… Кортеж безутешной вдовы плелся по заснеженному полю. Гроб с телом короля покачивался в повозке; Хуана шла следом, от катафалка - ни на шаг. 4 месяца она в компании фрейлин, слуг, священников и солдат мела подолом дороги Кастилии; ждала, когда приедет ее отец Фердинанд Арагонский и позволит похоронить зятя Филиппа Габсбурга в Гранаде, как тот завещал. Отец медлил. Когда Хуана открыла гроб с забальзамированными останками (хотела убедиться, что ее красавец-супруг никуда не делся), члены процессии пришли в ужас. Потом вдова проделывала это еще пару раз; она обнимала и целовала холодный труп. В свите пополз слух о ее безумии.
Ко всему прочему, королева Кастилии была беременна их с Филиппом шестым ребенком. Не дай боже, родит в чистом поле. И что ждет сиротку?
Украденное детство
В январе 1507 года траурный кортеж стоял у ворот города Торквемада; Хуана на сносях: хорошо, что разрешится от бремени в постели. Несмотря на глубокие душевные раны, королева рожает здоровую дочку. Ну теперь-то – конец пути? Куда там: дав крошке имя Каталина (Екатерина) и оправившись от родов, Хуана как заведенная снова месит дорожную грязь. Блуждать с гробом ей еще месяца четыре, пока папа Фердинанд не доберется наконец до дочери, не уложит Филиппа Красивого в Гранаде и не возьмет бразды правления в свои руки.
Чтобы Хуана не путалась под ногами, Фердинанд объявит ее невменяемой и в 1509-м запрет в замке Тордесильяс, под надзором охраны и челяди. Каталина останется с матерью; другие дети Хуаны живут в Нидерландах, при дворе сестры их отца Маргариты Австрийской. И этим детям повезло: тетя заменит им мать. Везунчик и брат Каталины Фернандо – он под крылом деда, своего тезки.
А инфанта Екатерина растет в Тордесильясе, рядом с помешанной Хуаной. Та слушает гуканье младенца, считая, что через дочь ей что-то говорит с того света ненаглядный Филипп. Мать караулит девочку: ее кровать в алькове, путь в альков лежит через Хуану. И как развлекается подросшая инфанта? Целыми днями смотрит в окно. Наверное ее чему-то учат, но эта учеба не идет в сравнение с уроками блестящих педагогов ее братьев и сестер.
Питаются мать и дочь скудно: хлеб да сыр, вот весь обед. Зато этой едой, по мнению Хуаны, их вряд ли отравят. Юную Екатерину видит хронист Лоран Виталь: «Поверх простого платья она не носит иных украшений, кроме… куртки из испанской овчины, что может стоить два дуката. Ее головной убор - белый тканевый платок». И это внучка Изабеллы и Фердинанда? Принцесса мила, изящна, у нее светлые красивые локоны, но одета как крестьянка. Ей скучно в замке-тюрьме. А рядом с матерью бывает и страшно.
Проживи она так еще немного, в свою очередь лишилась бы рассудка.
Хватит!
В 1517-м в Тордесильяс приезжают старшие дети Хуаны, Элеонора и Карл. Мать едва их узнает - 10 лет не виделись. 17-летний Карл получает корону Кастилии и Арагона (при этом его мать остается королевой Кастилии) и знакомится с младшей сестрой.
Ему жаль девочку, а еще он практичен, как торгаш: Екатерина – завидная невеста, а значит, капитал; нужно вырвать ее из мрачных стен и увезти подальше от безумной матери. Карл устраивает побег, его слуги выводят инфанту через проход в стене, везут в Вальядолид. Там Екатерину ждут брат, сестра и роскошная жизнь.
Она едва ее распробует. Лишенная последней отрады Хуана впадает в бешенство и грозит покончить с собой; Карлу скандалы не нужны, ему скоро быть немецким императором Карлом V, на репутации не должно чернеть ни пятнышка. Ладно, пусть сестра вернется в Тордесильяс, но он выторгует для нее приличные условия. Свои покои, богатые наряды, прогулки без надзора – так должна жить Екатерина. А маркиз де Дения с женой, приставленные к Хуане и ее дочке, не согласны. Эта парочка еще потреплет нервы инфанте, грубо обращаясь с ней, отбирая подаренные Карлом платья, а Хуану запирая в комнате с одной свечой. Но Екатерина яростно верит: брат придет и спасет ее. Так живет года три. Наконец Карл находит для нее время, теперь он часто гостит в Тордесильясе; маркиз де Дения больше не смеет распоясываться.
Корона для инфанты
Карл V, молодой и активный, обеспечивает коронами всех своих сестер. Им - почет и уважение, ему – выгода: Карлу нужны союзники. Элеонора теперь – королева Португалии, Изабелла носит корону Дании, Норвегии и Швеции, Марию выдают за короля Чехии и Венгрии. Очередь Екатерины настает в 1525-м. Брат сватает ее за их кузена Жуана III, короля Португалии 23 лет от роду, сына умершего Мануэля, мужа Элеоноры. Попав ко двору одного из сильнейших государств Европы (у Португалии – колонии по всему свету), Екатерина Австрийская малость… шалеет, что ли, из-за перемен в судьбе.
Ее легкую неадекватность объясняли родством с Хуаной, но тут стоит вопрос, что мучает историков: а так ли безумна была Хуана? Нервная, истеричная – да; но помешанной ее, возможно, объявили отец и сын. И Фердинанду, и позднее Карлу сумасшествие Хуаны было очень на руку.
Что до Екатерины, той предстоит вполне удачный брак, омраченный, правда, смертью 7-х из 9-ти их с Жуаном детей; регентство после смерти мужа, покровительство искусствам, собирание коллекций фарфора, редкостей (оторвалась!) и долгая жизнь; Екатерина проживет 70 лет – чуть меньше, чем Хуана Безумная; та дотянет в Тордесильясе до 75-ти.
Часто ли вспоминала о матери и о своем убогом детстве благополучная королева Португалии? Сомневаюсь.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо за внимание к статьям, за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: