Найти в Дзене
Aisha Gotovit

«Детская вседозволенность и взрослое бездействие: история с горки у детского сада»

Моей дочке почти четыре года, и уже второй год она ходит в детский сад. Группа у них самая обычная — шумная, разношёрстная, живая. Есть дети спокойные, вдумчивые, которые могут подолгу собирать пазлы или рассматривать книжки. А есть такие, у кого моторчик внутри работает без перерыва: бегут, прыгают, крутятся, ни минуты на месте. Дома дочка часто рассказывает мне про ребят из группы. Про кого-то с теплотой, про кого-то вскользь. Но одну девочку она упоминала особенно часто — Лизу. — С ней никто не дружит, — как-то сказала дочь, размешивая ложкой кашу. — Она всё время шумит, толкается и ей всё нельзя. Я сначала не придала этому значения. Мало ли — детские симпатии и антипатии. Но постепенно из рассказов вырисовывалась картина: Лиза действительно была ребёнком очень активным. Настолько активным, что воспитатели постоянно её одёргивали. То она бегает по группе, то прыгает с диванчиков, то пытается сделать «колесо» между столами. Однажды я сама стала свидетелем. Забирала дочку, стоя

Моей дочке почти четыре года, и уже второй год она ходит в детский сад. Группа у них самая обычная — шумная, разношёрстная, живая. Есть дети спокойные, вдумчивые, которые могут подолгу собирать пазлы или рассматривать книжки. А есть такие, у кого моторчик внутри работает без перерыва: бегут, прыгают, крутятся, ни минуты на месте.

Дома дочка часто рассказывает мне про ребят из группы. Про кого-то с теплотой, про кого-то вскользь. Но одну девочку она упоминала особенно часто — Лизу.

— С ней никто не дружит, — как-то сказала дочь, размешивая ложкой кашу. — Она всё время шумит, толкается и ей всё нельзя.

Я сначала не придала этому значения. Мало ли — детские симпатии и антипатии. Но постепенно из рассказов вырисовывалась картина: Лиза действительно была ребёнком очень активным. Настолько активным, что воспитатели постоянно её одёргивали. То она бегает по группе, то прыгает с диванчиков, то пытается сделать «колесо» между столами.

Однажды я сама стала свидетелем. Забирала дочку, стояла в раздевалке, разговаривала с воспитательницей — и в этот момент Лиза, воспользовавшись тем, что на неё никто не смотрит, ловко сделала «колесо» прямо посреди коридора.

— Лиза всегда трюки показывает! — с восторгом сообщила мне дочка, заметив мой взгляд.

Я поняла, что воспитатели ругают её не из вредности, а потому что эти «трюки» часто были небезопасными: она могла задеть других детей или травмироваться сама.

Зимой у нас в садике сложилась особая традиция. Родители обычно забирают детей не спеша: одеваются долго, болтают, обсуждают новости. А дети в это время играют на большой снежной горе возле входа. Они сами её так и называют — «гора».

Дворники всю зиму сваливают туда снег, и за сезон вырастает внушительная, но очень удобная куча: не крутая, не опасная, с пологими склонами. Дети залезают по одной стороне, а по другой весело скатываются. За пару месяцев они так её «отшлифовали», что кататься стало не хуже, чем на настоящей ледяной горке.

Дочка ждёт этих вечерних прогулок с особым нетерпением. Воспитатели, конечно, запрещают лазать по горе — ответственность им ни к чему. Но когда рядом родители, никто не возражает.

Лиза редко бывала с нами на этих прогулках. Обычно за ней приходила бабушка — торопливая, строгая — и буквально утаскивала её мимо горы. Поэтому за всю зиму мы почти не пересекались.

Но в тот день за Лизой пришла мама. Я видела её всего пару раз — всегда с телефоном в руках, немного отстранённая. И Лизе разрешили остаться поиграть.

То, что началось дальше, выбило нас из колеи.

Мы с ещё двумя мамами стояли неподалёку, обсуждали садиковские дела и одним глазом следили за детьми. Лизина мама отошла метров на десять и встала у стены здания, уткнувшись в телефон.

С первых же минут Лиза повела себя так, будто вокруг никого не существовало. Дети, как обычно, залезали на гору с одной стороны — там уже были утоптанные «ступеньки», и они карабкались по очереди. Места немного, двоим не разойтись.

Лиза просто влетела туда, растолкала всех. Одна девочка не удержалась, отлетела в сторону и села прямо в снег, ошарашенно моргая. Лиза же забралась наверх, расправила плечи и громко прокричала:

— Я королева горы!

Мы переглянулись, но пока промолчали.

Затем Лиза скатилась вниз и тут же полезла обратно — не по «ступенькам», а по накатанному склону, оставляя глубокие вмятины от ботинок. Трое детей сверху преградили ей путь и начали в один голос кричать нам:

— Мама! Скажи ей! Так нельзя!

— По горке надо на попе ехать!

Мы обернулись к Лизиной маме. Она бросила короткий взгляд, пожала плечами и снова уткнулась в телефон, набирая номер.

Дальше стало хуже. Лиза предложила играть в догонялки прямо на горе. Для малышей, которые и так на снегу через шаг спотыкаются, это было опасно. Мы пытались вмешаться, но дети уже разошлись, не слушали взрослых. Лиза начала толкаться — и вскоре одна девочка упала, неловко скатилась на бок и расплакалась. Мама забрала её, и они ушли.

На горе остались моя дочь и её друг Кирилл — спокойный, вежливый мальчик. Но Лиза тут же переключилась на него. Она начала его обзывать, причём почему-то «птичьими» прозвищами.

— Кирилл — ворона! Ты дятел! — кричала она, швыряя в него комочки снега.

Кирилл растерянно сказал, что так делать нельзя. Мы снова посмотрели на Лизину маму — она всё видела. И ничего.

Когда Лиза замахнулась огромным снежным комом, я не выдержала:

— Немедленно брось! — сказала я жёстко. — Так нельзя себя вести!

— Почему вы кричите на моего ребёнка?! — тут же отозвалась её мама. — Вы не имеете права!

— Если вы не хотите остановить дочь, приходится это делать мне, — спокойно ответила я. — Она обижает других детей.

— Моя Лиза растёт в свободе! — заявила женщина. — Я не подавляю её личность. А ваши дети с вашими запретами ничего в жизни не добьются.

Я стояла, не веря своим ушам. Хотела ответить, но она уже повернулась к дочери:

— Пойдём, нам тут не с кем играть.

Лиза задрала нос и ушла, оглядываясь с победным видом.

Мы остались стоять молча. Никто не знал, что сказать.

Я ещё долго думала об этом случае. Да, сейчас много разных подходов к воспитанию. Но свобода без границ — это не развитие. Это опасность. И для самого ребёнка, и для всех, кто рядом.