Удивительна семья Толстых! Мало того, что отец семейства стал известнейшим литератором и мировым классиком, к писательству имели страсть почти все члены его семьи и воплощали ее, если не в романах и повестях, то в своих удивительно подробных и интересных, дошедших до нас дневниках. Дневники и воспоминания оставили после себя и сам Лев Николаевич, и его жена Софья Андреевна, и некоторые из детей – Татьяна, Илья, Лев, Мария и Александра. Читая их, мы знакомимся с неочевидными подробностями жизни этой семьи, узнаем, как они решали как сложные философские, так и обычные житейские проблемы.
Читаю сейчас воспоминания старшей дочери Толстого Татьяны и не могу пройти мимо ее воспоминания о детских болезнях в семье, а точнее о такой частой проблеме как кашель. Итак, вот что пишет Татьяна Толстая:
«Я без тошноты не могу подумать о том лечении, которое предпринимается, когда у кого-нибудь из нас болит горло или делается кашель. Няня тогда растапливает сальную свечку на серебряной столовой ложке, вынимает фитиль и дает нам пить это растопленное сало. Другую ложку она растапливает для растирки груди, горла и подошв. После растирки больное горло повязывается шерстяным чулком непременно с левой ноги…»
Как видим, лечение довольно бесхитростное и даже можно сказать простонародное – топленое сало вовнутрь и на растирку, никаких аптекарских лекарств. Почему необходимо сало именно свечное, а не просто купленное на базаре, не уточняется. Можно лишь посочувствовать Татьяне, так как лечение это явно не из приятных. Но самое любопытное – это, конечно, сравнивать воспоминания детей из одной семьи на одну и ту же тему. Так, например, младший брат Татьяны Илья описывает лечение кашля совсем иначе:
«Когда я кашляю, она (мать) дает мне лакрицу или капли «Датского короля», и я поэтому очень люблю кашлять. Когда мама́ уложит меня в постель и уйдет наверх играть с папа́ в четыре руки, я долго-долго не могу заснуть, и мне делается обидно, что меня оставили одного, и я начинаю кашлять и не успокоюсь до тех пор, пока няня не сходит за мама́, и я сержусь, что она долго не идет. И я не за что не усну, пока она не прибежит и пока не накапает в рюмку ровно десять капель и не даст их мне.»
О том, что такое капли датского короля, как появились и для чего использовались, мы уже рассказывали здесь. Но как же любопытно видеть эту несостыковку: старшая сестра вспоминает лечение с содроганием, а для брата больное горло и кашель были едва ли не лучшими событиями детства. При этом нужно, конечно, помнить, что оба писали свои воспоминания уже немолодыми и многое могло стереться из памяти. То есть вполне вероятно, что оба способа лечения применялись ко всем детям, но запомнилось это совершенно по-разному. Причем Татьяна воспоминания Ильи приводит чуть ли не на соседней странице, но противоречия не видит и просто переходит к другой теме.
Отметим и то, что, судя по обоим воспоминаниям, к услугам детских врачей в семье Толстых прибегали нечасто и только в крайних случаях. Оно и понятно – все-таки большую часть времени семья проводила в усадьбе Ясная Поляна, далеко от крупных городов, где обычно квартируют врачи. То есть вызов доктора был бы и дорогим, и долгим, поэтому предпочитали сначала справляться своими силами.
Однажды, правда, врача пришлось вызвать – процитирую здесь еще одно любопытное воспоминание Татьяны о болезнях. После Рождества, которое в семье Толстых традиционно отмечалось пышно, со множеством гостей, среди которых были и крестьянские дети из деревень, юным графским отпрыскам подарили елочные игрушки в виде зверят – поросят, гусей, цыплят – внутри которых были недорогие духи или отдушки. Через несколько дней сначала Таня, а потом и остальные старшие дети начали покрываться сыпью. Мать и гувернантка тут же подумали, что это корь и должно быть они, как это бывало и ранее, заразились от крестьянских детей. Усугубляло ситуацию то, что в деревне действительно была тогда эпидемия кори, а лекарства от этой болезни в то время не было. Детей тут же положили в постель и освободили от занятий, хоть они и не чувствовали себя больными, а хотели «бегать и кататься на коньках» и прыгали по кроватям. Это очень озадачивало взрослых, гувернантка считала, что никакие они не больные, раз у них нет жара и они столь активны, мать же недоумевала, откуда тогда сыпь и считала, что дети просто болеют в легкой форме.
Чтобы положить конец сомнениям, был вызван из Тулы доктор, который внимательно осмотрел детей и их сыпь, пощупал лоб, измерил пульс и оценил состояние языка. Диагноз был однозначен – это не корь. Но что же?.. Тут-то все и вспомнили про стеклянных гусей, поросят, цыплят и козлят с духами, которыми дети щедро полили лицо и руки. Духи были вылиты в помойное ведро, а дети снова вернулись к занятиям.
Вот такие интересные казусы, связанные со здоровьем детей, случались в семье Толстых. Я продолжу читать воспоминания дочери классика и буду делиться самыми интересными находками. Подписывайтесь, чтобы не пропускать!