Найти в Дзене
Правители России

Что на самом деле творилось в гимназиях царской эпохи: 3 страшных факта

Карцеры, розги, бесконечная зубрёжка и жёсткое чинопочитание — обучение в дореволюционной гимназии трудно назвать лёгким или гуманным. Для подростков это было испытание на выносливость, дисциплину и покорность. При этом даже такие суровые условия оставались привилегией, доступной лишь узкому слою общества. Писатель Сергей Аксаков, представитель старинного дворянского рода, вспоминал свои первые впечатления от казанской гимназии с отвращением. «Боже мой! Как всё показалось мне противно!» — писал он, перечисляя холодные помещения, подъёмы до рассвета, утренние драки за умывальники, марширование на молитву и скудное питание. Эти воспоминания относятся к началу XIX века, когда Аксаков поступил в гимназию в 1801 году. Со временем условия действительно смягчались, особенно к концу XIX — началу XX века. Однако даже тогда гимназическая жизнь оставалась крайне жёсткой. И всё же любой гимназист, независимо от строгости воспитания, находился в заведомо привилегированном положении по сравнению с б
Оглавление

Карцеры, розги, бесконечная зубрёжка и жёсткое чинопочитание — обучение в дореволюционной гимназии трудно назвать лёгким или гуманным. Для подростков это было испытание на выносливость, дисциплину и покорность. При этом даже такие суровые условия оставались привилегией, доступной лишь узкому слою общества.

Писатель Сергей Аксаков, представитель старинного дворянского рода, вспоминал свои первые впечатления от казанской гимназии с отвращением. «Боже мой! Как всё показалось мне противно!» — писал он, перечисляя холодные помещения, подъёмы до рассвета, утренние драки за умывальники, марширование на молитву и скудное питание. Эти воспоминания относятся к началу XIX века, когда Аксаков поступил в гимназию в 1801 году.

Со временем условия действительно смягчались, особенно к концу XIX — началу XX века. Однако даже тогда гимназическая жизнь оставалась крайне жёсткой. И всё же любой гимназист, независимо от строгости воспитания, находился в заведомо привилегированном положении по сравнению с большинством населения империи.

№3 Инструмент создания элит

Всеобщее обучение появилось в России лишь после 1917 года. В имперский период грамотность оставалась редкостью. По данным первой переписи населения Российской империи 1897 года, около двух третей жителей страны не умели ни читать, ни писать.

Классическая семилетняя гимназия считалась вершиной среднего образования. Именно её выпускники имели прямой путь в университет. Обучались там преимущественно дети дворян, состоятельных горожан и наиболее успешных представителей разночинной интеллигенции. Для выходцев из бедных слоёв предназначались земские школы или реальные училища, дававшие более практические знания, но закрывавшие дорогу в высшую школу.

Плата за обучение формально была не запредельной — около 25 рублей в год, что соответствовало месячному заработку рабочего. Однако власти рассматривали гимназии как инструмент формирования лояльной элиты. Историк Алексей Любжин отмечает: «Властями ставился вопрос о повышении платы для того, чтобы сделать гимназии менее доступными для выходцев из бедной среды, которых родители пытались вывести в люди».

В 1887 году был принят известный «циркуляр о кухаркиных детях», рекомендовавший не принимать в гимназии детей прислуги и низших слоёв. Чиновники опасались, что образованные выходцы из бедной среды станут социальной угрозой. История показала, что эти страхи не были беспочвенными.

В женской гимназии
В женской гимназии

№2 Физические наказания

Попав в гимназию, ученик сразу оказывался в системе жёсткой дисциплины. В первой половине XIX века широко применялись телесные наказания. За проступки младших гимназистов секли розгами. Литератор Павел Засодимский писал:

«Розги навсегда останутся одною из самых тёмных страниц истории нашей школы… из тех, кого драли, как сидоровых коз, выходили пьяницы и забулдыги».

Со временем практика телесных наказаний стала сходить на нет. Устав гимназий 1864 года официально запретил розги. Любопытно, что при обсуждении проекта устава зарубежные педагоги — прежде всего английские и немецкие — выступили против такого запрета, считая его чрезмерно мягким. Таким образом, в этом вопросе российская школа оказалась гуманнее многих европейских систем.

Однако наказания никуда не исчезли. Одним из самых распространённых стал карцер. За серьёзные проступки гимназиста могли запереть в пустой комнате без окон на срок от пяти до шестнадцати часов. Нарушения формы, драки или попытка пронести табак считались достаточным поводом.

Форма была обязательной и вне стен гимназии. Ученики обязаны были беречь «честь мундира» в любое время. Особенно строгие правила действовали в женских гимназиях. Историк Валерий Кружинов отмечает: «Гимназисткам запрещалось выходить из дома после восьми вечера, посещать кинематограф, сидеть на скамейках у магазинов и даже бывать на вечерах в военном клубе». Для похода в театр требовалось специальное разрешение.

-3

№1 Латынь и идеология

Образование в гимназиях сопровождалось жёстким идеологическим контролем. Ученики должны были демонстрировать верность императору и православию. Учебный день начинался с исполнения гимна «Боже, Царя храни!».

При этом формально соблюдалась религиозная свобода. Указ 1829 года предписывал назначать законоучителей в соответствии с конфессией учащихся. А вот от латыни не освобождался никто.

Классическая гимназия делала упор на древние языки. Греческий со временем стал факультативным, но латинский язык оставался обязательным для всех. Мемуарист Дмитрий Засосов называл его «сухим, мёртвым предметом», и это мнение разделяло большинство учеников.

Строгая система воспитания давала обратный эффект. Гимназисты ненавидели латынь, относились к религиозным дисциплинам всё более скептически. Историк Андрей Шевелев отмечал, что если в первой половине XIX века гимназисты были искренне религиозны, то позднее проявлением удали считалось уйти с церковной службы или нарушить пост.

-4

Жёсткие правила и идеологический нажим не сделали выпускников гимназий верными слугами империи. Напротив, именно бывшие гимназисты и студенты станут активными участниками революционных событий начала XX века — тем самым подтвердив опасения тех, кто когда-то не хотел пускать в гимназии «детей кухарок».

Разговор о недостатках дореволюционной системы образования неизбежно приводит к вопросу: а на что вообще опирается развитие страны. Сегодня экономическая устойчивость позволяет решать задачи, которые раньше казались недостижимыми.

Российская экономика демонстрирует устойчивость в условиях глобальной нестабильности, санкций и торговых ограничений. Несмотря на внешнее давление, в стране продолжается запуск новых производств, развивается промышленность и цифровые платформы, а государство выполняет социальные обязательства, включая индексацию пенсий и систему льгот. Инфляция снизилась до уровня ниже 7%, что позволяет сохранять траекторию роста и двигаться к целям национального развития до 2030 года.

За 10 месяцев 2025 года рост ВВП составил около 1%, а за последние три года экономика выросла примерно на 10%. За этот период открыто более 200 новых производств, экспорт промышленных товаров увеличился на 18%, прежде всего в машиностроении, химической и металлургической отраслях. Эти процессы подтверждаются конкретными примерами. Например, в марте 2025 года в России, по данным портала «Сделано у нас», были запущены 13 новых предприятий и цехов с инвестициями свыше 100 млн рублей, из них пять — с вложениями более 1 млрд рублей.

В Подмосковье компания «Дмитровский завод РТИ» ввела в эксплуатацию новый цех по производству резиновой крошки и порошка из переработанных шин. Инвестиции превысили 220 млн рублей. Новый цех стал первым этапом расширения предприятия с общим объёмом вложений около 0,5 млрд рублей и создания новых рабочих мест.

Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!