Знаете, что самое печальное? Роман начинается даже интересно – Хайнлайн всегда умел хорошо начинать истории. Вроде бы, всё красиво и интересно – танцы, на которых знакомятся парень и девушка. Он – конечно же, умный и богатый (там стоимость одной летающей машины – больше, чем, наверное, можно себе представить!), она – сногсшибательная красавица, с высоким интеллектом. И то, что случилось потом – когда они удирали с вечеринки после взрыва, на этой машине. Всё интересно – их кто-то ищут, брата главного героя, скорее всего, убили (а одному профессору, именно этот брат и был нужен!), в общем, творится «какая-то нездоровая ерунда», выражаясь молодёжным жаргоном. И, казалось бы, на этом можно построить отличный сюжет, так как… ну, тут же есть всё, что нужно для этого! Профессор создал «континуумоход», при помощи которого можно перемещаться вообще, куда угодно! И эта штука работает, они не раз будут перемещаться в разные миры при помощи этой штуки. Даже в «Страну Оз» попадут! Но… как после «побега» от взрыва, герои романа, сначала прилетят в «убежище» профессора, женятся, и… вот уже несколько глав, по сути, ничего не происходит. Зато – обнажёнка, разговоры про беременность, какие-то странные правила и всё такое...
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформах Boosty и Sponsr.ru: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович, Reader Marver, Сергей Соловьёв, Дмитрий Кац, Саня Номад, Vladimir Sedov, Бразильский аллигатор, Гришин Александр, Alex710, Headcrab, Стас Крюков, Александр Иванов, Тони Монтана, Dron-terror, Махсуд Одинаев и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Потом они отправляются в путь – чтобы спастись от «Чёрных Шляп», что хотят их убить, и, чтобы испытать «континуумоход». И начинается такой трэш… Нет, я могу понять, эпизод со Страной Оз – как я понимаю, в США эти книги Баума очень популярны. То, что Хайнлайн сделал немало отсылок к Барсуму и книгам Берроуза – я тоже могу понять, они мне и самому нравились, я писал тут про них. Это я понимаю. Но! Снова – обнажёнка, обнажёнка и ещё раз обнажёнка. Вот серьёзно – вы высадились на Марс, который похож ключевое слово – «похож»!) на Барсум. Вы не знаете, тот это Барсум, или нет. Первое, что надо сделать – это раздеться и прицепить к поясу саблю? Мол – мы играем в марсиан? Вот честно, были бы на том «Марсе», те же тарки, или вархуны, или ещё какие-нибудь «зелёные» ребята, они не стали бы на вас с саблями и мечами бросаться – они сначала всех перестреляли бы из своих винтовок, и только потом пошли бы грабить. Да и «цивилизованные» красные марсиане, тоже – сначала стреляют, и только потом за меч берутся… Это только в «Вахе», несмотря на то, что все имеют «огнестрел», на мечах дерутся… У Берроуза такой фигни, простите, не было. Если герой (или злодей) там мог кого-то застрелить – он так и делал… А наши «отважные и гениальные» персонажи тут же разделись и начали марсиан изображать. Я понимаю, что главного героя зовут Зеб Джон Картер, а его подругу – Дея Торис Берроуз, но, всё же…
И вот, из таких вещей книга состоит, чуть менее, чем полностью. Да, потом будет объяснение той самой «мультивселенной Хайнлайна», в которой переплетаются все сюжетные и временные линии разных произведений и реальной жизни, и отчасти, это даже будет интересно, но… тут есть один нюанс. Простите, а эти «злыдни», «Чёрные Шляпы» - с ними-то, вопрос как-то решаться будет? «Злыдень», «Зверь», появится только в конце романа, просто, чтобы удрать куда-то, и мы про него больше не узнаем ничего. И, собственно, о чём книга? О том, что есть много миров, и можно между ними перемещаться? Ну, хорошо, здорово. О том, что в разных мирах события идут по-разному? Ну, это здорово и интересно – например, мне нравился сериал «Скользящие». Но! Скажите мне, почему в довольно интересном сюжете, столько разговоров о вещах, которые вообще к фантастике отношения не имеют? И я не про рассказ Зеба о том, как он учился и зарабатывал деньги – это, хоть и не особенно интересно, но более-менее понятно. Мне вот эта пародия на нормальную жизнь и общение не нравится. Это когда герои по несколько страниц говорят вообще ни о чём. То есть, они могут начать говорить о чём-то важном для сюжета, потом разговор плавно уходит вообще в другую сторону, начинаются какие-то сплетни и тому подобные вещи, и только потом – они снова возвращаются к теме. Только вот, читать это уже не так интересно. А все эти «рассказы от лица женщин»? Та же Дея Торис, буквально во второй главе где-то несколько страниц рассматривает свои «перси», вспоминает, как её мама заставляла её носить верхнюю часть нижнего белья… Вот это нам, как читателям, обязательно надо знать, да? Или потом – две страницы Дея Торис и Хильда рассуждали о своих беременностях. Ну, в самом деле, какой же фантастический роман, о путешествиях в другие миры, о космосе и тому подобных вещах, и без обсуждения беременности? Это сарказм, если что…
И вот, что ещё касается этих «разговоров ни о чём»… Знаете, я немало прочитал книг, в которых описывались отношения между мужчинами и женщинами. В том числе и фантастика такая, внезапно, есть. Ну, не было там ничего такого, как описывал Хайнлайн. И, кстати говоря, если разобраться, ни в одной из своих книг, даже в тех, которые были ещё интересными, Хайнлайн, особо не прописывал эти отношения. Ну, не умел он это делать, или не мог, или просто понимал, что они просто будут сбивать читателя с ритма. Можно вспомнить «Кукловодов» - отношения между Элихью «Сэмом» и Мэри – были, но автор особо не заострял на этом внимания. Да, парень ради нём собой пожертвовал, потом они поженились, именно Мэри стала ключом к спасению Человечества, и всё такое – но именно «разговоров» не было. Там всего одна сцена была в «хижине» Эльхью, когда котик погиб – и всё. И котика, по вполне понятной причине, мне жалко было больше, чем Мэри… Можно поговорить о других книгах, более раннего периода, в которых тоже есть отношения – например, в «Двойной звезде», есть «химия» между Лоренцо и Пении, секретаршей Бонфорта, но – не было таких разговоров. Понятно, что и ситуации такой не было – но, Хайнлайн не мог не понимать, что он просто не сможет так прописать их, чтобы это было интересно! Потому и не писал…
И опять же, я могу привести примеры из другой фантастики. У Гира (да, снов Гир, но я не виноват, что у него такие сцены хорошо получались!) – во второй книге, Стаффа и Скайла, вместе в душе (нет, ничего такого не было, просто принимали душ после тренировки!) – нормально общаются, как люди, которые любят друг друга. Не несут чуши, не выстраивают ролей, просто общаются. И по делам – и просто так, «за жизнь». И в это можно поверить, что два человека, которые давно вместе, которые прошли вместе через многое, могут себя так вести наедине… У Хайнлайна же, увы, такого нет.
Сейчас мне напишут, что Хайнлайн так пошутить хотел, что это юмор, и не надо относиться к книге так серьёзно. Люди, я понимаю шутки, если в книге они есть – я их вижу. Более того, я понимаю, все отсылки, которые автор ввёл в книгу – именно к ним-то, у меня и нет претензий. Претензии у меня к тому, что автор не умел писать отношения между людьми. Это и есть самая слабая часть в его произведениях. Ладно, когда у него герои общаются «по делу» - с этим, как раз проблем и нет. Но вот общение между мужчинами и женщинами, часто скатывается в «трёп ни о чём». И это, на самом деле, портит всё… Конечно, я могу быть неправ, но…
Знаете, мне не раз писали о том, что «станешь старше – поймёшь эти книги». Но… насколько старше? Я понял, о чём они, ещё лет двадцать назад, когда прочитал «поздние книги» впервые. Но то, как они написаны – это, простите, просто беда…
Автору на вкусняшки, котикам на корм: