Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Увел жену друга".Сергей Урсуляк: как будущий режиссер «Ликвидации» разрушил две семьи ради главной любви своей жизни

История Сергея Урсуляка — это не только путь к славе создателя культового сериала «Ликвидация». Это ещё и драма личного выбора, до сих пор вызывающая вопросы. Ради любви к актрисе Лике Нифонтовой он оставил жену с маленькой дочерью, а она — своего мужа, его же сокурсника. Как сложилась судьба всех участников этого любовного треугольника, перевернувшего жизни четырёх человек и двух детей? И можно ли простить такое предательство ради «большого чувства»? Детство скитальца: от Камчатки до театральных подмосковных подмостков Будущий режиссёр появился на свет в Петропавловске-Камчатском. Его отец, капитан II ранга, был военным, а мать преподавала литературу. Из-за службы отца семья постоянно переезжала: детские годы Сергея прошли в Магадане, Хабаровске, а школу он окончил уже в подмосковной Электростали. Скитальческая жизнь закалила характер и научила быстро вживаться в новую среду. Любовь к искусству в нём разбудили две вещи. Во-первых, книги — он зачитывался приключенческой литературой,
Оглавление

История Сергея Урсуляка — это не только путь к славе создателя культового сериала «Ликвидация». Это ещё и драма личного выбора, до сих пор вызывающая вопросы. Ради любви к актрисе Лике Нифонтовой он оставил жену с маленькой дочерью, а она — своего мужа, его же сокурсника.

Как сложилась судьба всех участников этого любовного треугольника, перевернувшего жизни четырёх человек и двух детей? И можно ли простить такое предательство ради «большого чувства»?

Детство скитальца: от Камчатки до театральных подмосковных подмостков

Будущий режиссёр появился на свет в Петропавловске-Камчатском. Его отец, капитан II ранга, был военным, а мать преподавала литературу. Из-за службы отца семья постоянно переезжала: детские годы Сергея прошли в Магадане, Хабаровске, а школу он окончил уже в подмосковной Электростали. Скитальческая жизнь закалила характер и научила быстро вживаться в новую среду.

-2

Любовь к искусству в нём разбудили две вещи. Во-первых, книги — он зачитывался приключенческой литературой, которая уносила его в миры, куда более стабильные, чем его собственная реальность. Во-вторых, бабушка. Каникулы в её подмосковном доме были наполнены походами в театр. Именно там, в полумраке зрительного зала, подросток впервые почувствовал магию сцены — и пропал навсегда.

Интересно, что его первой режиссёрской пробой, пусть и несостоявшейся, стала попытка школьной постановки фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Сергей с энтузиазмом распределял роли, делал пометки, выстраивал мизансцены. Хотя из этой затеи ничего не вышло, внутри уже тогда зажёлся огонёк — желание не просто быть частью искусства, а управлять этим процессом, создавать свои миры.

Неверный старт: от «Щуки» к «Сатирикону», или Как актёр мечтал о режиссуре

Несмотря на тягу к режиссуре, после школы Сергей Урсуляк сделал, казалось бы, нелогичный шаг: он поступил не во ВГИК, а в Театральное училище имени Щукина на актёрский факультет. Курс вёл сам Евгений Симонов. Позже Урсуляк объяснял этот выбор трезвой оценкой своих сил: он был молод и не до конца уверен в своих режиссёрских способностях, а актёрская профессия казалась более надёжным и понятным стартом.

-3

Окончив «Щуку», он по протекции Кати Райкиной, дочери великого Аркадия Райкина, попал в легендарный «Сатирикон». На его сцене он отслужил одиннадцать лет, сыграв десятки ролей, включая Чацкого в «Горе от ума». Критики хвалили его, зрители восхищались.

Но внутреннее чувство неправильности выбранного пути не отпускало. Он чувствовал себя заложником чужих текстов и режиссёрских видений. Его манила жизнь по ту сторону рампы — жизнь создателя.

Всё это время он тайно писал сценарии, строил режиссёрские планы. Дважды пытался поступить во ВГИК — и оба раза неудачно. Ситуация изменилась лишь в 1990 году, когда он наконец поступил на Высшие режиссёрские курсы в мастерскую Владимира Мотыля.

-4

Его дипломной работой стал фильм «Русский регтайм» (1993), вдохновлённый историей Михаила Ширвиндта. Картина получила премию «Кинотавра», и путь был открыт. Так, в 33 года Сергей Урсуляк наконец стал тем, кем мечтал быть с детства.

Первая семья: Галина Надирли и дочь Александра

Параллельно с поиском себя в профессии складывалась и личная жизнь. Ещё в училище он женился на сокурснице Галине Надирли. Это была юношеская, пылкая любовь. В 1983 году у пары родилась дочь, которую назвали Александрой. Казалось, жизнь идёт по накатанному пути: молодая семья, служба в престижном театре, планы на будущее.

-5

Но трещина в этом, как выяснилось, неидеальном мире появилась с рождением ребёнка. Где-то на бытовой почве, где-то из-за различия интересов, чувства стали остывать. Урсуляк всё больше погружался в работу и внутренние метания.

Он был любящим отцом, души не чаял в маленькой Саше, но с женой их связывало скорее привычка и общая ответственность, чем страсть. Он ещё не знал, что очень скоро эта привычная жизнь рухнет под напором настоящего чувства.

Роковая встреча в «Сатириконе»: Лика Нифонтова

Именно в театре, на своей «нелюбимой» актёрской работе, он и встретил ту, которая перевернёт всё. Лика Нифонтова (настоящее имя — Лиана Симкович) была молодой, талантливой и замужней актрисой. Причём замужем она была за сокурсником Урсуляка по «Щуке» — Юрием Нифонтовым. Их брак длился уже три года.

-6

По воспоминаниям самой Лики, это была любовь с первого взгляда, мгновенная и всепоглощающая. Они чувствовали родство душ, невероятное творческое и человеческое притяжение. Урсуляк, всегда считавший себя человеком принципов, отчаянно пытался бороться с этим чувством. Он видел, как на него смотрит Лика, и понимал, что это взаимно. Но у него была семья, крошечная дочь Сашенька. У неё — муж.

Однако сопротивление было тщетным. Лика позже признавалась, что прожила в первом браке три года, а потом встретила свою «настоящую, большую любовь» — Сергея Урсуляка.

-7

Они стали встречаться тайно, разрываясь между долгом и страстью. Ситуация усугублялась тем, что все они — и Урсуляк, и Лика, и Юрий Нифонтов — так или иначе вращались в одном профессиональном кругу, постоянно пересекались. Это был классический любовный треугольник, ставший достоянием всего театрального сообщества.

Разрушение двух миров: трудный выбор и уход

Первой решилась Лика. По её словам, ей было проще — детей в браке с Нифонтовым не было. Она собрала вещи и тихо ушла от мужа, не предъявляя претензий и не устраивая сцен. Она сняла комнату и стала ждать, когда Сергей примет своё решение. При этом она сознательно не давила на него, не требовала немедленного разрыва с женой.

-8
«Я же, на тот момент бездетная, тихо оставила мужа. Для себя решила, что никак не буду влиять на выбор Сергея: вот сколько ему нужно времени, столько он и будет в первой семье», — вспоминала она.

Для Урсуляка же это была мучительная дилемма. С одной стороны — новая, ослепительная любовь, чувство, которое, как он верил, случается раз в жизни. С другой — маленькая дочь, которую он обожал, и жена, с которой прожил годы. Как объяснить трёхлетнему ребёнку, что папа больше не будет жить с ними? Этот вопрос не давал ему покоя.

-9

Он метался между двумя домами, пытаясь найти выход. В конце концов, чувство победило. Он ушёл из семьи. Это случилось в 1986 году. Впоследствии оба — и Сергей, и Лика — никогда не отрицали, что их поступок был эгоистичным и жестоким по отношению к оставленным супругам.

«Мы разрушили две семьи», — с грустью и без оправданий констатировала Лика Нифонтова.

Новая жизнь: коммуналка, любовь и рождение Даши

В 1986 году Сергей и Лика стали жить вместе. Они не играли пышную свадьбу, а просто пошли в ЗАГС и расписались. Начался сложный, но счастливый период их совместной жизни. Молодые актёры, иногородние, они не имели своего жилья в Москве. Их быт был чередой переездов: они снимали угол в Свиблово, жили у заведующей труппой «Сатирикона», потом у друга — Михаила Ширвиндта.

-10

Переломным моментом стало ходатайство самого Аркадия Райкина. Легендарный худрук подписал письмо с просьбой выделить молодой актрисе Нифонтовой жильё. Так им досталась комната в коммуналке. Именно здесь, в тесноте, но в огромной любви, в 1989 году родилась их общая дочь — Дарья Урсуляк.

Лика с теплотой вспоминала те годы, несмотря на бытовую неустроенность. Она была убеждена: если есть настоящие чувства, всё остальное преодолимо. Параллельно она выстраивала отношения с Сашей, старшей дочерью Сергея. Лика познакомилась с девочкой, когда той было три года, и с самого начала решила не пытаться заменить ей мать, а стать старшим другом и поддержкой.

«Александра — абсолютный и полноправный член нашей семьи. Я её знаю с трех лет и никогда даже не думала, чтобы лишать ребенка отца. Тем более такого замечательного. Никогда не пыталась занять чье-то место, это глупо», — говорила она.

Сергей, со своей стороны, делал всё, чтобы не потерять связь с первой дочерью. Он регулярно встречался с Сашей, участвовал в её жизни. Несмотря на боль разрыва, его первой жене, Галине, хватило мудрости не чинить препятствий этим встречам. Со временем все участники этой непростой истории научились выстраивать новые, цивилизованные отношения.

Творческий взлёт: от «Летних людей» до «Ликвидации»

Пока в личной жизни бушевали страсти, профессиональная карьера Урсуляка набирала обороты. После успеха «Русского регтайма» он снял ряд значимых картин. «Летние люди» по Горькому получили приз за лучшее прочтение классики. В драме «Сочинение ко Дню Победы» свою последнюю роль в кино сыграл Олег Ефремов. Урсуляк обращался и к детективному жанру («Неудача Пуаро»), и к сложнейшей прозе Достоевского («Записки из Мёртвого дома»).

Он принципиально не шёл на поводу у публичных запросов, считая, что режиссёр должен не развлекать, а воспитывать вкус зрителя.

«Если я буду прислушиваться к запросам, то я ничего не сделаю, потому что запросы меняются… Мы должны учитывать их, но ориентироваться на совершенно другие вещи», — рассуждал он.

Настоящая народная слава пришла к нему в 2007 году с выходом сериала «Ликвидация» с Владимиром Машковым в главной роли. Лента была поставлена в ряд с советскими классиками вроде «Места встречи…» и мгновенно стала культурным феноменом. За этим последовали другие успешные проекты: «Исаев» по Семёнову, масштабные экранизации «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон».

Урсуляк выработал свой уникальный почерк и метод. Он почти никогда не проводил кастингов, предпочитая лично общаться с актёрами или смотреть их в театре, чтобы понять, подходят ли они ему по духу. У него сложилась своя «команда» проверенных артистов, таких как Сергей Маковецкий или Александр Яценко, которых он снимал вновь и вновь.

Семейный подряд: жена и дочери в кино режиссёра

Успех принёс не только славу, но и новые вопросы. Когда в фильмах Урсуляка стала регулярно появляться его жена Лика Нифонтова («Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон»), заговорили о кумовстве. Актрисе такие разговоры были неприятны.

«Что бы я ни делала, все равно будут кивать: „Жена Урсуляка“. А я таких недоброжелателей приглашаю в театр „Сатирикон“ на мои спектакли. На сцене все вопросы о родстве отпадают», — отвечала она.

Позже режиссёр пригласил в свои проекты и дочерей. Александра снялась в небольшой роли в сериале «Ненастье», а Дарья сыграла Наталью Коршунову в «Тихом Доне». Опыт оказался не из лёгких для всех. Урсуляк признавался, что работать с близкими ему невероятно сложно.

-11

Он терял профессиональную дистанцию, начинал нервничать, кричать, требуя невозможного. Александра после съёмок сказала отцу, что попробовала, спасибо — и хватит. Даша от работы в «Тихом Доне» тоже получила больше стресса, чем удовольствия. Урсуляк сделал вывод: талантливые дочери есть, но снимать их — себе дороже.

Интересно, что, по мнению второй жены Юрия Нифонтова, Юлии Пивень, Урсуляк до сих пор ревнует Лику к её бывшему мужу. Она утверждала, что именно поэтому режиссёр ни разу не пригласил талантливого Юрия Нифонтова в свои фильмы, хотя их отношения после развода остались вполне дружескими.

Итоги пути: прощённое предательство и найденное счастье

Сегодня, спустя почти 40 лет после того скандального ухода, история Сергея Урсуляка и Лики Нифонтовой выглядит как история большой, прошедшей испытания любви. Они вместе уже 38 лет. Обе их дочери, Александра и Дарья, стали актрисами, сохранив тёплые отношения и между собой, и с отцом, и с Ликой. Урсуляк сумел остаться любящим отцом для Александры, а та нашла в Лике не мачеху, а близкого человека.

Сергей Урсуляк считал себя счастливым человеком. Он обрёл любовь всей жизни, реализовался в профессии, которой посвятил себя, вырастил талантливых детей. Его творчество продолжается: он ставит спектакли, получает престижные премии (в 2024 году — приз ММКФ за вклад в мировой кинематограф). Совсем недавно талантливый режиссер покинул этот мир...

-12

Но вопрос, который он сам и Лика однажды задали: «Можно ли ради любви разрушить две семьи?» — остаётся без однозначного ответа. Они заплатили за своё счастье чужой болью. Но, оглядываясь на пройденный путь, на выстроенные мосты и прощённые обиды, кажется, что все участники этой драмы в итоге нашли свой, хоть и непростой, мир.

Их история — не оправдание предательства, а напоминание о том, как сложна и неоднозначна бывает жизнь, и как трудно порой отличить мимолётную страсть от любви, ради которой действительно стоит ломать судьбы.