Найти в Дзене
WorkroomVK

TEAC A-450: Кассетная эпоха в её самом совершенном виде из 70-х

В начале 1970-х годов магнитофоны стали неотъемлемой частью домашнего интерьера, но для настоящих аудиофилов они часто оставались компромиссом. Компакт-кассета ассоциировалась с удобством, но не с высочайшим качеством звука. Японская компания TEAC, уже известная своими профессиональными рекордерами, бросила вызов этому стереотипу. В 1972 году она представила кассетную деку TEAC A-450, инженерный шедевр, который стремился выжать из скромной кассеты максимум возможного. Его главной миссией стала чистая и точная запись таких сложных источников, как фортепианное соло — задача, посильная в то время лишь для дорогих катушечных аппаратов. Сердце машины: механизм, превосходящий человеческое восприятие Основа феноменальных характеристик A-450 — это его бескомпромиссный механизм транспортировки ленты. Инженеры TEAC понимали, что главные враги звука — это детонация, дрожание и нестабильность скорости, которые делают музыку «грязной» и неестественной. · Предел слышимости: Им удалось достич
Оглавление

В начале 1970-х годов магнитофоны стали неотъемлемой частью домашнего интерьера, но для настоящих аудиофилов они часто оставались компромиссом. Компакт-кассета ассоциировалась с удобством, но не с высочайшим качеством звука. Японская компания TEAC, уже известная своими профессиональными рекордерами, бросила вызов этому стереотипу. В 1972 году она представила кассетную деку TEAC A-450, инженерный шедевр, который стремился выжать из скромной кассеты максимум возможного. Его главной миссией стала чистая и точная запись таких сложных источников, как фортепианное соло — задача, посильная в то время лишь для дорогих катушечных аппаратов.

Сердце машины: механизм, превосходящий человеческое восприятие

Основа феноменальных характеристик A-450 — это его бескомпромиссный механизм транспортировки ленты. Инженеры TEAC понимали, что главные враги звука — это детонация, дрожание и нестабильность скорости, которые делают музыку «грязной» и неестественной.

-2

· Предел слышимости: Им удалось достичь невероятно низкого коэффициента детонации — всего 0,07%. Это значение было ниже порога восприятия человеческого уха, что означало идеально стабильное и ровное звучание.

· Компоненты тяжелой артиллерии: Чтобы добиться этого, внутри были установлены два масивных маховика диаметром 90 мм — самые большие среди всех кассетных дек того времени. Их масса сглаживала любые микроколебания. Привод осуществлялся специальным гистерезисным синхронным мотором с внешним ротором, известным своей долговечностью и стабильностью.

· Постоянное натяжение: Новая система скользящих колец на обеих катушках обеспечивала постоянное, оптимальное натяжение ленты на всех этапах воспроизведения и перемотки.

· Точность до микрон: В конструкции были переосмыслены даже мельчайшие детали: механизм фиксации кассеты, направляющие, рычаг прижимного ролика, плита крепления головок. Их обрабатывали с точностью до микрона, что гарантировало идеальную геометрию пути ленты.

-3

Голова, руки и сердце: головка и схемотехника

Высокий класс механизма требовал не менее совершенной электроники и головки.

· HD-Ferrite головка: В A-450 использовалась специально разработанная ферритовая головка высокой плотности (HD). Её сердечник, контактирующий с лентой, был сделан из отборного феррита и отполирован до зеркального блеска, что уменьшало износ ленты и улучшало контакт. Зазор головки обладал отличной линейностью и минимизировал фазовые искажения даже на высоких частотах.

· Настройка под любую ленту: Для идеальной записи на разные типы кассет (обычные, хромовые, с низким уровнем шума) был предусмотрен трехпозиционный переключатель подстройки тока подмагничивания (bias) и эквалайзера. Это позволяло «подстроить» дек под конкретную ленту, раскрыв её потенциал.

-4

· Особое внимание к «хрому»: Для записи на хромовую ленту использовался новый стандарт эквалайзера воспроизведения (DIN 70 мкс), что улучшало соотношение сигнал/шум на высоких частотах на целых 4.5 дБ на частоте 10 кГц.

· Мощный генератор: Частота тока подмагничивания была поднята до 100 кГц, что снижало искажения и улучшало качество записи высоких частот.

-5

Dolby NR: не просто кнопка, а интегрированная система

Система шумоподавления Dolby B была в то время революцией. Но в A-450 к ней подошли с особым тщанием. Чтобы Dolby работала эффективно, аппарат сам должен иметь безупречные характеристики.

· Стабильность превыше всего: В деке применялся стабилизированный блок питания, который не давал уровню работы Dolby при колебаниях сетевого напряжения.

· Компенсация чувствительности: В схему были встроены корректирующие цепи, которые учитывали разницу в чувствительности между разными типами лент при записи и воспроизведении. Это гарантировало, что кодирование и декодирование Dolby будут точными независимо от кассеты.

-6

· Результат: Использование Dolby давало реальное улучшение: на 5 дБ на частоте 1 кГц и до 10 дБ на частотах выше 5 кГц, эффективно устраняя пресловутый кассетный «шипение».

-7

Контроль и удобство: продуманный интерфейс

A-450 создавался не только для инженеров, но и для пользователей.

· Расширенный VU-метр и светодиодный пиковый индикатор: Для точного контроля уровня использовался стрелочный VU-метр с широкой шкалой и отличной реакцией на быстрые сигналы. Но для контроля пиков, которые «ускользали» от стрелки, был предусмотрен светодиод, загоравшийся при превышении уровня на +6 дБ.

· Микшер и фейдер: Встроенный микшер позволял смешивать сигнал с микрофона и линейного входа (например, с проигрывателя пластинок). Для плавного увеличения или уменьшения громкости (фейд-ин/фейд-аут) использовался удобный линейный слайдер.

· Функция копирования и таймер: A-450 умел работать в связке с другим источником, например, катушечным магнитофоном, для копирования записей. При окончании ленты срабатывал автоматический стоп, который мог выключить и исходный аппарат. Встроенный таймер и розетка на задней панели (рассчитанная на нагрузку до 150 Вт) позволяли настроить автоматическое включение записи с радио или другого источника.

· Электронный автостоп и забота о механике: Автоматическая остановка в конце ленты была реализована на чистой электронике, без лишних механических узлов. А в режиме ожидания (паузы) прижимной ролик и другие детали отводились, чтобы не создавать лишней нагрузки и не деформировать ленту.

-8

Технические характеристики простыми словами:

· Тип: Стерео кассетная дека.

· Скорость ленты: Стандартные 4.76 см/с.

· Время перемотки: Меньше 95 секунд для кассеты C-60.

· Частотная характеристика (запись/воспроизведение): Зависела от типа ленты. На хромовой ленте аппарат воспроизводил звук в диапазоне от 30 Гц до 16 000 Гц, на Hi-Fi ленте — до 13 000 Гц, на обычной — до 10 000 Гц. Для 1972 года, особенно на кассете, это были выдающиеся показатели.

· Соотношение сигнал/шум: Без систем шумоподавления — 50 дБ. С системой Dolby NR — значительно выше, особенно на высоких частотах.

· Входы: Линейный (0.1 В) и микрофонный (0.25 мВ), полностью независимые, чтобы не ухудшать качество.

· Выходы: Линейный (0.3 В) и разъем для наушников (8 Ом).

· Габариты и вес: Солидный аппарат размером 445 x 176 x 270 мм и весом 9.5 кг, что говорило о его наполненности и качестве сборки.

-9

Наследие

TEAC A-450 стала не просто кассетной декой. Это был символ стремления к совершенству в эпоху, когда технологии сделали качественный звук доступным. Он сочетал в себе передовую инженерную мысль, внимание к деталям и продуманную эргономику. С акриловой крышкой-пыльником и фирменным боксом на шесть кассет в комплекте, он был предметом гордости своего владельца. Сегодня A-450 — желанный экземпляр для коллекционеров и меломанов, ценящих аналоговый звук, напоминание о том, что даже в малом формате можно было достичь большого искусства.