Найти в Дзене
Прожито

"Отобрал" жену у племянника

Зиночка опустила глаза, как и подобает скромной девице из семьи старообрядцев, когда жених представил её своему двоюродному дядюшке, а тот обжёг невесту горячим взглядом. -Ты - купеческая дочь и выйдешь замуж за купца. Нечего мечтать попусту. Всяк сверчок знай свой шесток, - сурово и с нажимом сказал отец. И Зинаида, дочь купца второй гильдии из семьи староверов Зиминых, подавила горестный вздох. Она с детства видела лавки, торговлю, бухгалтерские книги, слышала разговоры о ценах на соль и мясо, о том, где и как выгоднее продать и купить, но мечтала Зина совершенно о другом. В собственных грёзах она порхала на балах в платьях, оголявших плечи, сверкала драгоценностями, кружилась в танце с блестящими офицерами. Иногда девушка хотела быть хозяйкой модного салона, вести умные разговоры в окружении таких же утончённых людей. Наяву - лес, пенька, паи и торговые сделки. И никакой надежды на чудо. Зимины были середняками, и какой-нибудь дворянин без средств с удовольствием взял бы Зинаиду в ж

Зиночка опустила глаза, как и подобает скромной девице из семьи старообрядцев, когда жених представил её своему двоюродному дядюшке, а тот обжёг невесту горячим взглядом.

-Ты - купеческая дочь и выйдешь замуж за купца. Нечего мечтать попусту. Всяк сверчок знай свой шесток, - сурово и с нажимом сказал отец.

И Зинаида, дочь купца второй гильдии из семьи староверов Зиминых, подавила горестный вздох. Она с детства видела лавки, торговлю, бухгалтерские книги, слышала разговоры о ценах на соль и мясо, о том, где и как выгоднее продать и купить, но мечтала Зина совершенно о другом.

Зинаида Морозова
Зинаида Морозова

В собственных грёзах она порхала на балах в платьях, оголявших плечи, сверкала драгоценностями, кружилась в танце с блестящими офицерами. Иногда девушка хотела быть хозяйкой модного салона, вести умные разговоры в окружении таких же утончённых людей.

Наяву - лес, пенька, паи и торговые сделки. И никакой надежды на чудо. Зимины были середняками, и какой-нибудь дворянин без средств с удовольствием взял бы Зинаиду в жены из-за приданого, она бы получила титул, а салон и балы так бы и растаяли вдалеке, в заботах о многочисленном и шумном семействе.

Но даже этого не могло произойти: девушка из семьи, в которой крестились двумя перстами, должна была выйти замуж в свою же среду. За купца, за старообрядца, за нужного батюшке человека.

В 17 лет отец представил Зине жениха - Сергея Морозова, отпрыска знаменитой купеческой фамилии. Морозовых на самом деле было много. Сергей был старше невесты на 7 лет и уже вполне удачно торговал. В 1884 году пару обвенчали.

На свадьбе Зинаиды и Сергея присутствовал весь цвет купечества, в том числе и Савва Тимофеевич Морозов, будущий знаменитый меценат. Дядя был моложе племянника на два года. Зинаида вздрогнула и опустила взор: мечтать стало поздно.

Савва Морозов
Савва Морозов

Жизнь новой семьи текла спокойно. Муж, как свидетельствовали окружающие, Зинаиду Григорьевну очень любил. Но любви супруга оказалось слишком мало. Они были несхожи во всём. Она - хозяйственная, практичная, смелая, жадная до жизни. Он - мягкий, нерешительный, медлительный.

Зинаида очень скоро поняла, что интеллектуально намного превосходит супруга. Пусть образование ей дали традиционное и домашнее, молодая женщина увлекалась литературой, живописью, бредила театром. Муж же считал, что всё это глупости, предпочитая культурному досугу карточный стол, скачки или охоту.

Зинаида старалась относиться к супругу с уважением, как её учили, избегала ссор, но и муж чувствовал, что в их семейной жизни всё не так.

-Ты мне не пара, - однажды в отчаянии произнёс Сергей Викулович.

Сотни семей жили без любви, их скреплял долг, расчёт, чувство уважения, традиции, внушённая с детства святость и нерушимость брака. Наверное, так прожили бы и Зинаида с Сергеем, но 1887 год изменил всё.

Савва Морозов прислал приглашение родственникам: он устраивал вечеринку в клубе служащих Никольской мануфактуры. Юная Зинаида даже в ладоши захлопала, предвкушая хоть какое-то разнообразие унылому сидению дома. Но муж равнодушно пожал плечами: он собирался на охоту, а значит, жене надлежало сидеть дома.

Зинаида попыталась уговаривать, но супруг вдруг решил проявить твёрдость. Женщина не стерпела. После отъезда супруга она нарядилась, вызвала извозчика и отправилась на праздник сама. Для жены из старообрядческой среды это было отступлением от всяческих правил, неслыханной дерзостью и своеволием.

Савва Тимофеевич был удивлён, но с радостью проводил женщину в зал. Вскоре мать Саввы услышала сплетни о неподобающем поведении сына и молоденькой жены его племянника.

-И думать не смей! Разведенная жена, где это слыхано! Это грех! Он падет не только на тебя, но и на всю нашу семью. Ты - первый жених в Москве, а в дом приведешь бесприданницу, чужую жену, "разводку" беспутную! За тебя пойдет любая, самая знатная, а ты напакостил своему же племяннику! - бушевала строгая матушка Саввы Мария Федоровна, когда сын объявил о своем выборе.

Савва Тимофеевич выслушал маменьку со всем почтением, но всё же сделал так, как хотелось ему. Вскоре о разводе объявила мужу и Зинаида. Когда весть о "падении" дочери дошла до Григория Зимина, то он сказал, что для него было бы легче видеть дочь в саване, чем под вторым венцом.

В конце июня 1888 года Зинаида и Савва Морозовы поженились. На свадьбу муж подарил Зиночке дом на Большой Никитской (а позже и дом на Спиридоновке с уютным садом), родственники торжество проигнорировали. Через девять месяцев после венчания родился первый сын Морозовых - Тимофей. Впрочем, есть данные, что с датами рождения первенца было всё очень туманно и брак был свершён именно из-за интересного положения Зинаиды.

Новая жизнь захватила. Савва Тимофеевич имел гораздо большие возможности, чем её первый супруг. Да, дворянкой она по-прежнему не была, но в доме Морозовых устраивались пышные приемы, собиралась самая изысканная публика.

Зинаида вдруг поняла, что полученного в родительской семье образования ей явно недостаточно, были наняты учителя и Морозова прилежно изучала языки и другие науки, чтобы общаться с теми, кто водил дружбу с Саввой Тимофеевичем на равных. Очень скоро "купчиха", как её презрительно называли злопыхатели, превратилась в одну из самых образованных дам Москвы.

Савва Морозов с детьми
Савва Морозов с детьми

Зинаида не была классической красавицей, но её отличал природный шарм, такт, ум. Купеческая дочь научилась изысканно одеваться, нравиться, если ей этого хотелось. Но сохраняла Морозова и колорит, присущий её сословию. Например, могла ловко "отбрить" зазнавшегося собеседника, ввернув такие выражения, которые заставили бы краснеть благонравных дворянских жен. Ей это прощали - в её исполнении это было пикантно.

Семья Морозовых в силу своего имущественного положения была участником самых масштабных общественных мероприятий, Зинаида в этой атмосфере купалась. Театральные премьеры, выставки, балы, роскошь, которой не имели и многие аристократки - всё было.

Иногда Савва Тимофеевич даже чувствовал неловкость за супругу. Например, в 1896 году на Нижегородской ярмарке, где присутствовала и императорская семья, Зинаида блистала в платье со шлейфом невероятной длины - длиннее, чем у императрицы Александры Фёдоровны. По этикету это было недопустимо, но Морозова этикет проигнорировала, заявив злопыхателям, что её, купчиху, этикету не обучали.

Первые годы нового супружества Зинаиды прошли в согласии и любви, а потом всё как-то разладилось. Савва Тимофеевич не особенно любил мишуру балов и приемов, он начал уставать, а Зинаида не собиралась сдаваться и терять с таким трудом завоеванное право быть в центре внимания. В конце концов Савва и Зинаида отдалились друг от друга.

-Машенька Андреева, конечно, хороша! Морозов теперь стал ярым поклонником Мельпомены! - зашептались, а затем и открыто заговорили в свете о романе Саввы Тимофеевича и актрисы Московского художественного театра.

Мария Андреева
Мария Андреева

Андреева отношений с состоятельным поклонником скрывать не собиралась, Зинаида страдала от ревности. Станиславский однажды написал Андреевой письмо, осуждая ту за интригу с женатым Морозовым. Но этот болезненный для законной жены роман закончился только тогда, когда актриса сама ушла к писателю Максиму Горькому. Савва Тимофеевич вернулся к супруге.

Казалось, семейная жизнь начала налаживаться, но тут заговорили о том, что у Саввы Тимофеевича обнаружилась душевная болезнь. Жена и мать вынуждены были обратиться к докторам.

-Тяжелое нервное расстройство, выражающееся в приступах тоски, подавленности, бессоннице, сменяющейся периодами сильнейшего нервного возбуждения, - постановили знатоки больных душ и прописали меценату лечение за границей.

В Каннах Зинаида Григорьевна в мае 1905 года и нашла мужа бездыханным - счеты с жизнью Савва Тимофеевич свёл сам, ему было 43 года. В России в добровольный уход никто не поверил, современники считали, что с купцом расправились черносотенцы или революционеры. Рабочие Морозовских фабрик, которые Савву Тимофеевича любили, составили даже конспирологическую теорию, что хозяин не умер, просто отказался от богатства и начал новую жизнь.

Деньги не лечат душевные раны, но значительно помогают пережить жизненные невзгоды. Савва Морозов обрёл последнее пристанище на старообрядческом кладбище Москвы, а Зинаида Григорьевна осталась богатой вдовой. Большая часть состояния мужа осталась в её руках: заводы, в том числе и на Урале, несколько помещичьих усадеб, дома, вклады, ценные бумаги.

Через пару лет вдова отправилась под венец в третий раз. Избранником Зинаиды стал московский градоначальник Анатолий Рейнбот. В свете говорили, что брак заключён из чисто практических соображений: муж получал громадные средства и покрытие своих долгов, а жена - дворянство, о котором долго мечтала. В 1912 году имя Зинаиды Григорьевны было внесено в родословную книгу Московской губернии с фамилией Резвая - такой была фамилия бабушки третьего супруга.

После свадьбы отношения с купеческим миром Морозова почти разорвала. Но и в дворянской среде её не спешили принять с распростёртыми объятьями. Выходы в свет случались, но в основном это были театральные постановки.

Третий муж Зинаиды Григорьевны
Третий муж Зинаиды Григорьевны

В 1909 году Зинаида продала дом с садом на Спиридоновке и приобрела имение "Горки" под Москвой. Имение Морозова устроила по последнему слову техники: там был водопровод, паровое отопление, электричество и телефонная связь. Не случайно, пришедшие к власти большевики "Горки" прибрали к рукам и именно там жил Ленин в период болезни, так сказать, болел с комфортом. Но это будет позже.

До революции Зинаиде довелось пережить еще один скандал: муж был уличен в казнокрадстве в 1911 году. Купчиха мужа выручила — адвокатам были заплачены баснословные деньги, но отношения с Рейнботом у нее испортились. В 1916 году брак распался.

После Октябрьской революции 1917 года Зинаида Григорьевна потеряла все. Попытавшись вернуть хотя бы усадьбу, Морозова едва не оказалась под арестом. Почему женщина не эмигрировала? Возможно, не хотела и надеялась на то, что все еще образуется, а потом уже не смогла.

В 1924 году Морозова перебралась в село Ильинское, где и доживала дни, полные лишений. Очень скоро те немногие ценности, которые удалось сохранить при себе (и на себе), были проданы и прожиты. Бывшая богатейшая женщина Российской империи отчаянно нуждалась. Дошло до того, что месяцами не видела мяса и не имела возможности покупать яйца.

В 1930 году режиссер Немирович-Данченко выхлопотал Зинаиде пенсию в память о том, что она была пайщицей театра и вместе с мужем поддерживала искусство, а Савва Тимофеевич еще и активно помогал деньгами революционерам. Пенсия была крохотная, но позволяла хоть как-то держаться на плаву.

-6

Четверо детей Зинаиды и Саввы Морозовых хлебнули всего, что принесло новое время. Первенец, Тимофей Саввич, был расстрелян в 1921 году в Ростове-на-Дону. Младший сын, Савва, родившийся в 1903-м, был неоднократно репрессирован, дожил до 1964 года. Мария, которая родилась в 1890-м, унаследовала психический недуг отца, ее не стало в 1934-м. Елена Саввична, 1895 года рождения, единственная из семьи эмигрировала. Судьба ее — загадка. Последние письма родственники получили от нее из Бразилии в 1947-м, и больше — никаких известий.

Зинаида Григорьевна пережила войну и тихо скончалась в 1947 году, ей было 80 лет. Последние дни ее прошли в обстановке, очень далекой от девичьих грез.

Спасибо, что поддерживаете канал лайками! Мой Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.