Есть такие строки Игоря Губермана, которые точны, как выстрел:
«О чем хлопочут червяки?
Чего достигнуть норовят?
Чтоб жизней их черновики
в питоны вывели червят».
Кажется, что это о маленьких существах, но на деле – о нас самих и о наших детях.
У знакомого растет шестнадцатилетняя дочь. В нее вложено всё: деньги, часы, силы, фантазия. Она ходила к педагогам, занималась музыкой, спортом, языками, развивалась с утра до вечера. Родители мечтали о выдающемся результате. И вот – кризис. Девочка устала.
Она просит: «Отстаньте. Дайте мне хотя бы раз гулять, как обычным дворовым детям».
Но это только начало. Она заявляет, что на юридический факультет не пойдет. Потраченные годы и усилия, казалось бы, должны были дать результат – а она выбирает стать блогером. Для старшего поколения это выглядит как балаган, развлечение и пустословие. И все же, говорят, что талантливые ребята в интернете зарабатывают больше, чем врачи и инженеры с дипломами.
Вот и возникает вечная дилемма: талантливый или просто ребёнок, который хочет быть собой? Родители всех детей видят как талантливых. Но на деле… никто заранее не угадает, куда выведет реальность.
Современные дети умны и проницательны. Они анализируют и делают выводы сами. Но в обществе есть жесткий расклад: богатые и бедные. Замкнутый круг, разорвать который сложно – ни блестящим образованием, ни сильными амбициями.
И снова Губерман:
«Не в том беда, что наглой челяди.
Доступен жирный ананас,
А в том, что это манит в нелюди.
Детей, растущих возле нас».
Смысл прост и одновременно страшен: дети видят, что можно получать больше, чем им положено, или обойти правила, и это формирует особую реальность. Родители должны научить детей не только уступать место в транспорте старикам, но и принимать одну непростую истину: жизнь несправедлива. Иногда придется пахать, иногда – получать «всё на блюдечке». И настоящая цель – быть счастливым, несмотря ни на что.
Михаил Лабковский в этом плане говорит прямолинейно, почти резанув словами:
«Ребенок не может быть ни средством, ни инструментом, ни способом решить ваши проблемы. Сначала их надо решить и только потом обзаводиться детьми».
Ни один родитель не может в одночасье «исправить» свои внутренние конфликты. Это не как сходить к стоматологу и за один визит залечить все зубы. Конфликты появляются из столкновения внутреннего Я с внешним миром, и именно в этих столкновениях личность растет.
Вывод один: если есть кто-то, кого нужно «тянуть до идеальной планки» – это не дети. Это мы сами.
Лабковский продолжает: «Детям не надо объяснять жизнь. Работает только эффект аналогии».
Пример сильнее слов. Если мать постоянно опаздывает, а отец не может держать слово, ребенок с высокой вероятностью станет пунктуальным и организованным – только не потому что его учат, а потому что он видит обратный пример и делает вывод сам.
Про талант и успех Лабковский говорит еще жестче:
«Учеба – личное дело ребенка. А ваше, родительское дело – любить его и заботиться о нем независимо от его успеваемости, прически, пятен на майке, успехов в спорте, музыке, изобразительном искусстве и вообще любых его успехов и провалов. Только безусловная любовь дает детям силы, веру в себя, психологическую стабильность и ресурсы для развития их талантов».
Но тут кроется подвох: чрезмерная похвала и внушение «ты лучший на свете» – это не любовь, а ловушка. Жизнь рано или поздно дает пощечину, и ребенок, привыкший к идеальности, ломается.
Лабковский не скрывает последствий: «Мальчики подрастают, и от них требуют всего и сразу. Много зарабатывать. Быть успешным. К 18 годам точно знать, чем они будут заниматься всю оставшуюся жизнь. В результате у мужчин начинает ехать крыша».
Появляются комплексы, разочарование, депрессия. Кто-то уезжает на Бали дрессировать игуан, кто-то – скатывается в алкоголь.
В этом и вся суть: часто мы растим «гениев», не понимая, что настоящие ценности – это психическое здоровье, уверенность и любовь к себе.
«Полезные советы? Или демагогия модного интернет-психолога?» – думают многие. Но если прислушаться, эти слова – не тренд, а жесткая реальность: детей нельзя использовать как инструмент. Их нельзя воспитывать страхом или амбициями родителей. Любовь и поддержка – вот что реально создает будущих людей, способных жить, радоваться и развиваться.
И это не про дипломы, не про медали, не про внешние показатели. Это про жизнь, которая реально готовит человека к сложностям, а не к картинке идеального ребенка в родительских мечтах.
Что бы вы добавили еще? Делитесь в комментариях!
Присоединяйтесь к моему каналу в Телеграм о психологии, саморазвитии и мотивации.
Друзья, огромная благодарность тем, кто поддерживает канал донатами! Это не просто поддержка, а знак, что вам нравится канал. Это даёт силы создавать ещё больше полезного, интересного и качественного контента для вас!
Буду очень признательна, если вы поставите лайк, потому что это помогает каналу развиваться. Подписывайтесь на канал, здесь много полезного.