Я в отпуске. Вернусь в самом конце января. Но чтобы вы не скучали, постараюсь воспользоваться функционалом Дзета под названием "Опубликовать позже". Пусть Дзен понемногу грузит материал с газетными вырезками, которые относятся к июльскому полету Аполлона-11. Надеюсь, кому-нибудь это будет интересно. Периодичность... дня два-три, думаю. Третья партия вырезок.
Космическая обезьяна умерла; назначено вскрытие
Автор: Объединённое пресс-агентство (UPI)
ГОНОЛУЛУ, 8 июля — Обезьяна Бонни, участвовавшая в космическом эксперименте, скончалась сегодня менее чем через 12 часов после аварийной посадки в Тихом океане, которая произошла на три недели раньше запланированного срока. По предварительным данным, на работу капсулы могло повлиять переохлаждение.
Самец обезьяны-макаки с хвостом весом 14 фунтов (около 6,4 кг) был поднят из воды вблизи Гонолулу в 13:00 вчера и немедленно доставлен в отделение интенсивной терапии на авиабазе Хиккам. Сначала учёные сообщили, что он реагирует положительно, однако вскоре после полуночи Бонни умер.
Чиновники заявили, что на авиабазе Хиккам будет проведено полное вскрытие, однако точные сроки его начала пока неизвестны.
Доктор У. Рот Эди, ведущий исследователь 92-миллионного проекта Биоспутник-3, отметил, что может пройти несколько месяцев, прежде чем станет известна причина смерти.
На данный момент нет конкретных признаков сердечной или мозговой недостаточности, которые позволили бы сразу определить проблему, — сказал доктор Эди. Он добавил, что уже на девятый день из запланированного месячного полёта у обезьяны была зафиксирована пониженная температура тела.
Это был единственный признак, указывавший, что примат не адаптируется, — пояснил он.
Учёные приняли решение досрочно завершить полёт после 130 витков вокруг Земли за девять дней, поскольку снижение температуры тела угрожало серьёзному ухудшением состояния обезьяны. Сообщалось, что Бонни стал вялым и потерял интерес к заданиям.
До запуска представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) заявляли, что эксперимент, направленный на изучение влияния длительного пребывания в состоянии невесомости, должен был продолжаться как минимум 15 дней, чтобы считаться успешным. Официальные лица НАСА также отмечали, что судьба четвёртого запланированного на следующий год эксперимента с биоспутником зависела от результатов полёта Бонни.
Рекорд продолжительности пребывания животного в космосе — 22 дня — был установлен в 1966 году двумя советскими собаками. Рекорд для человека — 14 дней — был установлен экипажем Джемини-7: полковником ВВС США Фрэнком Борманом и капитаном ВМС США Джеймсом Ловеллом в 1965 году.
Доктор Эди предположил, что пониженная температура тела обезьяны могла быть вызвана либо тем, что внутри капсулы было холоднее, чем предполагалось, либо снижением метаболизма у самого животного.
Исследователь также отметил, что между вторым и третьим днями эксперимента у обезьяны произошёл сдвиг в суточном ритме.
Его биологический ритм оказался значительно длиннее нормального, — сказал он. — Он существенно отклонился от ожидаемого цикла питания и сна.
Бонни была выведена на орбиту с мыса Кеннеди 28 июня.
Опубликовано: 9 июля 1969 г.
© The New York Times
Вскрытие показало, что Бонни умерла от сердечной недостаточности
ГОНОЛУЛУ, 9 июля (UPI). — Предварительные результаты вскрытия, обнародованные сегодня, свидетельствуют, что космическая обезьяна Бонни, вероятно, умерла от сердечной недостаточности, вызванной сочетанием невесомости, малоподвижности и пониженной температуры внутри космической капсулы.
Самец обезьяны-макаки с хвостом весом 14 фунтов (около 6,4 кг) скончался вчера после досрочного возвращения на Землю с прерванной 30-дневной орбитальной миссии.
Согласно отчёту о вскрытии, у Бонни были обнаружены незначительные повреждения внутренних органов, вероятно, вызванные перегрузками при спуске.
Отсутствие тепла вследствие малоподвижности, воздействия невесомости (нулевой гравитации) и прохладной температуры в капсуле (около 20–21 °C) считаются основными причинами гибели животного, — заявили учёные.
Опубликовано: 10 июля 1969 г.
© The New York Times
Лунной команде помогают аварийные ситуации
Автор: Джон Нобл Уилфорд
Специально для The New York Times
МЫС КЕННЕДИ, Флорида, 9 июля — Прежде чем астронавты Аполлона-11 отправятся на следующей неделе в свой исторический полёт к Луне, они уже станут настоящими ветеранами этого путешествия — именно благодаря таким тренировкам, какую они провели сегодня.
Ранним утром трое астронавтов — гражданин Нил А. Армстронг и военные лётчики полковник Эдвин Э. Олдрин-младший и подполковник Майкл Коллинз из ВВС — сняли туфли и в носках забрались внутрь странного аппарата, известного как симулятор миссии Аполлон.
Снаружи эта 40-тонная, 9-метровая конструкция из коричневого металла с причудливыми выступами скрывает телевизионные камеры, пять тонн зеркал и линз, а также сложнейшую электронику, созданную для имитации звуков, изображений, манёвров и даже неисправностей настоящей лунной миссии.
Модель командного корабля
Внутри кабина представляет собой почти точную копию командного модуля, на котором трое астронавтов стартуют к Луне в следующую среду, 16 июля. Все приборы, табло, переключатели, ручные органы управления и дисплеи компьютера идентичны тем, что установлены в реальном космическом корабле.
Он сделан максимально приближённо к оригиналу — настолько, насколько это вообще возможно, — сказал 34-летний Райли Д. МакКафферти, руководитель отдела симуляций, показывая посетителю здание подготовки экипажей, где астронавты проходили предпоследнюю полную тренировку перед миссией.
Почти восемь часов подряд, пока инструкторы управляли четырьмя компьютерами симулятора, трое астронавтов снова и снова отрабатывали первые 12 минут полёта.
Аварийные ситуации по заказу
Иногда имитация старта проходила без происшествий, и их космический корабль благополучно выводился на орбиту Земли. В других случаях, чтобы проверить реакцию астронавтов и их знание систем, инструкторы заставляли компьютер вводить одну или две неисправности.
Некоторые из этих проблем были достаточно серьёзными, чтобы заставить астронавтов прервать полёт — они нажимали кнопку аварийного спасения, которая в реальной ситуации запустила бы спасательную ракету и отвела бы капсулу от гигантской ракеты-носителя Сатурн-5.
Астронавты никогда не знали, когда и какие именно неисправности возникнут. Не знали об этом и диспетчеры в Центре пилотируемых космических полётов в Хьюстоне — для них эта тренировка была репетицией не в меньшей степени, чем для самого экипажа.
Г-н МакКафферти отметил, что компьютеры способны имитировать 1700 различных неисправностей, с которыми астронавтам и диспетчерам может потребоваться справиться. Они варьируются от перегрева или падения давления в топливном баке до полного отказа ракетного двигателя.
Обычно неисправности заранее включаются в сценарий тренировки, пояснил г-н МакКафферти, но если мы замечаем тенденцию к ошибке со стороны астронавта или диспетчера, можем добавить ещё одну проблему, чтобы преподать им небольшой урок.
После каждой сессии симуляции астронавты выходили из тренажёра и по телефону проводили разбор полётов с руководителем полётов в Хьюстоне.
Однажды подполковник Коллинз, одетый в тёмные брюки и зелёную рубашку-поло, подошёл к инструкторам у их П-образной консоли, держа в руках лист бумаги и задавая вопросы.
Судя по их злорадному смеху, — сказал г-н МакКафферти, имея в виду инструкторов, — я бы сказал, что они его поймали на чём-то.
Задача инструкторов, по словам МакКафферти, — изучать людей, выявлять их сильные и слабые стороны и проверять, насколько адекватны процедуры миссии.
Официальных оценок астронавтам не ставят, но ежедневно инструкторы обсуждают их прогресс с Дональдом К. Слейтоном, начальником отдела подготовки экипажей.
Отработка каждого этапа
За последние два месяца каждый из астронавтов провёл почти по 400 часов в симуляторах как здесь, так и в космическом центре в Хьюстоне, отрабатывая каждый этап восьмидневной миссии: запуск, операции на околоземной орбите, включение двигателя для выхода из орбиты и полёта к Луне, выход на лунную орбиту, посадку на поверхность, взлёт с Луны и возвращение на Землю.
Когда они отрабатывают посадку на Луну, г-н Армстронг и полковник Олдрин занимают места в другом тренажёре, расположенном в том же просторном зале с высоким потолком, — это симулятор лунного посадочного модуля. Именно эти двое совершат посадку на Луну, в то время как полковник Коллинз останется на борту командного корабля на орбите.
Специальная телекамера, сканирующая макет лунной поверхности, проецирует реалистичное изображение Луны в иллюминаторы симулятора. Аналогичные изображения Земли, Луны и звёзд проецируются и для астронавтов в симуляторе командного корабля.
Завтра экипаж Аполлона-11 планирует отработать манёвры выхода из низкой околоземной орбиты для начала полёта к Луне. Это будет последняя запланированная тренировка с участием центра управления полётами в Хьюстоне.
Официальные лица заявили, что обратный отсчёт к запуску Аполлона-11 начнётся завтра в 20:00 и продлится шесть дней вплоть до намеченного старта в среду в 9:32 утра. Сегодня вечером сообщили, что все подготовительные работы перед началом отсчёта идут в точном соответствии с графиком.
Опубликовано: 10 июля 1969 г.
© The New York Times
Обратный отсчёт к запуску аполлона начался
Команды на старте приступили к проверке лунного корабля
Автор: Джон Нобл Уилфорд
Специально для The New York Times
МЫС КЕННЕДИ, Флорида, 10 июля — Сегодня в 20:00 начался длительный обратный отсчёт к первой в истории попытке человека высадиться на другое небесное тело — Луну.
Никакой волшебной кнопки не нажимали и переключателей не переворачивали. Просто в контрольной комнате у стартовой площадки заработали часы, отсчитывающие 93 часа до запланированного старта в среду, 16 июля, в 9:32 утра по восточному летнему времени США.
С этого момента специалисты по запуску начали подавать электропитание на трёхступенчатую ракету-носитель Сатурн-5 и космический корабль Аполлон-11, чтобы провести серию компьютерных проверок сложнейших систем, предназначенных для доставки трёх человек на Луну.
Хотя общий отсчёт составляет 93 часа, более 40 часов из них отведены под так называемые паузы (hold periods) — временные остановки обратного отсчёта, позволяющие командам отдохнуть или наверстать отставание в подготовке. Эти паузы служат резервом на случай возможных задержек.
Ранее в тот же день техники спешно направились к стартовой площадке 39-A, чтобы устранить утечку в первой ступени ракеты. Ожидалось, что эта проблема не повлияет на график запуска.
Утечка была обнаружена у основания одного из четырёх баллонов с гелием под высоким давлением, установленных внутри бака с жидким кислородом. Эти баллоны являются частью системы, которая поддерживает давление в баке с жидким кислородом, выталкивая топливо в пять ракетных двигателей, обеспечивающих первоначальный разгон корабля от Земли к Луне.
Поздно днём двое ремонтников смогли устранить утечку, просто подтянув ослабленную гайку. Для этого им пришлось проникнуть внутрь пустого бака с жидким кислородом.
Представители проекта сообщили, что проблема успешно решена, — заявило Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Сатурны всегда стартовали точно в срок
Практически у всех пяти предыдущих ракет Сатурн-5 возникали аналогичные утечки на той или иной ступени. Тем не менее, все пять ракет были запущены в пределах нескольких секунд от расчётного времени.
Пока команды на старте готовились к началу обратного отсчёта, трое астронавтов — гражданин Нил А. Армстронг и военные лётчики полковник Эдвин Э. Олдрин-младший и подполковник Майкл Коллинз из ВВС — большую часть дня провели в тренажёре командного модуля, отрабатывая включение двигателя, необходимое для выхода с низкой околоземной орбиты на траекторию полёта к Луне.
Речь идёт о повторном запуске двигателя третьей ступени Сатурна-5, который должен произойти через 2 часа 44 минуты после старта, когда корабль будет пролетать над Тихим океаном.
Завтра трое астронавтов пройдут последнее крупное медицинское обследование перед запуском.
Непосредственно в подготовке к обратному отсчёту астронавты участвовать не будут до самого утра старта. Пока команды на стартовой площадке проверяют и заправляют ракету, астронавты должны повторить план полёта, посовещаться с руководителями миссии и провести дополнительные тренировки в симуляторах космического корабля.
В целях предосторожности от простуды или других заболеваний, способных сорвать миссию, трое астронавтов находятся в условиях полукарантина в жилом корпусе экипажа.
Тщательному наблюдению также подвергаются все члены тренировочных команд, контактирующие с астронавтами. У входа в здание подготовки экипажей висит знак: Содействуйте успеху миссии. Сообщайте обо всех симптомах заболевания в службу охраны труда и здоровья.
Последняя пресс-конференция с участием астронавтов запланирована на понедельник в 19:00. Однако журналистам не разрешат находиться в одной комнате с экипажем: 30-минутная сессия будет проводиться по системе закрытого телевещания.
Мистер Армстронг и полковник Олдрин должны совершить посадку на Луну 20 июля и выйти наружу из посадочного аппарата ранним утром 21 июля. Полковник Коллинз в это время останется на борту командного корабля, обращающегося вокруг Луны, на протяжении 22 часов, пока двое его товарищей находятся на поверхности.
Ожидается, что Аполлон-11 вернётся на Землю 24 июля, совершив приводнение в Тихом океане.
Опубликовано: 11 июля 1969 г.
© The New York Times
Туристы заполонили Кокоа-Бич с началом обратного отсчёта к запуску Аполлона
Автор: Бернард Вайнруб
Специально для The New York Times
Кокоа-Бич, Флорида, 10 июля — К девяти часам утра шоссе уже кишели прицепами, автобусами и автомобилями. Туристы направляли фотоаппараты на переполненный пляж с твёрдым песком и на вывески мотелей с надписями: Обратный отсчёт начался.
В течение всего дня температура держится около 38 °C, оставляя океан и бассейны тёплыми и мутными. Кондиционируемые холлы мотелей на шоссе A-1A превратились в сумятицу: потные портье, кричащие дети, раздражённые родители, звонки телефонов и громкий смех мужчин в мадрасовых пиджаках, держащих в руках пластиковые стаканы с Кровавой Мэри ещё в середине утра.
Сегодня в 20:00, когда солнце всё ещё палило пляж, начался обратный отсчёт к миссии по высадке на Луну.
Этот прибрежный город, рождённый в космическую эпоху, ждёт события с тревожным волнением.
Чёрт возьми, это оно! — воскликнул Чарльз Р. Джонсен, директор бюро по делам конгрессов и туристов Торговой палаты мыса Кеннеди. — После 14 лет здесь я снова чувствую себя почти ребёнком, с таким же предвкушением, как перед Рождеством.
Ожидается, что почти миллион туристов заполнят центральную Флориду к запуску Аполлона-11 в среду — приток посетителей принесёт от 4 до 5 миллионов долларов дохода финансово ослабленному округу Бревард.
Повсюду — в магазинах, заваленных игрушками Аполлон-11 по $2,98, в ресторанах, предлагающих стартовые мартины за $1,25, в супермаркетах с вывесками Будем работать всю ночь перед запуском — этот городок с населением 13 500 человек и соседние поселения полностью поглощены предстоящей миссией.
Об этом волнении даже не нужно говорить — оно витает в воздухе, — сказал доктор Бёртон Поднос, 38-летний психиатр и директор местного центра психического здоровья. — Дети буквально разыгрывают на себе эмоциональное напряжение родителей, работающих в космической программе. Сейчас мы получаем всё больше звонков от родителей: „Не знаем, что делать с Джонни — в эту неделю он совершенно вышел из-под контроля“.
Практически каждый день полицейские, сотрудники гражданской обороны и представители космического агентства проводят совещания и обсуждают по телефону последние корректировки плана на день запуска — включая размещение 1000 полицейских и волонтёров, 30 машин скорой помощи, армейского вертолёта и даже 10 городских лодок и патрульной эскадрильи Береговой охраны, которые будут патрулировать реку Банана, где выстроится около 1000 частных лодок с такими названиями, как Мисс Сверхурочные и Мисс Доплата.
Официальные лица открыто нервничают из-за 300 000 автомобилей, которые, как ожидается, хлынут в округ. Это эквивалент 1600 километров автомобилей, припаркованных вплотную друг к другу, — сказал Герберт У. Джонсон, директор штаба гражданской обороны округа, расположенного под землёй и служащего оперативным центром по транспорту и безопасности. — А у нас всего 1600 километров дорог, то есть физически все дороги округа могут быть полностью заняты машинами.
В этот жаркий, безветренный день в Кокоа-Бич растущий поток туристов влияет буквально на всё: на настроение и решения людей, на разговоры, на все возрастные группы и каждого жителя этого города, окружённого дюнами и пальмами-сабаль.
Рядом с рестораном George’s Steak House, оформленным в стиле галактики — с телефонными будками в форме капсул Джемини и барными стульями с ремнями безопасности, — совладелец Уолт Кросли по телефону заказывал 3000 стейков и дополнительные запасы хлеба и молока на начало следующей недели.
Мы считаем, что еды в регионе не хватит, — сказал 31-летний ресторатор, выразив обеспокоенность, распространённую среди бизнесменов. — Грузовики с продовольствием не смогут пробиться сквозь пробки, поэтому мы должны запастись заранее.
Беспокойство вызывал и приток 5000 VIP-персон. Хотя около 100 послов и 225 конгрессменов прибудут правительственными самолётами утром в день запуска и улетят позже в тот же день, некоторые чиновники из НАСА и местных властей переживали насчёт мэров 140 крупнейших городов, которых пригласили, а также учёных, профессоров, видных бизнесменов и артистов, которые могут приехать за день или два до старта.
Все 30 мотелей в округе Бревард забронированы — некоторые почти на год вперёд. Переполнены даже мотели в Дейтона-Бич (75 миль к северу) и Орландо (60 миль к западу). В самом Кокоа-Бич все 300 домов, предложивших размещение гостей (некоторые бесплатно, другие за $20–25 за ночь), полностью заняты.
Нам звонят со всего мира — из Европы, Южной Америки, отовсюду, — сказала миссис Мейбел Уилкинс, пожилая сотрудница из Миссури, работающая в Торговой палате. Она едва положила трубку, как телефон снова зазвонил через 30 секунд.
Только вчера я позвонила в апартаменты Palm East и сказала девушке, что президенту банка Невады срочно нужна комната. Она просто рассмеялась и сказала, что даже Дэррилу Зануку не смогли бы дать комнату. Представляете?
Дефицит гостиничных номеров за пределами Кокоа-Бич повлиял даже на сотни европейцев, мечтавших попасть в лунный тур, организованный авиакомпанией TWA, пятью европейскими газетами и парижским турагентством Taylor Travel Service.
Хотя 375 туристов из Франции, Германии, Испании, Швейцарии и Великобритании должны прибыть в США в понедельник для участия в туре с просмотром запуска, сотни других были вынуждены отказаться из-за отсутствия мест в Орландо, где гости проведут ночь перед запуском. Отклик был просто ошеломляющим, — отметил представитель TWA.
Почти все сферы бизнеса в округе Бревард сейчас процветают благодаря лунной миссии. Мотели закупают и арендуют раскладушки и шезлонги, чтобы расставить их у бассейнов в понедельник и вторник для тех, кто не нашёл номера.
Такие бары, как Ramon’s, The Mouse Trap и The Missile Lounge, чьи вечеринки T.G.I.F. (Слава Богу, наконец-то пятница) — местная традиция, — теперь анонсируют вечеринки T.G.I.F. каждый вечер с музыкальными группами, исполняющими, разумеется, Fly Me To The Moon (Унеси меня на Луну).
Даже серферы из других штатов — обычно приезжающие в Кокоа-Бич осенью, когда ураганные волны поднимают прибой, — уже прибыли сюда на машинах или автостопом.
Мы всё сдали и продали, и при этом даже не наступила серф-сезон, — сказал 16-летний Рон Рубино, владелец магазина досок Soul Surfboards на Северном Атлантическом проспекте. — Большинство арендующих — взрослые, им по 25–30 лет.
И всё же, несмотря на бурное волнение и нашествие туристов, многие бизнесмены и местные жители явно тревожатся о том, что ждёт их в недели и месяцы после Аполлона-11.
В глубине души всех мучает беспокойство, — сказал Билл Тейлор, адвокат, потягивающий джин с тоником в полумраке ресторана Bernard Surf. — Люди просто не знают, останутся ли они здесь или нет.
Ещё до мая, когда Космический центр имени Кеннеди объявил о сокращении 5000 рабочих мест из-за бюджетных ограничений, район Кокоа-Бич уже страдал от финансовых трудностей: нестабильные мотели, падение цен на землю после бума и спекуляций 60-х, целые кварталы с банкротствами магазинов, наполовину пустые жилые комплексы и офисные здания.
Внезапно из-за лунного запуска возникло ощущение, что это последнее грандиозное событие — будто всё просто уносится прочь, — сказала миссис Сьюзи Йоханн, помощница в окружной библиотеке, где на книгу Жалоба Портного зарегистрировано рекордное число из 26 предварительных заказов.
Окружные чиновники подчёркивают, что рекламная кампания по привлечению туристов, а также строительство гигантского Диснейленда в 88 км к западу от Кокоа-Бич окажут существенное влияние на город после открытия парка в 1971 году. Но тревога о будущем всё равно остаётся.
Мы все немного постарели, — сказал Джордж Мегиар, представитель TWA в регионе. — Многие работали по одногодичному контракту. Теперь им нужно продавать дома, дети готовы поступать в колледж, друзья здесь, и им, в общем-то, нравится Кокоа-Бич. После следующей среды будет тяжело многим.
Опубликовано: 11 июля 1969 г.
© The New York Times
Астронавты признаны готовыми к полёту на луну
Они успешно прошли четырёхчасовой медосмотр — настроение отличное
Автор: Джон Нобл Уилфорд
Специально для The New York Times
МЫС КЕННЕДИ, Флорида, 11 июля — Сегодня астронавтам Аполлона-11 официально подтвердили, что они находятся в хорошей физической форме и готовы отправиться в свой полёт к Луне, запланированный на следующую среду.
Семья медицинских экспертов провели тщательное обследование трёх членов экипажа: гражданина Нила А. Армстронга, командира миссии, а также полковника Эдвина Э. Олдрина-младшего и подполковника Майкла Коллинза из ВВС США.
После четырёхчасового медосмотра доктор Чарльз А. Берри, директор по медицинским исследованиям и операциям проекта, сделал следующее заявление:
Их физическое состояние выглядит отлично. Анализ всех данных сегодняшнего медицинского обследования показывает, что экипаж „Аполлона-11“ готов к полёту.
В отличном настроении
Нил, Майк и Базз выглядели в прекрасном настроении, — добавил доктор Берри.
Последние две недели астронавты находились в условиях полукарантина в качестве меры предосторожности, чтобы не подхватить какую-либо инфекцию, способную отложить старт исторической миссии — первой в истории попытки человека высадиться на Луну.
Даже император Эфиопии Хайле Селассие, посетивший сегодня космический центр, не получил разрешения встретиться с экипажем Аполлона-11. Он передал астронавтам свои наилучшие пожелания по телефону из центра управления полётами.
38-летний мистер Армстронг и 39-летний полковник Олдрин должны совершить посадку на Луну 20 июля. Они планируют провести на лунной поверхности 2 часа 40 минут утром 21 июля, начиная с 2:21 по восточному летнему времени США.
38-летний полковник Коллинз останется на борту командного корабля, обращающегося по орбите на высоте 112 км над Луной, ожидая возвращения двух своих товарищей для совместного полёта обратно на Землю. Приводнение в Тихом океане запланировано на 24 июля.
После медицинского обследования астронавты провели послеобеденное время в тренажёрах. Мистер Армстронг и полковник Олдрин отрабатывали посадку и взлёт с Моря Спокойствия на лунном модуле, а полковник Коллинз тренировался удерживать командный корабль на заданной орбите в ожидании стыковки и начала возвращения.
Между тем обратный отсчёт, начавшийся прошлой ночью, продолжается строго по графику, стремясь к запланированному старту в 9:32 утра в следующую среду, сообщило Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Опубликовано: 12 июля 1969 г.
© The New York Times
Заражение лунными породами
Письма редактору The New York Times
Разве сама постановка задачи — осуществить пилотируемую посадку на Луну — не предопределяет фаталистический подход к рискам? Решение не возвращать капсулу на Землю из соображений безопасности, вероятно, было бы морально неприемлемым.
Разумной альтернативой, которую, возможно, ещё не поздно реализовать, является проект по изучению воздействия лунной среды на разнообразные земные формы жизни, включая млекопитающих. Это можно сделать с помощью уже существующих технологий, используя беспилотные капсулы и посадочные аппараты. Благодаря экономии массы полезной нагрузки при беспилотных полётах, такой аппарат после контакта с лунной средой мог бы быть оставлен на лунной орбите на продолжительный и биологически значимый срок, в течение которого данные от бортовых живых систем передавались бы на Землю по телеметрии.
На основании этих данных можно было бы принимать решение о целесообразности возвращения аппарата на Землю. В таком случае капсулу, вероятно, можно было бы доставить в лабораторию НАСА в запечатанном виде — мера, которую доктор Филип Абельсон (редактор журнала Science) справедливо назвал бы крайне опасной в случае с пилотируемым аппаратом, какими бы ни были риски его вскрытия.
Если уж мы всё же собираемся садиться на Луну и возвращаться, то разумно позаботиться о предварительных исследованиях, направленных на оценку непредсказуемых биологических опасностей — ради сохранения жизни на Земле.
Ирвин Х. Кайзер, доктор медицины
Профессор, Медицинский колледж им. Альберта Эйнштейна
Бронкс, 22 июня 1969 г.
Редактору:
Обсуждение опасностей загрязнения земной среды в связи с предстоящей пилотируемой высадкой на Луну — дискуссия, которую газета The Times совершенно справедливо поддерживает, — похоже, упускает из виду одну тревожную сторону проблемы.
Одним потенциальным источником загрязнения могут быть лунные молекулярные системы, способные нанести вред земным организмам. Первые, кто с ними столкнётся, — сами астронавты. Другой потенциальный источник — земные микроорганизмы, доставленные на Луну ранее при беспилотных миссиях и, возможно, мутировавшие под действием лунной среды. В любом случае последствия непредсказуемы и не могут быть оценены на основе имеющихся данных. Предыдущие контакты с лунным веществом происходили лишь с теми молекулами, которые самостоятельно долетали от Луны до Земли, затратив на это значительное время в космосе.
Какую информацию будут иметь в распоряжении специалисты, чтобы определить — испытывает ли астронавт токсическое воздействие лунной среды, или же это инфекция/инвазия, если во время обратного полёта он заболеет или каким-либо ранее не наблюдавшимся образом выйдет за пределы ожидаемых параметров физиологических показателей (например, необъяснимо упадёт артериальное давление)?
Как в столь короткие сроки можно будет принять решение — требуются ли новые меры для предотвращения возможного загрязнения всей земной среды?
Неужели эта проблема настолько неразрешима, что её просто проигнорировали? Или же её решение уже найдено?
Опубликовано: 12 июля 1969 г.
© The New York Times