Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Птифуры по понедельникам: Пускаем пузыри!

Наверное, каждый забавлялся ими в детстве: выдувать разноцветные пузыри можно было и во время умывания, через сложенные ладошки, и из флакончика, полного жидкого мыла, сквозь трубочку с круглым отверстием, и с помощью «бабл-машины», которые бывают такими разными и сложными, что аниматоры устраивают целое мыльнопузырное шоу! Дамы и господа, в этот понедельник тема легкая до невесомости, веселая, воздушная… и философская. Поговорим о мыльных пузырях. Тот самый Эдуард Мане, чья «Олимпия» чуть не снесла напрочь хрупкую твердыню моральных устоев французского общества второй половины XIX века, однажды написал прелестную картину, без подтекстов и загадок, на простой и милый сюжет. Мальчик выдувает пузыри. Это портрет Леона Кёлена-Линхоффа в возрасте 15 лет, то ли сына, то ли сводного младшего брата художника (там довольно непонятная история с родством, но это близкий для Мане человек, которого он растил, на матери которого был женат и которого неоднократно писал). Эдуард Мане, «Мыльные пу

Наверное, каждый забавлялся ими в детстве: выдувать разноцветные пузыри можно было и во время умывания, через сложенные ладошки, и из флакончика, полного жидкого мыла, сквозь трубочку с круглым отверстием, и с помощью «бабл-машины», которые бывают такими разными и сложными, что аниматоры устраивают целое мыльнопузырное шоу!

Дамы и господа, в этот понедельник тема легкая до невесомости, веселая, воздушная… и философская.

Поговорим о мыльных пузырях.

Тот самый Эдуард Мане, чья «Олимпия» чуть не снесла напрочь хрупкую твердыню моральных устоев французского общества второй половины XIX века, однажды написал прелестную картину, без подтекстов и загадок, на простой и милый сюжет.

Мальчик выдувает пузыри. Это портрет Леона Кёлена-Линхоффа в возрасте 15 лет, то ли сына, то ли сводного младшего брата художника (там довольно непонятная история с родством, но это близкий для Мане человек, которого он растил, на матери которого был женат и которого неоднократно писал).

Эдуард Мане, «Мыльные пузыри». 1867 год. Холст,масло . 100,5 см × 81,4 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.
Эдуард Мане, «Мыльные пузыри». 1867 год. Холст,масло . 100,5 см × 81,4 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия.

Мальчик, выдувающий пузыри как вечный символ быстро уходящего детства. Темный фон и грубовато положенные мазки только подчеркивают легкость и свет, буквально излучаемый героем картины. Да, Леон уже достаточно взрослый, чтобы играть, это можно понять по его сосредоточенному взгляду, но ведь именно такие моменты останавливают время и позволяют нам еще немного побыть детьми - или на минутку-другую вернуться в детство.

А знаете ли вы, что изображения забавы с мыльными пузырями были темой, любимой столетия напролет?

Правда, каждая новая эпоха приписывала этому сюжету свой собственный смысл и разную символику, часто противоположную.

Ну, посмотрим на историю искусства сквозь радужную пленку живого мыльного пузыря?

Первым изображением мыльных пузырей, по крайней мере, дошедшим до нас, принято считать вот это.

Корнелис Кетель Ангел выдувает пузырь, 1574, диаметр 48,6 cm, Дерево, масло. Рейксмузеум ((Национальный музей), Амстердам, Нидерланды.
Корнелис Кетель Ангел выдувает пузырь, 1574, диаметр 48,6 cm, Дерево, масло. Рейксмузеум ((Национальный музей), Амстердам, Нидерланды.

Вот такой забавный и шаловливый малыш, казалось бы, просто играет. Но на самом деле, в этот момент мыльный пузырь становится популярным в искусстве как синоним краткости и внезапности окончания жизни. И то, что пузыри -любимая детская игра, заостряло драматизм символа, потому что многие дети до взрослости попросту не доживали.

Нomo bulla ! (человек - это мыльный пузырь) - говаривал великий Эразм Роттердамский (и высказывания на эту тематику, вообще, были весьма модными в кругах интеллектуалов, принявшим Реформацию).

Жанр натюрмортов Vanitas («суета, тщеславие, бренность») - любимый в эпоху барокко жанр, в котором, среди прочих предметов (которыми нередко были черепа или хрупкие бабочки, - фрагмент натюрморта Vanitas с черепом выбран мной эмблемой этого канала) художники нередко писали и мыльные пузыри. Такого типа натюрморты представляли собой аллегорические картины на тему быстротечности времени, краткости земных удовольствий.

Я хочу показать вам автопортрет с натюрмортом Vanitas одной из немногих женщин-художниц того периода, мы непременно еще будем о ней говорить, а пока -вот:

Клара Петерс, «Суета сует», между 1615 и 1621 гг. Дубовая панель, масло. 37.2 х 50.2 см. Частная коллекция.
Клара Петерс, «Суета сует», между 1615 и 1621 гг. Дубовая панель, масло. 37.2 х 50.2 см. Частная коллекция.

Этот портрет широко известен. Обычно самым важным для женщин-художниц того времени был тот простой факт, что они сумели стать профессиональными художниками. Заявить о себе «я не чья-то жена и домохозяйка, я профессионал и мастер» было максимально важно, поэтому, как правило, свои автопортреты они предпочитали создавать -с палитрой в руках, чтобы уж никаких сомнений. Клара пошла по иному пути. Мы видим роскошно одетую молодую даму, в богатых украшениях и дорогом жемчужном ожерелье, сидящую за столом, на котором небрежно разбросаны разные дорогие вещи (а также игральные кости, как символ измены удачи, и любимый Кларин серебряный нож для масла). В руках у нее изысканный карандаш и… мыльница, из которой выплывает внушительный пузырь. Второй пузырь мы видим рядом с головой героини, в нем отражается окно и свет. Да, в этом мире все быстротечно - и суетные богатства тоже не вечны.

Великий Рембрандт, обратившись к аллегории «Нomo bulla», дал трубочку с мыльным раствором в руки шаловливого Амура. Эту картину, кстати, похищали (она находится во владении семейства Лихтенштейн), но полицейские сумели ее счастливо вернуть владельцам.

Рембрандт,  «Амур, пускающий мыльный пузырь», 1634 год. Холст, масло. 53х47,5 см. Частная коллекция.
Рембрандт, «Амур, пускающий мыльный пузырь», 1634 год. Холст, масло. 53х47,5 см. Частная коллекция.

Очаровательная жанровая картина Жана Шардена, «Прачка» - здесь перед нами эрмитажная версия полотна. Малыш играет, а молодая прачка задумалась о чем-то приятном, заглядевшись в окно. Пузыри здесь неразрывно связаны с легкими мечтами -может, сбудутся, может, исчезнут в воздухе.

Жан Шарден, «Прачка», 1733 год. Холст, масло. 38х48 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Жан Шарден, «Прачка», 1733 год. Холст, масло. 38х48 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ну, и , конечно, непременный в этой теме флирт. Это пока не чувства, это легкая, как мыльный пузырь в воздухе, симпатия.

Луи де Мони, «Пара раздувает мыльные пузыри» , 1771 год. Холст, масло. 37х31 см. Частная коллекция.
Луи де Мони, «Пара раздувает мыльные пузыри» , 1771 год. Холст, масло. 37х31 см. Частная коллекция.

Вот так парит, из эпохи в эпоху, из картины в картину разноцветный и легкий мыльный пузырь. Я показала вам несколько работ, на самом деле, их больше, но теперь вы знаете и об этой теме в искусстве, и о символике сквозь века.

А у меня на сегодня все, спасибо, что заглянули. Да сопутствуют вам успех в ваших делах и удача - на ваших дорогах, дамы и господа!

P.S. Только сейчас увидела, сегодня у нас юбилейный птифур - 50! 🥳