Джонатан Сакс: "Справедливость" Поступай справедливо, помня, что каждый человек - образ Божий; сочетай справедливость со состраданием; защищай уязвимых; действуй как партнёр Бога в исправлении несправедливого мира; осознай, что справедливость требует не коммерческого контракта, но завета верности и ответственности перед Богом и человечеством. ИП
18.12.2025
Джонатан Сакс: "Справедливость" Поступай справедливо, помня, что каждый человек - образ Божий; сочетай справедливость со состраданием; защищай уязвимых; действуй как партнёр Бога в исправлении несправедливого мира; осознай, что справедливость требует не коммерческого контракта, но завета верности и ответственности перед Богом и человечеством. ИП
18.12.2025
...Читать далее
Оглавление
Джонатан Сакс: "Справедливость"
Этическое правило справедливости по Саксу:
Поступай справедливо, помня, что каждый человек - образ Божий; сочетай справедливость со состраданием; защищай уязвимых; действуй как партнёр Бога в исправлении несправедливого мира; осознай, что справедливость требует не коммерческого контракта, но завета верности и ответственности перед Богом и человечеством.
Девять основных тезисов теории справедливости Сакса:
- Справедливость - центральная ценность иудаизма. Справедливость (цедека) является ключевой ценностью еврейской традиции и центральной темой Торы, которая излагает систему справедливого общества как альтернативу Египту и рабству.
- Справедливость требует сочетания правосудия и сострадания. Истинная справедливость (цедека) - это не только строгое правосудие, но и сострадание. Без справедливости любовь становится коррумпированной, без сострадания право теряет человечность.
- Моральная природа справедливости универсальна. Справедливость коренится в представлении, что каждый человек - образ Божий, что рабство, угнетение и несправедливость не заложены в природе, и все может измениться через правильные действия.
- Справедливость как личная ответственность перед Богом. Справедливость - это не только социальный институт, но и личная ответственность каждого человека действовать праведно, понимая, что наши поступки влияют на будущие поколения.
- Три уровня справедливости. Справедливость функционирует на трёх уровнях: личная (честность в отношении к себе самому), межличностная (справедливость к другим людям) и космическая (справедливость по отношению к миру и грядущим поколениям).
- Справедливость требует защиты меньшинства и уязвимых. Справедливое общество особенно защищает тех, кто не может защитить себя - бедных, вдов, сирот, странников - это не милосердие, а справедливость.
- Справедливость и прощение находятся в постоянном напряжении. Справедливость требует воздаяния за зло, но еврейская традиция ценит прощение выше справедливости; это священное напряжение, которое человек должен держать в равновесии.
- Справедливость требует исправления мира (Тикун Олам). Справедливость - это не созерцательная добродетель, а активное вмешательство в мир с целью его улучшения, с пониманием, что мы - партнёры Бога в создании справедливого мира.
- Справедливость как завет (Covenant), а не контракт. Справедливое общество строится не на основе социального контракта с его взаимными расчётами, а на основе завета - глубокого соглашения, основанного на любви, верности и взаимной ответственности.
ИП
18.12.2025