На брачном ложе в тончайшей сорочке под богатым одеялом замерла невеста. Она знала, что все случится не сегодня и не с этим привлекательным мужчиной. Он просто "жених по доверенности".
Статный, красивый, в такого она могла бы влюбиться, но... судьбой ей назначен не он и никакой любви их не ожидало. Ее продали, хотя на словах все было иначе, но суть одна - сделка.
Брак - дело политическое
В начале 15 века было ясно, что дни дряхлеющей Византии сочтены. Воинственные османы отрывали от "Второго Рима" жирные куски, придворные думали только о личной наживе, а помогать некогда блистательному граду Константина Великого было некому. Православная Русь была далеко, единоверцы в Европе точно так же стонали под натиском завоевателей, а Рим собирался спасать только себя.
Рим всегда заботился о собственных интересах. Для этих целей хороши были любые сделки, в том числе и браки. В период, когда Византия доживала свои последние годы, у Ватикана возник план по объединению православной и католической церквей. Естественно, под властью Рима.
-Дочь моя, твой долг - послужить укреплению власти истинной церкви, - увещевали прелаты знатных девиц. Ты выйдешь замуж, наставишь мужа в истинной вере, ты не принадлежишь себе.
Одну из таких невест мы все прекрасно знаем - Зоя Палеолог, названная на Руси Софьей. Девушка прибыла в Москву в ноябре 1472 года, чтобы стать второй женой вдового великого князя Ивана Третьего. Много было тревог и интриг в жизни Софьи Фоминичны, но все же ее брак сложился относительно удачно: муж ее любил, у нее были дети, а борьбу за трон для своего сына, будущего Василия Третьего, женщина выиграла, хотя и не насладилась плодами победы, умерев раньше.
Но и до Софьи-Зои Палеолог Рим продавал невест. И не только девушек из династии Палеологов, невест-католичек выдавали за знатных византийцев.
Не оправдала надежд
Малышку, появившуюся на свет в семье графа Малатесты де Пезаро и его жены Элизабетты де Варано, назвали Клеофой (есть вариант имени Клеопа, Клеопатра). Слово "малатеста" переводится, как "дурная голова". Считается, что прозвище предку Клеофы дал император Рудольф за безумную отвагу.
Дядюшка Клеопы в 1417 году занял престол Ватикана под именем Мартина Пятого. Папа имел честолюбивые планы объединить всех христиан против турок османов.
Около 1420 года Клеофу Малатеста "сговорили" с Федором Палеологом, деспотом Мореи, как тогда именовали греческое государство в составе Византийской империи. Юная дева (ей было около пятнадцати лет) будущего жениха не видела, ее чувства вообще никого не интересовали. Брак нужен был Риму, а католичка Клеопа не могла противостоять воле понтифика.
По поводу бракосочетания были написаны два музыкальных произведения, воспевавших красоту и ум невесты. Эпоха возрождения уже допускала музыку на светскую тематику. Клеофа действительно была красива, образована, знала греческий.
Молодой семье предстояло жить на полуострове Пелопоннес в городе Мистре. Туда и отправилась Клеофа после заключения брака по доверенности. Клеофу назвали царицей, но титул не принес ей радости, потому что семейной гармонии в паре так и не случилось. Наоборот, это была нелюбовь с первого взгляда.
Федор Палеолог свою жену терпеть не мог, даже красота не спасала. Она была чужая и по вере, и по своему культурному коду. Резиденцию деспота и деспины оглашали громкие ссоры, а о том, что ее не принимают ни муж, ни подданные Клеофа писала на Родину.
Молодая женщина прилагала громадные усилия, чтобы угодить и мужу, твердо придерживавшемуся православия, и дядюшке - католическому папе. Метаться между двух огней было невероятно тяжело, в конце концов Клеофа, чтобы принести мир в свою семью, приняла веру супруга.
Ничего хорошего не принес и этот шаг: дядюшка ее проклял и назвал отступницей, муж считал чужачкой несмотря на то, что Клеофа покровительствовала наукам на Пелопоннесе, оказывала помощь деятелям искусства. Клеофа привезла с собой художников и архитекторов (точно так же сделает позже и Софья Палеолог), но муж видел в ней лишь лоно, способное зачать наследника.
Версии судьбы
Первой на свет у Клеофы появилась девочка, муж соизволил посетить роженицу лишь через несколько дней - он был крайне разочарован. Зато был доволен Рим, так как рождение у Палеолога следующего наследника теперь было нежелательным - оба супруга исповедовали православие.
Через несколько лет Клеофа забеременела снова, супруг был доволен: медики и повитухи в один голос предрекали мальчика. Дальнейшая история окутана тайной. Существуют только версии о том, что случилось с женщиной после 1430-го года.
Первая из них гласит, что в 1433 году супруга Федора Палеолога скончалась, так и не разрешившись от бремени. Почему? От какой-то болезни или осложнения, вызванного интересным положением? Документы, проливающие свет на ее судьбу были, но они сгорели во время пожара.
По другой версии, кончина Клеофы была устроена папой Римским, чтобы не допустить рождения ребенка. Некоторые историки полагали, что женщине удалось бежать от нелюбимого супруга в Рим с помощью брата, который носил архиепископскую мантию.
Есть версия, что к финалу жизни привела потеря Клеофой ребенка, средневековый поэт Джованни Бессарионе написал тогда же своеобразную эпитафию в традициях Палеологов, из нее следует, что Клеофа окончила свои дни во дворце мужа.
Елена, дочь Клеофы Малатеста и Федора Палеолога, родившаяся в 1428 году стала позже королевой Кипра, Армении, королевой-консортом Иерусалима и принцессой Антиохии. Была ли ее "продажа" замуж более удачной? Судите сами: Елена Палеолог оказывала помощь беженцам из Константинополя после его падения в 1453 году, а погибла в 1458-м в результате восстания бастарда ее мужа.
Но и это еще не вся история. Захоронение Клеофы считалось утраченным, но в середине прошлого века в Пелопоннесском храме Софии Мистрской были найдены останки женщины в богатой одежде.
Местные жители утверждали, что в храме издревле покоилась некая итальянская принцесса. Монахини местного монастыря версию людей подтвердили, а исследователи уста
Спасибо за лайки, они помогают каналу развиваться!
Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.