Найти в Дзене

Что подарить ребенку с РАС?

Оглавление

В семье ваших друзей есть аутичный ребенок, и вы часто теряетесь в догадках: что ему подарить на день рождения, Новый год или другой праздник? Важна ли красивая упаковка? Можно ли устроить вечеринку-сюрприз или лучше обсудить все заранее? И стоит ли дарить подарочные сертификаты или билеты в зоопарк? На эти и другие вопросы отвечают эксперты Фонда.

Выбор подарка

В интернете можно найти множество идей, что подарить ребенку с аутизмом — как правило, речь идет о сенсорных игрушках (фиджетах, колючих мячиках) и специальном оборудовании (иногда даже рекомендуют подарить шумоподавляющие наушники, утяжеленные жилеты или одеяла). Но дарить всем детям с РАС исключительно сенсорные игрушки — это все равно как в подарок женщине приобрести кухонные полотенца или сковородку, а мужчине — подарить удочку или дрель. К тому же выбор предметов для предотвращения сенсорной перегрузки лучше обсудить со специалистами. Не существуют универсальных подарков как для аутичных, так и для нейротипичных детей.

О чем стоит подумать заранее

Неопределенность и сюрпризы

Некоторым аутичным детям сюрпризы даются нелегко. Возможно, им будет проще выбрать подарок заранее. Важно учитывать уровень коммуникации – сможет ли ребенок рассказать о том, что ему/ей нравится? Если предполагается большое количество гостей, выбор всех подарков может быть слишком сложным. Расскажите приглашенным об особенностях и предпочтениях вашего ребенка.

Не все дети могут долго ждать

Это касается и времени ожидания подарка, и усилий, которые могут потребоваться для того, чтобы развернуть упакованные подарки. Если ребенок может ждать какое-то время, воспользуйтесь визуальным расписанием, оно поможет сделать более понятным момент, когда будет получен подарок. Если ребенку трудно разворачивать и/или открывать подарки, возможно, стоит вручать их без упаковки. Если ребенку дарят игрушки, для которых нужны батарейки, стоит заранее убедиться, что такие батарейки доступны.

Еще раз о сенсорных особенностях

Некоторые аутичные дети демонстрируют повышенную чувствительность к неожиданным звукам, текстурам или запахам. Такая реакция может обостряться в ситуациях, которые непривычны для ребенка. Поэтому необходимо учитывать сенсорные особенности ребенка при выборе подарка.

Иногда ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым вещам

Не все дети сразу же готовы играть с новыми для них игрушками, особенно в шумной или непривычной обстановке. Возможно, ребенок заинтересуется новыми игрушками на следующий день после праздника.

Вспомним о специальных интересах

Интенсивный интерес к определенной теме или типу игрушек может подсказать идею подарка. Это могут быть и книги, и игрушки, и игры. Расскажите вашим близким о том, что интересует вашего ребенка в данный момент.

Игры и игрушки, которые соответствуют уровню развития ребенка

Железная дорога или кукла из новой коллекции могут порадовать ребенка определенного возраста. Однако уровень игры, который доступен ребенку в данный момент, может отличаться от уровня его или ее нейротипичных сверстников. Не стоит покупать игрушки «на вырост». Всему свое время.

Подарочные карты и сертификаты

Такие подарки в последнее время становятся популярными во многих семьях. И это хорошая идея для развития самоконтроля и способности выбирать. Многие дети и взрослые с аутизмом ценят свободу выбора собственного подарка. Билеты в аквариум, зоопарк, любимый музей или бассейн также могут стать прекрасными подарками для некоторых детей. Нужно учитывать, способен ли ребенок понять идею отложенного подарка и сможет ли он ждать дня, когда сможет использовать свой билет.

Одежда и обувь

Для некоторых детей получение новой одежды или обуви — не самый понятный и приятный опыт. Особенно когда человек, который дарит подарок, просит его немедленно примерить. Ребенок может испытывать дискомфорт, связанный с социальной ситуацией, у многих аутичных детей также есть особые сенсорные предпочтения, связанные с цветом или материалами. Учитывайте индивидуальные потребности и особенности детей.

Заворачивать подарки в шуршащую бумагу — не лучшая идея. У многих аутичных детей есть сенсорные особенности, и долгая распаковка, которая сопровождается непривычными звуками, может вызвать у них сенсорную перегрузку.

Социальные аспекты

Формирование социальных навыков: ответы на приветствия и поздравления, физический контакт с людьми, умение делиться игрушками и т.д. — непростые задачи для аутичного ребенка. И день рождения не стоит превращать в тренинг социальных навыков. Волнение, тревога и напряжение, которое может испытывать ребенок во время праздника, может осложнить применение уже освоенных навыков. Относимся к этому с пониманием и не забываем поощрять ситуации, когда ребенок демонстрирует эти навыки.

Как ребенок принимает подарок и благодарит за него

В некоторых случаях ребенка стоит заранее подготовить к ситуации вручения подарка. Кому-то может помочь социальная история, кому-то стоит научиться использовать подходящие для подобных моментов языковые конструкции — «спасибо», «большое спасибо» и т. д. Это навык, который может пригодиться не только в данный конкретный день. Не забываем, что речь – не единственный доступный способ коммуникации, а в ситуациях, связанных с социальными требованиями, ребенку может быть сложнее использовать слова. Некоторым детям может потребоваться значительное время, чтобы научиться отвечать на поздравления — посоветуйтесь со специалистами, которые работают с вашим ребенком, возможно этот навык может стать целью в его или ее программе.

Физический контакт

Дети по-разному реагируют на физический контакт с людьми, даже если это члены семьи — бабушки, дедушки, тети, дяди или другие родственники. Если вашему ребенку объятия и поцелуи доставляют дискомфорт, выберите другой способ ответить на теплые чувства родственников или гостей (пожать руку, кивнуть и т. д.).

Всегда ли нужно делиться игрушками с гостями?

Умение делиться — также непростой навык для многих аутичных детей. Не стоит настаивать, чтобы ребенок начинал использовать подарки вместе с приглашенными детьми.

Стоит ли использовать системы подкреплений, чтобы ребенок «зарабатывал» подарки?

Подкрепление — лучший инструмент обучения новым навыкам. Однако день рождения и подарки — это не то, что нужно «заслужить». Ребенку важно понимать, что его любят и ценят, и его день рождения — это не награда, которую он зарабатывает, а праздник для всей семьи. При этом важно отмечать то, что у ребенка хорошо получается во время этого праздника. Не стоит заострять внимание на неловких моментах и трудностях, специальным образом комментировать или делать замечания ребенку. Ему или ей может быть и так нелегко, и поэтому ваше понимание и поддержка будут очень важны.

О чем еще важно помнить

Аутизм – не повод отказываться от праздников и встреч с друзьями. Это повод задуматься о том, как лучше подготовить к празднику ребенка и окружение.

Все дети с аутизмом очень разные. Степень необходимой им поддержки может значительно различаться. Помните, что аутичный ребенок — в первую очередь ребенок, и у него/нее есть собственные предпочтения и индивидуальные потребности.

Безопасность — главный приоритет. При планировании праздника уделяем внимание физической и эмоциональной безопасности вашего ребенка и других детей. Уважение к особенностям ребенка, предсказуемость, адекватные социальные ожидания, спокойствие и отсутствие эмоциональной и сенсорной перегрузки — важные аспекты безопасности.

Для подготовки к празднику продолжаем использовать те же стратегии, которые используются в течение года:

  • визуальные расписания, чтобы сделать день рождения более предсказуемым;
  • социальные истории, чтобы лучше подготовить ребенка к тому, что будет происходить;
  • если ребенок использует средства АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации, например PECS, доски выбора, специальные программы на планшете или телефоне), важно не забывать о том, чтобы ребенок имел доступ к «своим словам» в течение всего праздника.

Родители ребенка лучше всех знают его особенности. Возможно полезным будет также посоветоваться со специалистами, которые регулярно работают с ребенком, чтобы прояснить, как стоит использовать те или иные стратегии.

Не забывайте о сенсорных потребностях ребенка: шум и большое количество людей могут вызывать дискомфорт. Подумайте о том, стоит ли заворачивать подарки в шуршащую бумагу, как и где можно организовать тихую зону, чтобы избежать сенсорной перегрузки и просто отдохнуть, чем можно заняться в этой тихой зоне. Если у ребенка есть выраженная пищевая избирательность, можно предложить ему его привычную еду, либо дать возможность выбрать то, что предлагается гостям.

Не забывайте о возможности частичного участия. Возможно, ребенку пока трудно быть с гостями в течение всего праздника. Стоит подумать о том, как предотвратить перегрузку, в каких активностях ребенок сможет участвовать и не предъявлять к ребенку завышенных ожиданий – это не принесет радости ни имениннику, ни гостям.