Есть такая старая песня у Валерия Бокова, называется "Моему поколению". Всю цитировать не буду (сами посмотрите по ссылке, если интересно), приведу только один куплет:
Кто-то в этой жизни тащит полный невод
Загляни в дневник его - там круглый "неуд".
Кто-то днем бодрится, ночью - слезы горьки...
Как же ты, дружок, а где ж твои "пятерки"?
Есть такой расхожий стереотип, что "троечники" живут лучше "отличников". Почему расхожий:
Во-первых, отличники привыкли добиваться лучшего результата и в итоге зарабатывают себе "синдром отличника" - тратят избыточное время на достижение идеала, когда можно было ограничиться "нормальной достаточностью". Во-вторых, отличники все делают сами, а это затраты времени, сил, нервов. В-третьих, отличники очень зависимы от похвалы, поэтому ими легко манипулировать и устраивать свою жизнь за счет них. А они тем временем остаются на обочине жизни.
У двоечников все с точностью до наоборот: они делают ровно настолько, чтобы не наказали, поэтому справляются с этим быстро, а высвободившееся время тратят на что-нибудь еще. Например, на поиск нового источника дохода. Во-вторых, они привыкли списывать, т.е. пользоваться чужими усилиями, поэтому со временем начинают вполне успешно делегировать (ну или просто спихивать) работу другим, а высвободившееся время опять-таки тратить на что-то другое. В-третьих, они не зависят от похвалы, они не знают, что это такое, поэтому не боятся ошибиться, и пока отличник прикидывает, с какой стороны к делу подступиться, двоечник уже захватил новую рыночную нишу.
Есть и более официальные подтверждения, типа того, что Энштейна, Циолковского, Эдисона, Чехова, Черчилля, Бродского выгоняли из школы за неуспеваемость, а они ничего, знаменитостями в своих областях стали.
Теперь почему это все-таки стереотип. Да потому, что ни в науку, ни в серьезную медицину, ни в IT двоечники пойти не могут. Просто не потянут. В руководители еще туда-сюда, но невысокого уровня, потому что для подковерных интриг ум необходим. Собственное дело? Ну, в девяностые вполне могли, там купи-продайки, умеющие быстро оборачиваться, действительно быстро состояния сколачивали. Только вот не все (а точнее, почти никто) сохранить эти состояния не смог, потому что их более умные вдолгую обыгрывали.
А песня просто про то, что в школе мы одни, а жизнь такие виражи закладывает, что все с ног на голову становится...