Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему дети боятся геометрии, и как им помочь полюбить этот предмет

Знаете, если спросить у наших детей, какой предмет в школе самый непонятный и безрадостный, многие, вздохнув, назовут геометрию. Вечера за учебником, попытки выучить доказательства как стихи, а потом слезы: «В задаче всё было не так!». Знакомо? И ведь обидно: предмет-то наглядный, жизненный, а получается — камень преткновения. Почему так? На мой взгляд, часто детям подают геометрию не как красивую логическую сказку, а как сухой свод правил. Тут — теорема Пифагора, тут — подобие, тут — что-то про углы. Нужно «знать», а понимать — не учат. Ребёнок заучивает формулировку, но если в задаче чуть сдвинуть акцент или соединить две идеи — он теряется. Страх рождается отсюда: будто идешь по темному лесу по одной-единственной тропинке. Свернул — и всё, паника. Корень проблемы — в подходе. Детям часто дают готовые ответы, но не показывают, как думать геометрически. Как шаг за шагом, рассуждая, проложить путь от условия к ответу, а не угадывать, какую теорему тут задумал автор. Вот, например, «Впи

Знаете, если спросить у наших детей, какой предмет в школе самый непонятный и безрадостный, многие, вздохнув, назовут геометрию. Вечера за учебником, попытки выучить доказательства как стихи, а потом слезы: «В задаче всё было не так!». Знакомо? И ведь обидно: предмет-то наглядный, жизненный, а получается — камень преткновения.

Почему так? На мой взгляд, часто детям подают геометрию не как красивую логическую сказку, а как сухой свод правил. Тут — теорема Пифагора, тут — подобие, тут — что-то про углы. Нужно «знать», а понимать — не учат. Ребёнок заучивает формулировку, но если в задаче чуть сдвинуть акцент или соединить две идеи — он теряется. Страх рождается отсюда: будто идешь по темному лесу по одной-единственной тропинке. Свернул — и всё, паника.

Кадр из киножурнала "Ералаш"
Кадр из киножурнала "Ералаш"

Корень проблемы — в подходе. Детям часто дают готовые ответы, но не показывают, как думать геометрически. Как шаг за шагом, рассуждая, проложить путь от условия к ответу, а не угадывать, какую теорему тут задумал автор.

Вот, например, «Вписанные углы». Ребёнок может запомнить, что такой угол равен половине центрального. Но если на чертеже нет нарисованного центрального угла, а есть только хорды и другие дуги — ступор. Его не научили главному искусству: искусству вспомогательных построений.

А ведь это не уловка для гениев. Это — способ мышления. Тот самый фонарик в темном лесу. Провести одну линию, отметить равные отрезки, достроить фигуру — и скрытые связи становятся явными. Но детей редко учат, когда и зачем это делать. Они боятся «испортить» чертёж или рисуют линии наугад, запутываясь ещё больше.

Поэтому в своих уроках я делаю упор не на заучивании, а на понимании. Показываю, как теоремы вырастают одна из другой. Учу раскладывать любую задачу на цепочку простых, осмысленных шагов.

И ещё я очень люблю решать задачи… почти без букв. Потому что пока разберешься, что такое «угол МВС в треугольнике ВАС, где проведена биссектриса угла АВС» — мысль теряется напрочь. Я беру разноцветные фломастеры и рисую. Равные стороны — одним цветом, искомые углы — другим. И сразу всё оживает, становится наглядным.

-2

Бывает, решаешь задачу — рассуждаешь, прикидываешь, ищешь зацепки. Иногда даже идешь не туда, но в процессе находишь ту самую «ниточку» — нужное построение — и выбираешься на верную дорожку. Геометрия — она как детектив! И ребёнок, который через такой анализ прошел, уже не будет бояться. У него в голове появится алгоритм: «Мне нужна связь — значит, я ищу способ её увидеть».

Моя цель — заменить у детей чувство растерянности чувством уверенности. Показать, что геометрия — это не сборник шифров, а понятный язык, на котором можно рассуждать. Когда ребёнок начинает «видеть» чертёж, пропадает страх перед контрольной. Он приходит на неё не с тревожной зубрёжкой, а с пониманием общего принципа, который сработает в любой ситуации.

Если вы замечаете, что ваш сын или дочь теряют интерес к математике именно на геометрии, если домашние задания — это мучение, а оценки не отражают их способностей, — возможно, дело именно в этом пробеле. Им нужна не просто «двойная» порция тех же правил, а смена подхода: от заучивания доказательств — к их пониманию, от запоминания — к видению.

Я приглашаю вас и ваших детей на мои уроки, где мы учимся именно этому. Давайте вместе сделаем так, чтобы геометрия наконец перестала быть самым пугающим предметом и стала интересным собеседником.

Посмотреть уроки можно, оформив Премиум-подписку на мой канал. Ещё уроки можно смотреть в Телеграме. И подписку там можно оформить не на месяц, а на год (так выгоднее) или неделю (чтобы попробовать) или даже получить целый бесплатный день доступа ко всем видеоурокам. Но я не могу тут оставить прямую ссылку на Телеграм, поэтому ищите ссылку в описании канала или в первом комментарии под статьёй

А как у вашего ребёнка обстоят дела с геометрией? Сталкивались ли вы со слезами или полным непониманием? Поделитесь в комментариях — иногда просто осознать, что ты не один, уже становится огромным облегчением.