Найти в Дзене
Гипермышление

Неизвестные имена

Из рубрики: "Что бы такого почитать" Сьюзен Сонтаг — одна из самых влиятельных интеллектуалок XX века, чьи идеи охватывали критику, философию, политику и эстетику. Её основные мысли можно сгруппировать по нескольким ключевым темам. 1. Критика интерпретации и новая чувствительность «Против интерпретации» (1964): Главный манифест. Сонтаг выступала против господствующего подхода к искусству, который сводил его к поиску скрытого смысла, «расшифровке» символов. Она считала, что такая интеллектуальная интерпретация убивает непосредственность восприятия. Вместо смысла — чувственный опыт: Она призывала к «эротике искусства» — к тому, чтобы воспринимать произведение всеми чувствами, обращать внимание на форму, стиль, текстуру, поверхность, а не только на «глубинный» контент. «Нам нужно искусство, которое заставляет нас больше чувствовать», — писала она. «Новая чувствительность»: Сонтаг отстаивала ценность нового, авангардного искусства (поп-арт, кино, рок-музыка), которое традиционные критики
Оглавление

Из рубрики: "Что бы такого почитать"

Сьюзен Сонтаг — одна из самых влиятельных интеллектуалок XX века, чьи идеи охватывали критику, философию, политику и эстетику. Её основные мысли можно сгруппировать по нескольким ключевым темам.

1. Критика интерпретации и новая чувствительность

  • «Против интерпретации» (1964): Главный манифест. Сонтаг выступала против господствующего подхода к искусству, который сводил его к поиску скрытого смысла, «расшифровке» символов. Она считала, что такая интеллектуальная интерпретация убивает непосредственность восприятия.
  • Вместо смысла — чувственный опыт: Она призывала к «эротике искусства» — к тому, чтобы воспринимать произведение всеми чувствами, обращать внимание на форму, стиль, текстуру, поверхность, а не только на «глубинный» контент. «Нам нужно искусство, которое заставляет нас больше чувствовать», — писала она.
  • «Новая чувствительность»: Сонтаг отстаивала ценность нового, авангардного искусства (поп-арт, кино, рок-музыка), которое традиционные критики считали низким. Для неё это был язык современного опыта.

2. Фотография как способ видения мира

  • «О фотографии» (1977) — её главный труд.
  • Фотография не отражает, а присваивает реальность: Сонтаг утверждала, что фотография — не нейтральное окно в мир, а инструмент, который активно формирует наше восприятие реальности, превращая её в изображения для потребления.
  • Этика взгляда: Она исследовала, как фотография эстетизирует страдание (например, военные или голод). Снимки могут одновременно шокировать и притуплять чувства, создавая «музей мировых страданий» у нас в сознании. Фотография делает события удалёнными и превращает их в зрелище.
  • Демократия и поверхностность изображений: Камера уравнивает все объекты — мусор и произведение искусства. Это приводит к избытку образов, их девальвации и культуре поверхностного взгляда.

3. Болезнь как метафора и ответственность языка

  • «Болезнь как метафора» (1978) и «СПИД и его метафоры» (1989).
  • Критика мифологизации болезни: Сонтаг жёстко разоблачала, как общество нагружает тяжёлые болезни (туберкулёз, рак, СПИД) моральными и психологическими метафорами. Рак считался болезнью подавленных эмоций, СПИД — «наказанием» за аморальность.
  • Защита достоинства больного: Она настаивала, что такие метафоры не только ложны с медицинской точки зрения, но и карательны по отношению к больному, заставляя его чувствовать вину. Её призыв: отделить болезнь от смыслов, видеть в ней просто болезнь. «Самое здоровое, что может сделать больной, — это отбросить метафоры».

4. Модернизм, китч и эстетика против морали

  • «Заметки о кэмпе» (1964): Блестяще описала эстетику «кэмпа» как любовь к преувеличенному, театральному, искусственному. Это был анализ особого чувства стиля, основанного на иронии, стилизации и игривости.
  • Разделение эстетического и морального: Сонтаг часто исследовала напряжение между красотой формы (даже ужасной или аморальной по содержанию) и нашим моральным суждением. Она защищала сложность искусства, которое не укладывается в простые этические схемы.

5. Политическая позиция: гуманизм и ответственность интеллектуала

  • «Смотрим на чужие страдания» (2003): Развитие идей об этике изображения насилия. В эпоху 24-часовых новостей, как мы можем адекватно реагировать на страдания, происходящие далеко от нас? Она задавалась вопросом о нашей сопротивляемости к сочувствию.
  • Прямое участие: Сонтаг была не кабинетным мыслителем. Она ездила в осаждённый Сараево во время Боснийской войны и ставила там пьесу («В ожидании Годо»), что стало актом солидарности и гуманитарным жестом. Для неё интеллектуал обязан занимать позицию и действовать.

Краткое резюме идей Сонтаг:

  • Смотрите, а не только расшифровывайте. Цените чувственный опыт искусства.
  • Сомневайтесь в образах. Фотография — это власть, а не правда.
  • Очистите язык от вредных мифов. Особенно в отношении болезней и страданий.
  • Признайте сложность. Эстетическое и этическое не всегда совпадают.
  • Несите ответственность. Интеллектуал должен смотреть правде в глаза и действовать, даже когда это трудно.

Сонтаг — фигура-мост между модернистской серьёзностью и постмодернистской игрой, между эстетизмом и политической ангажированностью. Её главный дар — способность видеть, как культурные формы (искусство, фотография, язык) формируют наше сознание, этику и политику.

ИП
16.12.2025