"... - Лариса, а ты почему молчишь? - поинтересовалась Инга. - О каком парне ты мечтаешь?
- Я? - испуганно вопросом на вопрос ответила Лариса. - Я мечтаю красный диплом получить, чтобы сделать маме приятное.
- Ну, ты даёшь! Я тебя о другом спрашиваю, а ты о маме думаешь... - засмеялась Инга. - Замуж хочешь выйти? ..."
Читайте: Сестричка
Больше Ларисы её поступлению в институт радовалась Вера. Как же ей были приятны поздравления односельчан. Те кумушки, кто ещё вчера шептался за спиной у Веры о Ларисе и о её связи с приезжим строителем, сейчас поздравляли. Говорили, что Лариса не просто студенткой стала, она будет учительницей.
- Почёт и уважение твоей Ларисе, - Вера то и дело слышала в адрес своей дочери хвалебные речи. - Приедет после учёбы в Берёзу, будет детишек наших местных уму-разуму учить.
Она всем кумушкам отвечала, что Ларисе самой решать, возвращаться в деревню или нет:
- Пусть в городе остаётся, там перспектив больше.
Плакала по вечерам Вера, но теперь от счастья. Просила прощения у Бога за то, что они душу безвинную с Ларисой загубили, но оправдывала себя тем, что иного выхода у них просто не было...
...
Прощание с матерью у Ларисы вышло трогательным. Вера хоть и плакала, но в глазах её Лариса видела гордость и надежду.
Когда мать и дочь стояли на перроне, Вера крепко обняла Ларису, поцеловала.
- Ты справишься, Ларисонька моя, ты у меня умная и старательная. Будешь сидеть над книжками и днём, и ночью. Поэтому прошу: не переусердствуй. Не только учиться надо, но и отдыхать.
- Не волнуйся, мамочка, за меня. Я постараюсь везде успевать, улыбнулась Лариса. Ей с одной стороны не хотелось расставаться с мамой, но с другой стороны она была рада, что наконец-то уедет из Берёзы и больше не будет слышать шушукания за своей спиной.
Когда Лариса села в электричку и помахала маме рукой, она сказала себе, что будет учиться на отлично, чтобы получить хорошее распределение и остаться в городе, если, конечно, повезёт, или попасть в деревню, что ближе к Минску. Лариса представляла, как мама будет ей гордиться, когда она привезёт ей красный диплом. В том, что он будет именно таким, у неё самой сомнений не было.
... Прибыв в большой город, Лариса оказалась в совершенно новом мире. Огромный, шумный, полный незнакомых лиц, Минск поначалу казался ей каким-то чужим. Но уже скоро Лариса подружилась с девчонками из своей группы. Они, как и она, были родом из деревни, думали в первую очередь об учёбе, но и хотели посмотреть Минск. Одну соседку по комнате звали Ириной. Была она невысокого роста, носила очки и постоянно ходила с книгой. Ира рассказывала, что испортила зрение, когда укрывалась одеялом и включала фонарик, чтобы читать. Ира оказалась более разговорчивой, чем Инга, ещё одна первокурсница. Та молчала и смотрела в окно или писала письма, но не говорила, кому именно они адресованы. Спустя месяц призналась, что она влюблена в парня из своей деревни. Вася, так звали парня, в армии, и они поженятся, как только он вернётся.
- После третьего курса я переведусь на заочное отделение и уеду к себе в деревню.
- Странная ты, не совсем мне понятно твоё поведение. Стоило поступать в Минск, чтобы потом на заочное переводится, - пожала плечами словоохотливая Ирина. - Лучше сначала образование получить, а потом уже с дипломом в деревню приехать.
- И мужа одного оставить, чтобы его девицы местные начали обхаживать? Нет уж, - ответила Инга. - Ничего с учёбой не сделается. Раз поступила и до третьего курса дойду, диплом точно получу.
- Всё равно я тебя не понимаю, - сказала Ирина. Она посмотрела на Ларису в надежде, что та поддержит её, но Лариса молчала. Она не вмешивалась ни в чью жизнь, предпочитая разговаривать по делу. Для себя она решила ни с кем не сближаться. Ей уже хватило в Берёзе любопытной Марины.
- Поймёшь меня, когда влюбишься, когда узнаешь, что это за чувство, о котором так трепетно писали поэты, - усмехнулась Инга и закатила глаза, наверное, вспомнив своего любимого Василия.
- Всё может быть, - серьёзно сказала Ирина, - но мне трудно угодить. С простым парнем мне точно будет скучно. Я мечтаю встретить того, кто будет знать больше меня, чтобы, когда он начинал что-то рассказывать, я ему в рот смотрела и готова была его слушать часами. Хочется тянуться за кем-то, так сказать, расти и развиваться.
- Лариса, а ты почему молчишь? - поинтересовалась Инга. - О каком парне ты мечтаешь?
- Я? - испуганно вопросом на вопрос ответила Лариса. - Я мечтаю красный диплом получить, чтобы сделать маме приятное.
- Ну, ты даёшь! Я тебя о другом спрашиваю, а ты о маме думаешь... - засмеялась Инга. - Замуж хочешь выйти?
- Нет, - честно ответила Лариса, - не хочу. Учиться хочу и работать на благо Родины. Буду сеять в детях доброе и вечное, чтобы они порядочными людьми выросли. Ведь все маленькие дети хорошие. Непонятно мне, почему, когда вырастают, одни людьми становятся, а из других нелюди получаются...
- Это можно объяснить, - вставила слово в разговор Ирина и начала долго рассказывать то, о чём читала. Лариса и Инга только переглядывались, а Ирина продолжала рассуждать. В такие моменты, когда соседка по комнате начинала разглагольствовать на самые разные темы, Ларисе хотелось в деревню, где она могла бы сидеть в своей комнате одна над книгой, где тишина, где мама. В такие моменты Лариса даже скрипучую калитку в их дворе вспоминала с особым трепетом. Всё, что было связано с деревней, было для неё родным и дорогим.
... Прошёл месяц - и староста группы, а ей единогласно была выбрана Ирина, объявила новость:
- Нас отправляют на картошку. Сказали в выходные собраться, а в понедельник поедем.
- Почему мы? Новичков вроде не отправляют, - раздались недовольные голоса.
- Урожай в этом году такой, что и первокурсников решили привлечь, - подтвердила Анна Ивановна, куратор группы. - Девушки, вы не расстраивайтесь. Это даже хорошо. Поедете не только вы, но и ребята с исторического факультета, а там и первый курс, и второй и даже третий. Будет время и работать, и общаться.
... Лариса отправилась домой за тёплыми вещами. Всё-таки было начало октября, погода была неустойчивой и всё время менялась. Матери она написала, что приедет в выходные, и Вера Степановна готовилась к встрече с любимой дочкой. Выходила в субботу к каждой электричке в надежде, что Лариса приедет не вечером, а после обеда, но нет. Лариса успела только на последнюю электричку. Приехала, когда Маринка вместе с другими местными ребятами шла в клуб. Увидев, что Лариса и Вера Степановна идут вместе, остановилась, сказав, что догонит компанию. Сама поздоровалась и отозвала Ларису.
- Привет! Приходи сегодня в клуб! Там все наши соберутся. Посидим, поговорим!
- Нет, не могу, Марина. Ты извини, но мне завтра в обед уже надо уезжать, а дел много.
- Говорила я тебе, что нечего тебе в том Минске делать. Лучше бы в педучилище наше городское поступила. И после него можно в школе работать. Никуда она не денется. Небось за книжками вечерами сидишь.
- Да, сижу, к занятиям готовлюсь, - спокойно ответила Лариса.
- Хм, не понимаю, как может нравиться мозги себе сушить, да ещё и добровольно? - удивилась Маринка и тут же похвасталась: - А я зато с таким парнем познакомилась, что и передать тебе словами не могу, какой он. Может, замуж скоро выйду и ребёнка рожу! А ты так и будешь до самой старости книжки свои читать. Говорю: пошли с нами.
- В другой раз, Марина, - ответила Лариса и пошла к маме, которая стояла в метрах пяти.
- Что она от тебя хотела, стрекоза эта? Наверное, хвасталась своим очередным ухажёром, - усмехнулась Вера Степановна. - Не нравится мне она, Маринка эта, хоть и нельзя так о людях говорить.
Лариса была полностью согласна с мамой. Вроде ничего такого Марина и не сказала, но резанули слова о ребёнке. Говорила Марина так, как будто догадывалась о том интересном положении, в котором когда-то оказалась Лариса... Настроение пропало, что сразу заметила Вера. Она начала расспрашивать дочку о жизни в городе, чтобы отвлечь. Поняла Вера, что Маринке удалось испортить Ларисе настроение...
... Вернулась Лариса в Минск с теплыми вещами и продуктами, как и остальные студентки. Они были готовы отправиться на помощь в колхоз, что находился в тридцати километрах от города. На какой срок едут, не знали. Им сказали, что если заморозков не будет, то они будут помогать до тех пор, пока на полях ничего не останется. Если же пойдут осенние затяжные дожди или станет очень холодно, то студентов привезут назад.
... Девчонки робко поглядывали в ту сторону, где стояли парни с истфака. Многие будущие историки поступили в институт после службы в армии. Поэтому выглядели довольно солидно и больше походили на преподавателей, чем на студентов.
- Лариска, ты заметила, как на тебя смотрит вон тот тёмненький? - прошептала Инга.
- Нет, я не обратила внимания, - ответила Лариса. Она ни на кого не смотрела. Если честно, то ей дела до мужского пола не было. Боль от всего пережитого ещё не забылась. Все мужчины для Ларисы были одинаковы. Она избегала общения с ними и была очень рада, что учится в группе, где одни девушки...
Продолжение следует