Найти в Дзене

Гидротипия

До 1941 года ленинградский завод «Позитив» выпускал серию фотоматериалов «Хромоцвет» для гидротипной цветной печати[13]. После войны в короткие сроки произошёл переход на многослойные цветные фотоматериалы, технология изготовления которых получена в Германии в счёт репараций. Поэтому фотоматериалы для гидротипной технологии больше не выпускались[14].

Фрагмент статьи о принципах гидротипии
Фрагмент статьи о принципах гидротипии

Название предложил в 1888 г. французский химик Ш.Кро, усовершенствовав открытие английского химика Эдвардса. Это метод позитивной печати многоцветных фотоизображений путем перенесения водного раствора красителя с матриц (желатинового клише) на другой желатиновый слой. Благодаря современным обращаемым цветным пленкам процесс гидротипии намного упрощен. Изображение характеризуется правильной передачей широкой гаммы оттенков оригинала, отпечаток насыщается стойкими к дневному свету красками — от мягких акварельных до ярких, контрастных, кричащих.
Технологическая схема гидротипии такова:
1) выбор или изготовление исходного негатива (диапозитива);
2) изготовление трех негативов с разделенными цветами по любой цветоделительной методике;
3) изготовление с них трех матриц;
4) приготовление водных растворов-красителей пурпурного, желтого и голубого цветов;
5) крашение матриц;
6) перенесение красителей на бумагу;
7) высушивание многоцветных отпечатков.
Цветной негатив (диапозитив) должен иметь нормальную плотность, обычную или слегка повышенную контрастность и достаточную резкость. С него контактом на панхроматической пленке через три съемочных светофильтра (красный, зеленый и синий) методом проб подбирают оптимальную выдержку, печатают три диапозитива (негатива) с разделенными цветами, так называемые частичные изображения. Затем с каждого из них контактом или проекцией по приводным крестикам печатают одну общую матрицу.
Матрица гидротипная — это позитивная пленка, покрытая несенсибилизированным и незадубленным слоем эмульсии, на которой нужно еще создать рельеф фотографического изображения; последнее возникает в процессе печати на матричной пленке негативов с разделенными цветами и последующей обработкой в проявителе, способном дубить желатин, и при горячем отмывании рельефа. Для того чтобы градация изображения была мягкой, в матричную эмульсию добавляют желтый краситель. Избирательное дубление желатина происходит в проявителях, содержащих до 5 г/л сульфита натрия (безводного), проявляющим веществом, а также продуктами разложения проявляющего вещества пропорционально количеству восстановленного серебра.
Проявление пленки контролируется при красном лабораторном освещении. Проявленную пленку 15 мин промываем в холодной воде, после чего переносим в воду с температурой 35—40 °С, где задубленный желатин создает «рельеф вымывания», а незадубленный постепенно растворяется и смывается с основы. Теперь желатиновый рельеф, на который воздействовал свет, способен притягивать к себе водорастворимые красители.
Для цветной печати каждую матрицу покрывают одним из трех красителей: пурпурным (розовым), желтым (сине-зеленым) и голубым (сине-голубым). Красители выбирают из группы кислотных и готовят соответственно три раствора.

1. Для пурпурного (розового) цвета:

Азофуксин, г 2
Или прямой розовый, г 3
Кислота уксусная ледяная, мл 10
Вода дистиллированная, мл до 1000

В этом растворе 3—4 мин красим матрицу, на которую копировали изображение через зеленый светофильтр.

2. Для желтого (сине-зеленого) цвета:
Тартрацин, г 40
Или сульфон желтый, г 35
Кислота уксусная ледяная, мл 15
Вода дистиллированная, мл 1000

В этом растворе 2—3 мин красим матрицу, на которую копировали изображение через синий светофильтр.

3. Для голубого (сине-голубого) цвета:
Ксиновая голубая, г 4
Или тиокармин, г 4
Кислота уксусная ледяная, мл 10
Вода дистиллированная, мл 1000

В этом растворе 3-4 мин красим матрицу, на которую скопировали изображение через красный светофильтр. Для удаления излишков красящих растворов матрицу промываем в 1,5 %-м водном растворе уксусной кислоты и высушиваем. В это время уксусная кислота при нормальной комнатной температуре постепенно испаряется, а слои красок остаются влажными, пригодными для. перенесения на другой слой желатина. Для этой операции подходит любая гладкая белая бумага, покрытая с одной стороны слоем желатина, задуб-ленного в течение 4 мин в 1 %-м растворе хромовых квасцов или в течение 3 мин в 2 %-м растворе алюмо-калиевых квасцов. После дубления бумагу 10 мин промываем в проточной воде. Можно использовать и фотобумагу, отфиксированную гипосульфитом при лабораторном освещении и промытую в проточной воде. Квасцы полностью не допускают или значительно уменьшают боковое расплывание красителей, что улучшает резкость изображения.
На отдельном куске бумаги определяем, какой краситель расплывается меньше всего. С него и начинаем перенесение, завершая тем, который расплывается сильнее других. На толстое стекло копировального станка с нижней подсветкой кладем лист промокательной бумаги, на нее эмульсией вверх — влажный лист «бумаги для переноса», на нее же эмульсией к эмульсии — рельефную матрицу со слоем красителя, который создал монохроматическое (одноцветное) изображение. Сверху матрицу накрываем листом промокательной бумаги и тщательно, начиная от середины, разглаживаем до краев резиновым валиком или резиновой линейкой, затем накрываем толстым стеклом и прижимаем грузом массой 16кг (шесть толстых книг). Процесс перехода всего красителя с матрицы на бумагу продолжается от 5 до 15 мин. После печати матрицу осторожно снимаем за кончик и промываем в чистой воде, в результате чего она становится полностью обесцвеченной. Далее на бумагу накатываем последовательно вторую и третью матрицы, пользуясь приводными метками, точно совмещая контуры всех изображений. После нанесения третьего красителя картинка становится многокрасочной и при удачном подборе тонов красителей соответствует оригиналу.
С одного комплекта матриц можно напечатать до 30 разборчивых позитивных копий цветного изображения. Гидротипные оттиски можно подкрашивать названными выше красителями и ретушировать.