Центральный банк России намерен совершить тихую революцию в банковской системе, обязав кредитные организации привязывать ИНН ко всем счетам граждан — как новым, так и уже существующим. Эта мера, по задумке регулятора, станет техническим фундаментом для борьбы с дропперами. Однако инициатива уже успела вызвать жаркие споры. Часть экспертов бьют тревогу, заявляя, что это фактически означает конец банковской тайны. Так ли это на самом деле и чего стоит ждать обычным россиянам, разбирался 360.ru.
Что планирует ЦБ и зачем это нужно? Суть нововведения
По словам заместителя председателя Банка России Ольги Поляковой, новое требование станет обязательным для всех кредитных организаций. Как она пояснила в интервью РБК, ИНН превратится в такой же обязательный реквизит для счета, как паспортные данные.
«Если раньше для банков не было обязательного требования устанавливать ИНН клиента как обязательный реквизит счета, то мы такое требование введем — и при открытии нового счета, и по тем счетам, что были открыты ранее. То есть банкам самостоятельно нужно будет дособирать необходимые данные», — сказала Полякова.
При этом для сбора информации банкам не придется тревожить непосредственно клиентов. У них уже есть доступ к инструментам Федеральной налоговой службы (ФНС), позволяющим установить ИНН по имеющимся данным. Таким образом, процесс для большинства россиян пройдет незаметно.
Итоговая цель нововведения — идентификация в единой национальной платформе «Антидроп», запуск которой запланировали на середину 2027 года. Она призвана стать мощным оружием в борьбе с дропперами — людьми, чьи счета и карты используются для обналичивания или перевода средств, полученных преступным путем.
К слову, дропперами становятся не только осознанно и за вознаграждение, но и по незнанию, попавшись на уловки мошенников.
Конец банковской тайны или укрепление безопасности?
Инициатива ЦБ немедленно нашла своих критиков. Так, юрист Александр Хаминский в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что привязка счетов к ИНН грозит полным упразднением банковской тайны, а также откроет ФНС путь к тотальному контролю за безналичными платежами граждан.
ФНС сможет настроить автоматические алерт-системы на любые суммы, вызывающие вопросы.Александр Хаминский
Под удар, по его мнению, могут попасть фрилансеры, репетиторы, продавцы на маркетплейсах и даже участники бытовых складчин, которым придется постоянно доказывать легальность своих финансовых операций.
Впрочем, другие аналитики считают, что все не так плохо. Независимый эксперт по банковскому рынку Андрей Бархота в беседе с 360.ru отметил, что связка между финансовыми операциями, паспортными данными и ИНН де-факто уже давно существует.
«Мы прекрасно понимаем, что если какие-то ведомства заинтересуются операциями клиента, то никакая банковская тайна там уже не действует. Обвинение, что это упразднит банковскую тайну, не совсем корректно, потому что в полной мере она и не существовала», — пояснил Бархота.
Данные о счетах россиян и так несколько лет доступны в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС — налоговая в курсе открытых счетов и вкладов. Поэтому новый шаг ЦБ является, скорее, унификацией и структурированием информации внутри самой финансовой системы для более эффективного противодействия преступным схемам.
Как будет работать «Антидроп»?
В Центробанке платформу «Антидроп» позиционируют как логическое развитие инструментов финансового мониторинга. Ее концепцию уже утвердили, и в середине 2027-го должен состояться полноценный запуск.
Принцип работы следующий. На сегодняшний день банки выявляют подозрительные операции и дропперов каждый в своей «песочнице». Мошенники, зная это, мигрируют между банками, дробят суммы. ЦБ, видя всю систему, может обмениваться информацией с каждым банком отдельно, но в итоге все это долго и бессистемно.
По задумке, «Антидроп» станет единым центром обмена такой информацией в режиме, близком к реальному времени. Если один банк заподозрил клиента в дропперстве и внес его в систему (по ИНН), другие банки сразу увидят этот «красный флаг» при попытке открыть счет или провести операцию.
При этом, несмотря на то, что подключение банков к платформе сделают обязательным, решения по уровню риска и применению мер (например, отказ в открытии счета или ограничение операций) каждый банк будет принимать самостоятельно.
Предусмотрен и механизм реабилитации. Для этого регулятор обещает создать процедуру оспаривания: если к клиенту применили ограничения, он может обратиться в свой банк с объяснениями. В случае их убедительности гражданина могут исключить из базы.
Для подавляющего большинства россиян, получающих зарплату по договору и ведущих стандартные финансовые операции, изменения окажутся незаметными.
Однако возможны и побочные эффекты. Как отметил Бархота, есть риск, что часть граждан, опасаясь контроля, начнет активнее использовать наличные. Регулятору и банкам важно не перегнуть палку, чтобы не спровоцировать отток операций в тень.
Авторы: Ольга Дорошенко, Мария Горличенко