Найти в Дзене

Volkswagen страдает без "дешёвого" российского газа?

Пишут: "Volkswagen завтра впервые за 88 лет закроет автозавод в Германии — фабрику открыли в 2002 году, на пике она выпускала до 200 тысяч машин в год. <...> Всё это — последствия санкций против России". Коллеги, я понимаю желание все проблемы соседей связывать с санкциями против России, но тут вы глубочайшим образом заблуждаетесь. И "дешёвый" российский газ никакого отношения к закрытию завода Volkswagen не имеет. Если предельно коротко, то европейская автопромышленность находится в непростой ситуации примерно с 2017 года. К 2017 году и мировой рынок рос, и производство в ЕС увеличивалось. С 2018 года началось снижение. Сначала умеренное (на 2-4%). Большой удар по местному рынку и производителям нанёс 2020 год. Притом дело не только в пандемии, но и в кризисе полупроводниковой продукции (производство автомобилей сократилось на 23,5%). Для VW ситуация усугублялась последствиями "дизельгейта". В 2021-м снижение продолжилось. Восстановление производства у европейских компаний началось с

Пишут:

"Volkswagen завтра впервые за 88 лет закроет автозавод в Германии — фабрику открыли в 2002 году, на пике она выпускала до 200 тысяч машин в год. <...> Всё это — последствия санкций против России".

Коллеги, я понимаю желание все проблемы соседей связывать с санкциями против России, но тут вы глубочайшим образом заблуждаетесь. И "дешёвый" российский газ никакого отношения к закрытию завода Volkswagen не имеет.

Если предельно коротко, то европейская автопромышленность находится в непростой ситуации примерно с 2017 года. К 2017 году и мировой рынок рос, и производство в ЕС увеличивалось. С 2018 года началось снижение. Сначала умеренное (на 2-4%).

Большой удар по местному рынку и производителям нанёс 2020 год. Притом дело не только в пандемии, но и в кризисе полупроводниковой продукции (производство автомобилей сократилось на 23,5%). Для VW ситуация усугублялась последствиями "дизельгейта". В 2021-м снижение продолжилось. Восстановление производства у европейских компаний началось с 2022 года и продолжилось в 2023-м (странно, если считать, что виной всему отсутствие "дешёвого" российского газа). А вот в 2024-м — новый спад (на 6,2%).

Притом у Volkswagen в 2024-м продажи в ЕС подросли — с 2,75 млн до 2,84 млн. Грустнее всего ситуация была у Stellantis (минус 7,3%).

-2

Европейские власти тем временем стали подавать противоречивые сигналы, заявляя, что с 2035 года продажи новых автомобилей с ДВС будут запрещены. Европейские автопроизводители постарались объяснить, что они такой резкий переход не вывезут, и ЕС перейдёт на китайские электромобили. А зачем модернизировать и развивать производства в Евросоюзе на таком фоне? Проще и дальше вкладываться в Китай, который как рынок равен Европе и США вместе взятым, а как производитель превосходит любого из них (в 2024-м доля КНР в мировом автопроизводстве — 34%, Европы — 19%, Северной Америки — 17%).

-3

Есть ли VW заводы в Китае? Есть, конечно. Да, это заводы, открытые в партнёрстве с местными производителями. Да, иногда на концерн давят ЕС и США, когда хотят сделать больно китайскому автопрому (см. историю с заводом в СУАР). И продажи у него в КНР снизились в прошлом году на 9,5% — до 2,928 млн шт. В первом полугодии 2025-го удалось немного увеличить мировые продажи — с 4,34 млн до 4,36 млн. На второе полугодие ожидался неплохой рост, но пришлось пересмотреть прогнозы из-за американских пошлин.

Итак, в Европе инвестировать и даже поддерживать работу отдельных предприятий становится всё менее оправданно. Китайский рынок выглядит перспективнее, за него надо держаться (тем более, что в 2025 году VW с китайскими партнёрами удалось совершить прорыв в электромобильном сегменте и выйти на четвёртое место по продажам в мире). А если отказ от ДВС будет отложен, то в Европу автомобили можно и из Китая привезти. В штучном выражении КНР в Евросоюзе уже лидирует среди экспортёров.

-4