Когда буквально месяц назад я забирал из дилерского центра свой новенький, сияющий хромом и диодами Haval F7 нового поколения 2025 модельного года, реакция моего окружения была предсказуемой до зевоты. Мои друзья, закоренелые консерваторы и фанаты японского автопрома, смотрели на меня с нескрываемым сочувствием, граничащим с легким презрением.
В их устойчивой картине мира я совершил роковую финансовую и имиджевую ошибку, обменяв свои кровные миллионы на красивый, но якобы бесполезный китайский фантик, который, по их мнению, непременно сгниет через первую же зиму, а его электроника сойдет с ума на первом морозе. Они, гордые владельцы «настоящих» императорских машин, были абсолютно уверены в своем превосходстве, и я, честно признаться, под их давлением где-то в глубине души тоже испытывал легкий, грызущий червячок сомнения.
Ведь магия брендов Toyota, Mazda и Lexus десятилетиями владела нашими умами, формируя аксиому: «Японец - это навсегда, это качество, это ликвидность».
Первый тревожный звоночек, заставивший меня усомниться в божественности и непогрешимости японского качества, прозвенел пару недель назад. Тогда жизнь свела меня с автомобилем другого моего приятеля — премиальным кроссовером Lexus NX. Мне по необходимости пришлось проехать за рулем этого статусного автомобиля около 350 километров по трассе.
Я садился в него с трепетом, ожидая погружения в мир роскоши, а вышел с гудящей головой и ноющей поясницей. Хваленая шумоизоляция на скоростях выше сотни оказалась пугающе посредственной, подвеска - неоправданно жесткой и тряской для «премиума», а мультимедийная система с ее нелепым тачпадом вызывала желание плакать от бессилия.
Но тогда я нашел оправдание, списав все на то, что NX - это все-таки младший кроссовер в линейке, модель была не самой свежей генерации, да и вообще, «может, я просто придираюсь с непривычки». Я успокоил себя тем, что это просто «неудачный» экземпляр, и вера в Японию пошатнулась, но не рухнула.
Однако настоящий разрыв шаблона, тотальный крах стереотипов и окончательное прозрение произошли буквально вчера. Жизнь столкнула меня лоб в лоб с иконой среднего класса, любимицей российской публики - Mazda CX-5 2021 года выпуска, которой владеет мой лучший друг.
Ситуация сложилась сугубо бытовая: нам нужно было поменяться машинами на сутки для решения логистических вопросов, и я получил в свое распоряжение ключи от его ухоженной, любимой и вылизанной «Мазды» в богатой комплектации Supreme с атмосферным мотором 2.5 литра.
Я садился в нее с огромным ожиданием того самого мифического «зум-зума», о котором слагают легенды маркетологи, и был уверен, что сейчас почувствую ту самую инженерную породу, которой, как мне постоянно твердили друзья, напрочь лишен мой «пластмассовый китаец».
Но как только я закрыл за собой тяжелую дверь и проехал первые пять-десять километров по городским улицам, меня накрыло тотальное, всепоглощающее разочарование, густо замешанное на недоумении. После моего Haval F7, салон которого напоминает рубку управления футуристического космического шаттла с его огромными панорамными экранами, умным голосовым управлением и сложной атмосферной подсветкой, интерьер Мазды показался мне тесной, темной и унылой пещерой первобытного человека.
Меня словно насильно вытащили из современности, засунули в машину времени и отправили прямиком в 2015 год, а то и раньше. Да, я не спорю, материалы отделки там качественные, пластик на панели мягкий, но сама архитектура салона безнадежно устарела. Этот крошечный экранчик мультимедиа, торчащий как чужеродный нарост или прыщ на панели, эти старомодные аналоговые стрелки приборов, эта россыпь физических кнопок, разбросанных в хаотичном порядке - все это выглядит настолько архаично, скучно и "пенсионерски", что хочется выть от тоски.
Камера заднего вида в Мазде - это отдельный вид издевательства: она выдает такую мутную, зернистую и блеклую картинку, будто объектив перед съемкой специально затерли наждачной бумагой или намазали вазелином. В то время как мой Хавал рисует кристально чистое, детализированное 3D-изображение, позволяя рассмотреть каждый камушек, люк или травинку при парковке.
Если к устаревшему визуально салону еще можно попытаться привыкнуть, оправдывая это «классикой», «здоровым консерватизмом» и «аналоговым чувством», то ходовые качества Мазды повергли меня в настоящий культурный шок. Я годами слышал и читал, что Mazda CX-5 - это эталон управляемости в классе, драйверский кроссовер для тех, кто любит рулить.
Но в прямом сравнении с моим новым Хавалом она ощущается просто деревянной, неповоротливой телегой. Подвеска «японца» оказалась невероятно, бессмысленно зажатой. Она не просто жесткая, она подробно, с садистским удовольствием транслирует на мой позвоночник каждую микротрещину асфальта, каждый стык на эстакаде, каждый камешек, заставляя кузов нервно вздрагивать всем существом. Ты едешь и чувствуешь профиль дороги пятой точкой.
При этом руль на парковке наливается какой-то неестественной, вязкой, резиновой тяжестью, которую фанаты марки почему-то называют «спортивной информативностью», хотя на деле это просто физически неудобно и утомляет в городе.
Мой Haval F7 на той же самой дороге ведет себя совершенно иначе. Он плывет над полотном, он упругий, сбитый, он глотает мелкие и средние неровности с благородной, дорогой тишиной, но при этом совершенно не кренится в поворотах и не клюет носом благодаря новой современной модульной платформе. Я с удивлением обнаружил, что китайские инженеры научились настраивать шасси так, что ты отдыхаешь за рулем, наслаждаясь плавностью хода, а в Мазде ты постоянно работаешь, борешься с дорогой, чувствуешь напряжение и устаешь уже через час езды.
Отдельная и, пожалуй, самая острая боль - это динамика, которой я так и не нашел в хваленом японском кроссовере. Атмосферный мотор 2.5 литра SkyActiv, которым так гордится мой друг и который считается вершиной инженерной мысли Мазды, на деле оказался шумным и ленивым агрегатом. Чтобы заставить Мазду ехать действительно бодро и динамично, двигатель нужно постоянно, безжалостно выкручивать в звон, слушая его надрывный, истеричный вой на высоких оборотах.
Классический гидротрансформаторный автомат, пусть он и считается эталоном надежности, переключается с заметными, тягучими паузами, съедая драгоценные доли секунд при резких обгонах. Машина словно спрашивает тебя: «Ты точно хочешь ускориться? Ну ладно, сейчас подумаю». Пересев обратно в свой Haval, я словно снял тяжелые, набитые свинцом армейские ботинки и надел легкие профессиональные беговые кроссовки. Мой двухлитровый турбомотор в связке с быстрым, скорострельным «роботом» с двумя сцеплениями дарит взрывную, эластичную динамику.
Огромная полка крутящего момента доступна всегда, с самых низов, достаточно лишь слегка, едва заметно погладить педаль газа. Машина следует за мыслью, она легкая на подъем, она прыгает вперед без раздумий, в то время как Мазда ощущается тяжелой, инертной, вязкой и безнадежно устаревшей технически баржей.
Вернувшись вечером в свой автомобиль, вдохнув запах новой кожи и включив любимую музыку через качественную аудиосистему, я начал перечислять в голове опции, которых мне дико, физически не хватало весь этот долгий день в «премиальном японце». Где умный адаптивный круиз-контроль, который сам держит машину в центре полосы, сам тормозит в пробках до полной остановки и сам трогается, позволяя мне расслабиться в заторе?
В Мазде моего друга его нет, а у меня он работает идеально, снимая 90% нагрузки. Где вентиляция сидений, спасающая спину и ноги в летнюю жару или в душном салоне? В Мазде спина к вечеру была мокрая и липкая, в Хавале - сухая и в комфорте. Где нормальная беспроводная зарядка, куда влезает современный смартфон, и голосовой помощник, который реально выполняет команды «Открой люк» или «Позвони жене», а не тупит? В Мазде я чувствовал себя оператором старого токарного станка - все железно, надежно, кондово, но скучно до скрежета зубовного.
После этого эксперимента я окончательно и бесповоротно понял одну вещь: японский автопром, за который так фанатично держатся наши люди, превратился в тыкву. Они продают нам технологии десятилетней давности по цене частного самолета, прикрываясь мифами о надежности и ликвидности.
Мой друг может сколько угодно с пеной у рта рассказывать про то, как выгодно он продаст свою Мазду через пять лет на вторичке, но правда в том, что жить, ездить и кайфовать нужно здесь и сейчас. Жизнь одна, и тратить ее на езду в скучном, жестком и устаревшем автомобиле ради призрачной выгоды в будущем - это глупость. И здесь, в настоящем моменте, мой Haval F7 на две головы выше его Мазды по уровню комфорта, динамике, тишине и технологиям.
Я окончательно «открыл глаза» и убедился, что сделал единственно правильный выбор, а время «великих японцев» безвозвратно ушло в историю, оставив нам лишь ностальгию, завышенные ценники и ту самую деревянную подвеску.