) выходная мощность усилителя составляла 5 Ватт, а максимальная (пиковая) могла достигать 9 Ватт. Для домашнего использования в квартире типовой постройки этой мощности было более чем достаточно, звук мог заполнить всё помещение.
· Потребляемая мощность: В режиме радиоприёмника радиола «съедала» около 30 Ватт в час, а при включённом проигрывателе пластинок — около 42 Ватт. Для сравнения, ламповые предшественники потребляли в разы больше.
· Габариты и вес: Это был солидный аппарат. Его размеры (без декоративных ножек) — 63 см в ширину, 50 см в высоту и почти 34 см в глубину. Весила радиола около 23 килограммов, что требовало для неё отдельной прочной тумбы или серванта.
Заключение: наследие «Мелодии»
Радиола «Мелодия-102» и её упрощённая сестра «102-А» стали настоящими долгожителями на советском рынке. Они воплощали в себе переходную эпоху: передовые транзисторные технологии, отличное для своего времени качество звука, особенно в стерео-УКВ, и полный набор функций для самого взыскательного слушателя. Это был не просто «радиоприёмник с проигрывателем», а настоящий домашний развлекательный центр 1970-х, символ благополучия и хорошего музыкального вкуса хозяев. Многие экземпляры, пережив десятилетия, до сих пор работают и радуют своих владельцев тёплым «винтажным» звуком, напоминая о золотой эре советской радиопромышленности.