Найти в Дзене
Материк книг

Все тенденции современной прозы тридцатилетних: "Сценаристка" С. Павловой

Мое мнение снова не совпало с другими блогерами. Так было с "Лесом" Тюльбашевой - и вот опять) Если коротко, роман Павловой меня здорово бесил. Девушке со старомодным именем Зоя - около 30-ти. Москва, наше время, компания той молодежи, где пьют лавандовый раф и следуют всем современным тенденциям. Играют в "я никогда не". И Зоя сообщает, что не сдавала тест на BИЧ. Все в шоке. Зоя - девочка из провинции, которая так и не влилась до конца в тусовку и не всегда понимает ее "правила": Видимо, это плохо, подумала Зоя, увидев смесь неловкости, ужаса и сострадания на лицах остальных игроков. Это и есть зачин, который раскручивает всю взрослую жизнь Зои. Она вспоминает трех мужчин, которые могли бы ее заразить - не просто каких-то случайных, а тех, с кем ее связывали длительные отношения (это уже прогресс, обычно как про молодых, так со всеми и без разбора). Эти трое представляют определенные типажи: Они жили в высотке на Котельнической. Домработница трижды в неделю. Пять комнат, вмещающих н
Оглавление

Мое мнение снова не совпало с другими блогерами. Так было с "Лесом" Тюльбашевой - и вот опять) Если коротко, роман Павловой меня здорово бесил.

Сюжет (возможно, кто-то воспримет написанное как спойлер. Я предупредила)

Девушке со старомодным именем Зоя - около 30-ти. Москва, наше время, компания той молодежи, где пьют лавандовый раф и следуют всем современным тенденциям. Играют в "я никогда не". И Зоя сообщает, что не сдавала тест на BИЧ. Все в шоке.

Зоя - девочка из провинции, которая так и не влилась до конца в тусовку и не всегда понимает ее "правила":

Видимо, это плохо, подумала Зоя, увидев смесь неловкости, ужаса и сострадания на лицах остальных игроков.

Это и есть зачин, который раскручивает всю взрослую жизнь Зои. Она вспоминает трех мужчин, которые могли бы ее заразить - не просто каких-то случайных, а тех, с кем ее связывали длительные отношения (это уже прогресс, обычно как про молодых, так со всеми и без разбора). Эти трое представляют определенные типажи:

Ян

Они жили в высотке на Котельнической. Домработница трижды в неделю. Пять комнат, вмещающих непривычное после жизни в однушке количество квадратных метров. Паркет ёлочкой, отполированный до блеска – хоть вместо зеркала смотрись. Лепнина.
Описание Яна в книге: зонт-трость, серый костюм-тройка, узконосые рыжие туфли
Описание Яна в книге: зонт-трость, серый костюм-тройка, узконосые рыжие туфли

Представитель московской "культуры и интеллигенции". Учится на дирижера. В семье всем заправляет бабушка - эдакая "дворянка" с камеей и на каблуках, но при случае вворачивающая матерное словцо. В общем, типичная представительница советской "интеллигенции" в первом поколении.

Мягкотелый Ян, конечно, одеждой, внешностью и манерами выделяется из толпы. Но это хорошо только на первый взгляд. Казаться, а не быть - вот его девиз. Что общего у него может быть с провинциалкой Зоей? Ничего. Она красивая.

Андрей

Двухметровый, кепка, борода, на футболке Курт Кобейн. Возвышался над толпой, и видно сразу: добряк. Без спроса выхватил Зоину тысячу и сказал:
– Малышка, тебе чего?
-3

То ли гoпник, то ли просто рабочий человек без затей. Лексикон соответствующий, увлечения - тоже. Жизненные планы стандартные: жениться, дети, дача, рыбалка, родственники, друзья. Надежный, но до скрежета зубовного скучный. Зоя не доросла до Яна, но переросла Андрея.

Виталик

Виталик был немного похож на ирландца, что-то от принца Гарри. Рыжий, зеленоглазый. Виталик тут лидер, он самый умный, к нему можно и нужно обращаться за советом.
-4

Служебный роман. Зоя сценаристка, работает в команде, которая делает кино. Там и влюбилась в "не такого как все", а на самом деле дико невнятного и непонятного Виталика, который ее вообще не рассматривал в никаком качестве похоже.

Ну и вот эти три основные истории перемежаются миллионом деталей сегодняшней жизни: от названий всяких там кафе и марок продуктов, магазинов, до жаргона, музыки и нюансов общения.

Впечатления

Вы еще не забыли, что книга началась с темы BИЧ? Ближе к концу Павлова вспомнит об этом и весьма неуклюже продолжит. Зачем вообще нужна эта тема?

из разговора Зои с подружкой-писательницей
из разговора Зои с подружкой-писательницей

Да, так книгу быстрее заметят. Здесь же тема социально-важная. Как и в предыдущей книге Павловой "Голод". Первую книгу я не читала, а в "Сценаристке" - тема ВИЧ лишь обертка, сбоку припека для сюжета. Плоховато раскрывается, и вообще книга не об этом, и даже не о любви и не о мужиках.

Она... снова на модную тему "все из детства" и "у всех у нас псих расстройства, надо только хорошо покопать какие". (Это, конечно, мое мнение, т.к. читала и много разных других, в том числе и что книга о творчестве). Так, у Зои явно ипохондрия, тревожное расстройство и, к тому же, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Это когда человек придумывает себе ритуалы, чтобы "не произошло ничего плохого". Невообразимым образом Зоя связывает болезнь тетки со своими действиями. Или надевает три кофты. Или загадывает, что если у знакомой родится мальчик, то у нее, у Зои, что-то там сбудется. В общем, типичный бред, замешанный на суевериях (конечно, все это из детства, от матери, а как же). И да, сейчас такое лечат.

-6

Она дико боится одиночества и готова быть с кем попало. При этом не умеет выстраивать именно отношения. Выбирает по внешности и одежке людей, которые ей вообще не подходят ни по каким критериям, а потом удивляется.

Однако, когда наконец ей приходится пожить одной, она через некоторое время... высмаркивается в наволочку и вытирает грязные руки о простыню. Понятно, что это за типаж?

Есть здесь и тема дружбы. Подруги у Зои тоже - нагловатые, грубоватые, все озабочены своим пространством. С парочкой из них Зоя не прочь прекратить общаться, что и делает в итоге.

Отдельное удивление - про деньги. Так, мы узнаем, что Зоя работала где-то в финансах (напоминаю, она приехала из провинции, без связей) и заработала много-много денег, столько, что снимает квартиру где-то ближе к центру Москвы за 80 тыс, и стала писать сценарии (взять ипотеку и купить квартиру на окраине - это не ее вариант, еще чего!). Причем нигде не училась, но написала такой сценарий, фильм по которому был представлен в Каннах. Также Зоя может себе позволить поехать на 2 месяца на съемки, просто навязавшись из-за своей влюбленности. Платить ей там не будут, ну и что, ей все равно. Это что за покемон сказки?

-7

Еще удивление - музыка. Те группы, которые упоминаются в книге, слушало мое поколение - 40+, особенно про Пугачеву выверт интересный (это даже не мы слушали, а наши родители). Хотя я слышала, что сейчас в Москве у определенной молодежи это модно.

Ну и пара слов об аудиокниге. Чтица всем так понравилась, а я опять в недоумении. Ну, такое. На любителя. Голос с хрипотцой и определенными интонациями - это просто вульгарно. А когда эта женщина фальшиво пела... тушите свет.

Несмотря на то, что книга меня здорово бесила, она заслуживает внимания в том плане, что Павлова создала собирательный портрет ну, наверное, 25-30-летних, живущих в Москве (это важно, в провинции люди немного другие), которые вот так вот странно общаются и живут, имеют деньги, но не умеют любить и даже просто выстраивать отношения, придумывают себе психиатрические диагнозы и гордятся этим, в 30 лет считают себя чуть ли не подростками, сплошь или дирижеры, или сценаристы, или фрилансеры, но все как один успешные и с деньгами.

Но эта книга в историю никогда не войдет, т.к. затрагивает сиюминутные тенденции. В ней слишком много узнаваемых сегодня брендов, вещей и понятий, жаргона, который перестанут понимать уже через 5 лет, спецтерминов из киноиндустрии, которые и сегодня не многим интересны и понятны, и, самый огромный минус - в ней много мата.

Еще современная проза (похожее оформление, но тема другая - про детей):

Тот самый "Лес", который, оказывается, нельзя ругать: