Найти в Дзене
Журнал VictoryCon

Новогоднюю сказку о древних духах - шурале подарил юным и не только зрителям ТЮЗ имени А. Брянцева

«Правда ль это? Бесконечен, словно небо, древний лес...» Великий датский кинорежиссёр и сценарист Ларс фон Триер уверен: «Режиссёрская работа — создание собственного мира». И хотя в основе премьерного спектакля Тимура Кулова - давние мудрые предания и пленительные легенды о лесных духах, о которых, возможно, вам в уже полузабытом детстве рассказывала или читала мама, зрителям выпала невероятная возможность увидеть, как на сцене на их глазах появляется новорожденный, совсем юный мир, в котором возникают существа, еще не имеющие имени, где переливаются дивными красками странные цветы, и разноцветными сполохами играет высокое небо (художник по свету Владимир Коваленко, видеохудожник Алексей Лизунов). К слову, отдельный респект авторам спектакля, включившим в постановку живой оркестр, то есть обеспечившим ту невероятную энергетику, которой ныне по разным причинам пренебрегают даже в музыкальных театрах (композитор Миляуша Хайруллина) Созданный Тимуром Куловым мир необычайно гармоничен

«Правда ль это? Бесконечен, словно небо, древний лес...»

Великий датский кинорежиссёр и сценарист Ларс фон Триер уверен: «Режиссёрская работа — создание собственного мира». И хотя в основе премьерного спектакля Тимура Кулова - давние мудрые предания и пленительные легенды о лесных духах, о которых, возможно, вам в уже полузабытом детстве рассказывала или читала мама, зрителям выпала невероятная возможность увидеть, как на сцене на их глазах появляется новорожденный, совсем юный мир, в котором возникают существа, еще не имеющие имени, где переливаются дивными красками странные цветы, и разноцветными сполохами играет высокое небо (художник по свету Владимир Коваленко, видеохудожник Алексей Лизунов).

К слову, отдельный респект авторам спектакля, включившим в постановку живой оркестр, то есть обеспечившим ту невероятную энергетику, которой ныне по разным причинам пренебрегают даже в музыкальных театрах (композитор Миляуша Хайруллина)

-2

Созданный Тимуром Куловым мир необычайно гармоничен: его основа, его стержень, укрытие для детей этого волшебного мира, их колыбель и теплый добрый дом - огромное дерево, кроной - до неба и корнями - в самую глубь земли. Наше юное поколение, взращенное на «Аватаре», несомненно, радостно углядит в нем анологию с Эйвой - Деревом душ с Пандоры. Однако Тимур Кулов не так-то прост - его спектакль полон отсылок и пасхалок и для взрослых зрителей, заставляющих последних задуматься и вспомнить давно забытую, но простую правду. Его раскидистое Древо жизни - взаимосвязь всего сущего, вечное возрождение и бессмертие, указание на истинную дорогу человека, призванного меняться, милосердный и великодушный мир, в котором хватит места для всех, и, наконец, олицетворение семьи, чьи корни связывают нас с прошлыми и будущими поколениями.

-3

Собственно, как раз семья - семья очаровательных, лохматых, кудлатых духов шурале, наряды которых украшены всеми атрибутами лесного дизайна - ягодками, грибочками, цветочками, так отрадно напоминающих наших леших, и появляется в затейливых переплетениях его корней (сценография, костюмы Николь Кламперт).
Сначала, как и полагается во многих сказках - это чуть ворчливая, немного неуклюжая, мудрая Бабуша (Василина Стрельникова): прародительница, старейшина и глава рода, сопровождаемая послушным и преданным исполнителем чудаковатого вида, исполняющим роль няньки, домохозяйки, посыльного и зовущимся просто, ласково и душевно - Пушок (Илья Божедомов). Вот этот дивный дуэт обнаружит и растревожит уютно прикорнувшего в корнях Шупапу (Радик Галиуллин). Ну, а где Шупапа, там, понятно, должна появиться и Шумама, причем, конечно, не просто так: это в сказках достаточно взмахнуть волшебной палочкой, а в жизни шурале все по правде. И Шупапе приходится пожертвовать одним из своих длинных пальцев для благого дела - ребра для создания новой Евы - Шумамы в этом мире не предусмотрено. Появившись на свет Шумама (Анна Лебедь), как истинная женщина, затеет небольшой скандальный переполох, настаивая на своих гастрономических предпочтениях: «Мушки, но не воробьишки!» И как истинная женщина, в делах душевных желающая получить принца на белом коне, Шумама скептически оглядит спутника жизни и получит в ответ: «А другого нет!» Но все, конечно, закончится благополучно, а иначе и быть не может, когда рядом такой Шупапа - любящий Шу-шуберта и называющий свою прекрасную половину Шульеттой...
А счастливый союз увенчается появлением на свет трех очаровательных шуралят, косматых, растрепанных и диковатых на вид - все как один в папу и маму, но каждый - со своим характером: кокетка Шушуня (Аделина Любская), с игривым бантиком в волосах, гурманка Шишпышка (Софья Шершнева) и чрезмерно любознательный паренек с трогательным именем Шушурик (Иван Стрюк). К слову, очень напоминающий всенародно любимого Шурика из «Ивана Васильевича» очками, желанием докопаться до всего непонятного и залезть в самые потаенные уголки небольшой шуралиной вселенной.

-4

Добрый, наивный, волшебный мир, сотворенный Тимуром Куловым, создан для пришедших из сумрачной глубины нашей памяти духов, населявших в самые темные неведомые времена лесные чащи, по которым бродили странные звери, еще не получившие имени и еще не пугающиеся никого, спутанные ветви деревьев не боялись топоров, а люди понимали язык птиц и не убивали без нужды тех, кто не был похож на них самих.

Вот только Древо жизни именно этой сказки связало то безоблачное прошлое с далеким будущим, с миром, в котором оборваны все хрупкие, держащиеся на любви и поддержке родных друг другу людей связи, гармония душ осталась лишь в легендах, а самой жуткой страшилкой стал человек с топором - которого никто не видит, но которым пугают: страшный безжалостный рукотроп. И на обломках старого мира найденный любознательным Шушуриком проигрыватель ностальгически сыграет Yesterday.

Спектакль построен на визуально-пластических образах с элементами пантомимы и клоунады (хореограф Нурбек Батуллин): а разве нужно много слов, когда и без них так понимаешь и любишь друг друга. Их - слов - много - трескучих, скучных, пустых и безнадежных у робота-помощника с нежным именем Флора, вещающего непреложные истины и ведущего строгий диалог со старым, усталым голосом «за кадром», диктующим научные заметки, безнадежно вспоминающим невозвратное прошлое и тщетно пытающимся разгадать тайну волшебного дара жизни, которым обладают шурале.

-5

А ведь в сущности, все просто, но, быть может, надо было призвать на помощь предновогоднюю сказку о лесных духах, чтобы понять, что такое - быть человеком...Не бояться и принимать как равных тех, кто не похож на тебя. Без нужды не размахивать топором и прочими атрибутами своей силы, особенно, если дело касается тех, кто слабее. И главное - принимать мир как большую семью, где есть старшие - те, кто достоин уважения и внимания, есть малыши, которые нуждаются в заботе и любви, и есть ты - тот, кто может и должен иметь большое умное сердце, распахнутое этой вселенной, полной гармонии, красоты и нежности.

А шурале.... А они остаются с нами: прислушайтесь к шуршанию сухих листьев, кружащихся в цветастом хороводе на веселом осеннем ветру, к протяжному пению вьюги за бессонным темным окном, к написанной самой жизнью мелодии, что без устали выводят птицы, встречающие рдеющий весенний закат.

Сказка - она всегда с нами и так похожа на жизнь...

Елена Шарова
Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа

Сказки
3041 интересуется