За три с лишним века они стали не просто милым хобби, а важной культурной традицией, которая повлияла даже на профессиональный театр.
Наталья Кочеткова
«Мы уже принялись за декорации. Первое время пришлось писать их на оберточной бумаге... Куртки и жилеты закалывались наподобие фрака... С помощью сала, пудры и свеклы белилось лицо, румянились щеки...» — вспоминал легендарный реформатор театра Константин Станиславский о домашних спектаклях, которые он в детстве ставил с братьями. Но русская история таких представлений началась задолго до появления режиссера на свет.
Театральные Романовы
Первым “домашним” театром можно считать затею царя Алексея Михайловича, который еще в 1672 году решил показать просвещенность русской монархии и велел собрать труппу. Постановки основывались на библейских и исторических сюжетах, показывались в Кремле и селе Преображенском (летней резиденции царя), все роли в них исполняли мужчины. А к XVIII веку Россию уже охватила настоящая театромания.
Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II были страстными поклонницами сцены: они приглашали иностранные труппы, покровительствовали первым отечественным драматургам и актерам. Это не могло не отразиться на придворных: домашние театры в дворянских особняках и усадьбах стали дорогим, но очень модным хобби.
К началу XIX века домашние постановки прочно вошли в быт дворянства и богатого купечества, став одним из главных интеллектуальных и светских развлечений. Участниками спектаклей становились сами хозяева дома, их дети, гости и соседи. Процесс подготовки был не менее увлекателен для участников, чем премьера. Он длился неделями: от выбора пьесы и распределения ролей до изготовления декораций (иногда сложных и искусных), пошива костюмов и продумывания грима.
От Расина до Толстого
Основу репертуара составляли переводы пьес французских классиков — Расина, Корнеля, Мольера. Однако к концу XVIII — началу XIX века на домашней сцене все чаще звучала русская речь: ставились произведения Александра Сумарокова и Дениса Фонвизина.
Так, в усадьбе Тургеневых Спасское-Лутовиново при матери Ивана Сергеевича, Варваре Петровне, ставили греческие трагедии, комедии Грибоедова, водевили и даже комические оперы. После пожара 1839 года традицию возродил уже сам писатель, поставив с друзьями фарс «Школа гостеприимства» и трагедию «Эдип в Афинах».
Софья Андреевна Толстая, выросшая в семье, где на Рождество разыгрывали импровизированные сказки и «живые картины», продолжила эту традицию уже в своей семье. Лев Толстой устраивал народные гуляния с ряжеными, привлекая дворовых. Его самым оригинальным театральным экспериментом стала «опера», где под его аккомпанемент актеры пели на ходу придуманный текст, главным условием которого было: «чтобы по-итальянски и непонятно».
Позже театр стал семейным делом: взрослые и дворовые играли вместе, сам Лев Николаевич любил перевоплощаться для роли, а Софья Андреевна устраивала кукольные спектакли для детей.
Театр крепостных
Отдельным явлением домашнего представления стал крепостной театр. Просвещенные дворяне создавали полноценные труппы из своих крепостных крестьян, вкладывая значительные средства в строительство самого здания театра, а также обучение актеров.
Театр Шереметевых (Кусково, а позже Останкино) по праву считался эталоном. Граф Николай Шереметев, страстный меценат, создал не просто развлечение, а художественный институт европейского уровня. Его крепостная труппа, оркестр и балет соперничали с императорскими. Здесь блистала легендарная Прасковья Жемчугова, ставшая впоследствии женой графа.
Театр князя Николая Юсупова в подмосковном Архангельском славился своим архитектурным совершенством и декорациями. Князь, занимавший пост директора Императорских театров, привлек для создания театра знаменитого итальянского художника-декоратора Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Его перспективные росписи создавали на сцене иллюзию бесконечного пространства, поражая зрителей, среди которых бывал и сам император Александр I.
Его Юсуповский дворец на Мойке (Санкт-Петербург) был центром музыкальной и светской жизни: здесь выступали Ференц Лист, Федор Шаляпин, Анна Павлова, а сами члены семьи участвовали в любительских спектаклях.
ХХ век и наши дни
В конце XIX — начале XX века на средства промышленников (в частности Морозовых) при фабриках активно создавались народные театры, где играли рабочие.
В Советской России практика дворянских «домашних театров» в их классическом виде — как частных постановок в кругу семьи и друзей — почти исчезла. Приоритет общественного над частным диктовал новый формат театральной самодеятельности. Ведь помимо развлекательной функции советский любительский театр стал важным инструментом агитации и воспитания нового человека. Через простые сюжеты (конфликт комсомольца с кулаком, выбор жениха и т.п.) зрителям прививались советские ценности.
Но это не значит, что традиция домашних постановок полностью исчезла. В творческих и интеллигентских семьях обычно на новогодние праздники и летом на даче устраивались домашние постановки и капустники. Скажем, в Переделкино у детского писателя Корнея Чуковского и поэта Бориса Пастернака проходили литературные вечера с чтением стихов, пародиями и сценками. В менее известных семьях такая практика тоже передавалась от поколения к поколению.
К началу XXI века она расцвела с новой силой. В некоторых семьях подготовка и разыгрывание домашних спектаклей на долгих новогодних каникулах стало такой же доброй традицией, как настольные игры, «Мафия», «Шляпа» или шарады.
Тоже хотите попробовать, но не знаете, с чего начать? Какое произведение взять за основу, как написать сценическую версию, из чего сделать костюмы, какие угощения предложить во время антракта? Действительно, в первый раз продумать все до мелочей может быть сложно и было бы здорово подсмотреть где-нибудь образец.
Прекрасным подспорьем, где собрано все необходимое для уютных спектаклей в кругу семьи, может стать праздничный проект ВТБ «Новогодничайте с домашним театром».
Внутри разделов сайта в приятном “вязаном” стиле, собраны переосмысленные пьесы на основе русских сказок, советы театральных режиссеров, звуковые эффекты, идеи грима, костюмов и даже сказочных закусок.
Вы удивитесь, как на самом деле несложно и весело составлять театральное меню, готовить костюмы из подручных материалов и гримироваться. Особенно, если взяться за дело всей семьей.
В проведении домашних спектаклей сегодня можно увидеть прямое продолжение старой русской традиции: собраться вместе, разыграть историю , на время превратить дом в свою маленькую сцену и почувствовать себя артистом и театральным деятелем.