Найти в Дзене
Frequent Flyers

Денег нет, но авиакомпании держатся: что происходит с российским рынком авиаперевозок

В России в 2025 году платежеспособный спрос на авиаперевозки начал ощутимо слабеть, а авиакомпании вынуждены сдерживать цены, чтобы сохранить показатели пассажиропотока, рассказал научный сотрудник института транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, снижения натуральных показателей практически нет – наблюдается лишь незначительный рост средней длины одного сегмента перевозки при пропорциональном снижении количества этих сегментов, то есть, пассажиров стало чуть меньше, но летать они стали чуть дальше. Авиакомпании в течение года старались переориентироваться на более прибыльные международные перевозки, отрабатывая рост спроса на выездной туризм, стимулируемый укрепившимся рублём. Суммарный пассажиропоток на МВЛ российских и иностранных авиакомпаний вырос на 10% по итогам первых 10 месяцев. Однако выручка с пассажиро-километра заметно сократилась по сравнению с прошлым годом. То есть, авиакомпании вынуждены сдерживать цены для того, чтобы обеспечить загрузку рейсов

В России в 2025 году платежеспособный спрос на авиаперевозки начал ощутимо слабеть, а авиакомпании вынуждены сдерживать цены, чтобы сохранить показатели пассажиропотока, рассказал научный сотрудник института транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

По его словам, снижения натуральных показателей практически нет – наблюдается лишь незначительный рост средней длины одного сегмента перевозки при пропорциональном снижении количества этих сегментов, то есть, пассажиров стало чуть меньше, но летать они стали чуть дальше.

Авиакомпании в течение года старались переориентироваться на более прибыльные международные перевозки, отрабатывая рост спроса на выездной туризм, стимулируемый укрепившимся рублём. Суммарный пассажиропоток на МВЛ российских и иностранных авиакомпаний вырос на 10% по итогам первых 10 месяцев. Однако выручка с пассажиро-километра заметно сократилась по сравнению с прошлым годом. То есть, авиакомпании вынуждены сдерживать цены для того, чтобы обеспечить загрузку рейсов.

Рынок внутренних перевозок сокращается, за один только 3 квартал 2025 года пассажиропоток сократился на 7%, выручка с пассажиро-километра также быстро падает.

Таким образом, авиакомпании преуспели в поддержании лётной годности воздушных судов лучше, чем пассажиры в зарабатывании денег на перелёты, заключает эксперт: «В 2022 году было очевидно, что будут падать и ёмкости, и спрос. Но никто не думал, что спрос начнёт раньше».

Он также добавляет, что по трём кварталам обозначать тренд всё же несколько преждевременно, но уже начало 2026 года даст понимание, куда движется рынок.

Илья Шатилин