В начале XVIII века в Пруссии коллекция янтаря считалась символом особого статуса, а искусные мастера славились по всей Европе редкостным ремеслом. Неторопливо, с истинно немецкой тщательностью, они собирали панель за панелью, вставляли филигранные кусочки, инкрустировали детали из золота и камня. Эта комната должна была стать настоящим королевским подарком — воплощением искусства, богатства и замысла в честь любимой королевы.
Но судьба сыграла злую шутку: королева так и не увидела своего подарка — её не стало до завершения работы. Вместо роскошного приёма и восхищённых гостей над шедевром повисла тень утраты.
Время не мешкает, а люди продолжают творить историю. Новый прусский король, Фридрих Вильгельм I, нашёл неожиданное применение янтарному чуду — в духе дипломатии и великодушия он преподнёс его русскому императору Петру Великому. С этого момента началась новая, почти мистическая глава: комната отправилась в далёкую Санкт-Петербургскую даль, где обрела новый дом — в царских покоях, среди северных снегов и вод Невы.
Правда, русский царь не проявил к ней интереса. Панели просто показали любопытствующим в доме Александра Меншикова, отметили, что некоторые повреждены, но устанавливать не стали и отправили в ящики. И только дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна решила взяться за Янтарный кабинет и переделать его, добавив роскоши. Проект поручили Ф. Б. Растрелли. Именно по его проекту в отделке комнаты появились зеркала, мозаичные панно и другие декоративные элементы.
«Похищение века»
В 1941-м началась война. Не имея разрешения на эвакуацию столь значимого произведения искусства, музейные работники не стали его вывозить, да и не могли, потому что в Екатерининском дворце-музее оставалось всего 5 человек, остальные ушли на фронт. Панели оставили во дворце, заклеив тряпьем и газетами.
Осенью 1941 года немецкие войска вошли в Пушкин. Для города - трагедия, для командования Вермахта - повод предъявить миру культурные трофеи. Кража Янтарной комнаты поражает своей подготовкой. Её демонтировали не в спешке между боями, а с почти научной педантичностью.
В Пушкин вместе с войсками прибыли два офицера: полковник Сольмс-Лаубах и капитан доктор Пенсген. Оба искусствоведы. Их опыт здесь был важнее военных званий - детали резных панелей требовали осторожности и специального подхода. Команда солдат под их руководством работала быстро, но без варварства: янтарные панели заботливо упаковали, каждый фрагмент пронумеровали.
Работа шла организованно: 36 часов - и «восьмое чудо света» исчезло из дворца.
Последнее пристанище в Кенигсберге
По приказу гауляйтера Восточной Пруссии Эрика Коха янтарные панели перевезли в Кёнигсберг. Кох - личность противоречивая и жадная до сокровищ не меньше Геринга. Услышал о находке - и затормозил движение в Берлин. С этого момента судьба Янтарной комнаты стала вопросом личной воли Кохи.
С апреля 1942 года и вплоть до лета 1944-го янтарные панели были смонтированы в музейном зале Королевского замка. Тысячи людей в восторге замирали у сияющих стен. Но война неумолимо приближалась.
Все эти годы Янтарную комнату тщательно оберегал еще один искусствовед и фанатик Альфред Роде. До последних дней он защищал секрет «своей» комнаты, и судьба так и осталась покрыта тайной.
В августе 1944-го...
В августе 1944 года британская авиация нанесла массированный удар по Кёнигсбергу. Центр города и Королевский замок оказались частично разрушены и охвачены пожаром. Пламя добралось и до Янтарной комнаты - несколько панелей оплавились.
Хранитель Альфред Роде во время бомбежки отказался покидать свое рабочее место. Он сидел в кабинете прямо над Янтарным кабинетом, готовый погибнуть вместе с сокровищем.
После этого налёта янтарные панели спешно упаковали в ящики и спустили в подвалы замка.
Исчезновение в хаосе войны
В начале апреля 1945-го Красная армия штурмовала Кёнигсберг. Всего за несколько дней до этого в Королевский замок приехал гауляйтер Кох.
Увидев, что знаменитую Янтарную комнату так и не вывезли, он пришёл в ярость и потребовал от Роде и офицеров гарнизона немедленно решить вопрос с вывозом бесценного груза. Но время было почти потеряно. Всё вокруг сотрясали взрывы, дороги перекрыты, выбраться из осаждённого города с ящиками такой ценности – задачка практически неразрешимая.
Калининградские подземелья
Когда советские войска вошли в Кёнигсберг, одной из первых и важных задач для них стало обследование Королевского замка и его подземелий. Комиссии военных и учёных прошлись по всем очевидным и не самым очевидным укрытиям - ни одного следа, ни одного ящика с янтарём.
Родились легенды: будто бы ещё в 1930-е нацисты построили под Кёнигсбергом целый подземный город - с бункерами, складами, заводами и даже железнодорожными туннелями.
Некоторые историки убеждены: ящики с янтарными панелями лежат в недрах Калининграда, может быть, даже под ногами у посетителей бывшего бункера коменданта города Отто Ляша, где ныне располагается музей.
Проклятие охотников за сокровищем
Однако Янтарную комнату искать нельзя. И это еще одна ее загадка.
По разным данным, как минимум 10 человек заплатили жизнью за попытку приблизиться к роковой тайне. Хотя некоторые источники называют цифру в 30 человек.
Странная цепочка смертей и исчезновений началась с хранителя Янтарной комнаты Альфреда Роде. Он сначала путал советских поисковиков, указывая разные места ее хранения, а потом внезапно исчез - якобы умер в больнице буквально за ночь и сразу же был похоронен, правда, в могиле его не оказалось.
Через пару месяцев после Роде в страшной автоаварии погиб майор госбезопасности, ответственный за поиск янтарных панелей. Свидетеля, к которому он ехал, позже нашли задушенным.
Немецкий исследователь Георг Штайн искал Янтарную комнату более 30 лет: изучал архивы, встречался с людьми, которые хоть как-то могли приблизить его к разгадке тайны. Он потратил все семейное состояние на эти поиски. 20 августа 1987 года Штайна нашли мёртвым в баварском лесу. Полиция официально объявила, что он покончил с собой и дело закрыла. Хотя люди, видевшие место его гибели и хорошо его знавшие, сильно в этом сомневаются.
Реконструкция и последние следы
Сегодня в Царском Селе находится точная копия Янтарной комнаты. От оригинальной остались только флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» и комод. Мозаику нашли в 1997 году во время продажи на «черном рынке». Ее хотел сбыть немец, чей отец служил в пехоте вермахта и вывез частичку янтарного сокровища в Бремен. Мозаику вернули музею 29 апреля 2000 года.
Периодически на «черном рынке» всплывают отдельные фрагменты кабинета, но их судьба остается до конца неясной. Продолжаются и попытки отыскать спрятанное сокровище. А «восьмое чудо света» продолжает хранить свою тайну, унося жизни тех, кто слишком близко подошел к разгадке.