Найти в Дзене
Гипермышление

Девять основных тезисов теории справедливости Сакса:

Джонатан Сакс: "Справедливость" Поступай справедливо, помня, что каждый человек - образ Божий; сочетай справедливость со состраданием; защищай уязвимых; действуй как партнёр Бога в исправлении несправедливого мира; осознай, что справедливость требует не коммерческого контракта, но завета верности и ответственности перед Богом и человечеством. ИП
18.12.2025
Оглавление

Джонатан Сакс: "Справедливость"

Этическое правило справедливости по Саксу:

Поступай справедливо, помня, что каждый человек - образ Божий; сочетай справедливость со состраданием; защищай уязвимых; действуй как партнёр Бога в исправлении несправедливого мира; осознай, что справедливость требует не коммерческого контракта, но завета верности и ответственности перед Богом и человечеством.

Девять основных тезисов теории справедливости Сакса:

  1. Справедливость - центральная ценность иудаизма. Справедливость (цедека) является ключевой ценностью еврейской традиции и центральной темой Торы, которая излагает систему справедливого общества как альтернативу Египту и рабству.​
  2. Справедливость требует сочетания правосудия и сострадания. Истинная справедливость (цедека) - это не только строгое правосудие, но и сострадание. Без справедливости любовь становится коррумпированной, без сострадания право теряет человечность.​
  3. Моральная природа справедливости универсальна. Справедливость коренится в представлении, что каждый человек - образ Божий, что рабство, угнетение и несправедливость не заложены в природе, и все может измениться через правильные действия.​
  4. Справедливость как личная ответственность перед Богом. Справедливость - это не только социальный институт, но и личная ответственность каждого человека действовать праведно, понимая, что наши поступки влияют на будущие поколения.​
  5. Три уровня справедливости. Справедливость функционирует на трёх уровнях: личная (честность в отношении к себе самому), межличностная (справедливость к другим людям) и космическая (справедливость по отношению к миру и грядущим поколениям).​
  6. Справедливость требует защиты меньшинства и уязвимых. Справедливое общество особенно защищает тех, кто не может защитить себя - бедных, вдов, сирот, странников - это не милосердие, а справедливость.​
  7. Справедливость и прощение находятся в постоянном напряжении. Справедливость требует воздаяния за зло, но еврейская традиция ценит прощение выше справедливости; это священное напряжение, которое человек должен держать в равновесии.​
  8. Справедливость требует исправления мира (Тикун Олам). Справедливость - это не созерцательная добродетель, а активное вмешательство в мир с целью его улучшения, с пониманием, что мы - партнёры Бога в создании справедливого мира.​
  9. Справедливость как завет (Covenant), а не контракт. Справедливое общество строится не на основе социального контракта с его взаимными расчётами, а на основе завета - глубокого соглашения, основанного на любви, верности и взаимной ответственности.​

ИП
18.12.2025