Найти в Дзене
Neakris КодSur

Ключевые темы в современном российском искусстве (по итогам ярмарок 2024-2025)

Посещая выставки и ярмарки современного искусства, начала подмечать темы встречающиеся особенно часто:
Это, пожалуй, самый мощный тренд. Художники активно переосмысливают:
Уход во внутренний мир как реакция на турбулентность внешней реальности:
Продолжающийся глобальный тренд, получивший в России специфическое звучание:
Реакция на засилье цифрового. На ярмарках было много работ, подчеркивающих физические свойства материала:
Несмотря на спад глобального хайпа, ниша сохраняется:
По-прежнему сильна традиция концептуализма: Искусство на главных российских ярмарках 2024-2025 демонстрирует уход от прямой социально-политической критики в сторону археологии чувств, памяти и приватного опыта. Доминируют две параллельные стратегии: 1. Погружение в личное (тело, дом, природа). 2. Погружение в коллективное прошлое (ностальгия, миф, история) как способ осмысления настоящего и поиска точек опоры. Материальность, тактильность и ремесло стали ответом на цифровизацию и нестабильность, а локальн
Оглавление

Посещая выставки и ярмарки современного искусства, начала подмечать темы встречающиеся особенно часто:

1. Ностальгия, мифология прошлого и поиск идентичности.


Это, пожалуй, самый мощный тренд. Художники активно переосмысливают:

  • Советское наследие: Не просто как политический символ, а как культурный код, эстетику быта, дизайн, типографику, ощущение времени. Работы часто ироничны, но и полны тонкой поэзии ушедшей эпохи.
  • Локальная история и фольклор: Обращение к региональным мифам, дохристианским верованиям, образам провинциальных городов. Это поиск корней и альтернативных путей самоопределения вне глобального контекста.
  • Археология будущего: Представление современности или недавнего прошлого как уже ушедшей, исследуемой эпохи (объекты, стилизованные под артефакты).

2. Интроспекция, приватное и экзистенциальное.


Уход во внутренний мир как реакция на турбулентность внешней реальности:

  • Тема телесности, здоровья, уязвимости. Исследование границ и возможностей тела, психики, переживание личных травм.
  • Поэтика повседневности и тишины. Ценность малых, приватных историй, домашних ритуалов, природы (пейзаж как убежище). Много работ в медитативной, камерной, графической манере.
  • Экзистенциальные вопросы: одиночество, время, память, конечность.

3. Экология и постгуманизм.


Продолжающийся глобальный тренд, получивший в России специфическое звучание:

  • Диалог с природой не как с ресурсом, а как с субъектом. Художники из регионов (Урал, Сибирь) особенно остро работают с темой ландшафта, взаимодействия человека и природной стихии.
  • Критика антропоцентризма. Размышления о мире после человека, симбиозе с другими видами, "оживлении" материи (камня, металла).

4. Материальный эксперимент и тактильность.


Реакция на засилье цифрового. На ярмарках было много работ, подчеркивающих физические свойства материала:

  • Текстиль, керамика, дерево, натуральные пигменты. Возврат к ремесленному началу, так называемое "craft-based art".
  • Смешанные медиа и найденные объекты (objet trouvé). Создание новых смыслов из старых, "немодных" вещей, что перекликается с темой ностальгии.

5. Цифровое искусство (на Blazar и Cosmoscow).


Несмотря на спад глобального хайпа, ниша сохраняется:

  • Фокус на digital-поэзию и нарративы, а не на спекулятивные финансовые модели.
  • Гибридные формы: цифровые работы, существующие и в физической печати, или скульптуры, созданные с помощью AI/3D-моделирования.

6. Текст и язык как художественный материал.


По-прежнему сильна традиция концептуализма:

  • Поэтические и текстовые инсталляции.Работы, где главный герой слово, его форма, звучание, исчезновение.
  • Исследование языковых кодов и клише, особенно в контексте медиа и соцсетей.

Особенности ярмарок 2024-2025:

  • Cosmoscow: Сохранила статус главной международной (с сильным акцентом на СНГ и Азию) ярмарки. Здесь заметнее всего баланс между коммерчески успешной живописью (абстракция, фигуратив) и интеллектуальными концептуальными проектами. Были сильны темы интроспекции и материального эксперимента.
  • Blazar:Позиционирует себя как самая прогрессивная и модная площадка. Здесь был наиболее заметен тренд на коллаборации с модой и дизайном, digital-арт, саунд-арт и работы, исследующие молодежные субкультуры и актуальную эстетику соцсетей.
  • Art Russia: Делала акцент на масштабе и наследии. Больше крупноформатных работ, скульптуры, проектов. Сильна была тема "большого стиля" в его современной, часто ироничной или деконструированной интерпретации, а также тема поиска национальной идентичности.

Выводы:

Искусство на главных российских ярмарках 2024-2025 демонстрирует уход от прямой социально-политической критики в сторону археологии чувств, памяти и приватного опыта. Доминируют две параллельные стратегии:

1. Погружение в личное (тело, дом, природа).

2. Погружение в коллективное прошлое (ностальгия, миф, история) как способ осмысления настоящего и поиска точек опоры.

Материальность, тактильность и ремесло стали ответом на цифровизацию и нестабильность, а локальный контекст стал ключевым источником смыслов, оттесняя глобальные нарративы.

#арт_ярмарки_Россия #тренды_искусства_2025 #Cosmoscow_Blazar_ArtRussia #искусство #современноеискусство