Как отмечалось в одной из статей периодики середины 19 века,- «Мозаика, как искусство заслуживает особого внимания во всех тех случаях, где речь идет о прочности и долговечности художественного произведения. Мозаика может сделать вечным какое либо живописное произведение».
И это вполне справедливо.
Особенное применение мозаика нашла в архитектуре и в частности церковной.
Иконы, выполненные в технике мозаики, до сих пор впечатляют нас, когда, например, мы посещаем Исаакиевский собор или храм Воскресения Христова на крови.
В двенадцатом году 19-го века, вместе с войсками Наполеона в Россию пришел итальянский мозаичист Доменико Молья (Domenico Moglia) (1780-1862). Это был мастер, работавший в технике микромозаики, или римской мозаики.
Доменико Молья поселился сначала в Москве, а затем в Петербурге, где начал обучение российских мозаичистов.
Один из успешных учеников Молья, Егор Яковлевич (Георг Фердинанд) Веклер.
Родился он в Риге, в 1800 году. Его семья переехала в Санкт-Петербург, где Георг обучался черчению и математике, готовясь к военной карьере. Но все же Веклер предпочел заниматься искусством, поэтому в возрасте четырнадцати лет ему разрешили поехать в Москву, где он был отдан в ученики к художнику по стеклу. Находившийся в то время в Москве Доменико Молья, как-то раз обнаружил в витрине магазина стеклянные пасхальные яйца, разрисованные Веклером, и попросил встретиться с художником. Молья пригласили Веклера учиться и работать у него. Веклер принял предложение и проработал у мастера два года. Отклонив приглашение поехать с Молья в Рим, он вернулся в 1821 году, в Петербург.
Веклер настолько впечатлил Александра I своими работами (исполнил мозаики с видами дворцов на Елагином и Каменном островах), что был назначен «мастером-мозаичником» в Академию художеств, получив задание копировать различные мозаичные картины из императорских коллекций и создавать пейзажные виды императорских усадеб. Между 1834 и 1837 годами он посетил Рим, получив золотую медаль от Папы Римского за копию мозаики «Преображения Господня» с картины Рафаэля, заказанную Веклеру императором Николаем I. За эту работу, в 1838 году Веклер был удостоен звания академика по мозаике.
Большое участие Егор Яковлевич принял в учреждении Мозаичного заведения при Академии художеств, которое первоначально создавалось как мастерская мозаичных работ предназначавшихся для Исаакиевского собора .
Одним из учеников Веклера становится Александр Иванович (Александр-Фердинанд) Сиверс (1828-1879). Веклер долго не соглашался принять Сиверса в ученики, и это не смотря их на родственные отношения. Но видя способности и горячую любовь к мозаичным занятиям и энергию Александра, Егор Яковлевич решился посвятить его в тайны своего искусства.
Александр Сиверс с 1845 года становится вольноприходящим учеником Императорской Академии Художеств.
В 1849 году за работу «лик Христа Спасителя» по рисунку К. С. Вальтера, А.И. Сиверс получил звание неклассного художника мозаики.
Звание неклассного художника, также известное как «свободный художник», присваивалось выпускникам Императорской Академии художеств или Московского училища живописи, ваяния и зодчества, закончившим полный курс, но получившим за свои работы Малую серебряную медаль. Это звание, позволяло выйти из податного сословия и получить некоторые льготы. Это звание было менее почетным, чем классный художник, и то и другое было отменено в 1893 году в рамках академической реформы.
Сиверс с получением звания неклассного художника вышел из мещанского сословия, в котором до этого состоял.
Большую роль в развитии таланта сыграли поездки Сиверса в Италию, где он провел несколько лет. Там Сиверс тщательно изучал выбранную им отрасль художеств. В одном Риме Сиверс провел 5 лет. Находясь в «вечном городе» Сиверс исполнил два мозаичных образа Св. Николая Чудотворца, заказанные ему черниговским дворянством в ознаменование 25-летнего царствования императора Николая I (1855г). Одна из этих икон предназначалась для костромской епархиальной церкви, места происхождения Романовых, другая для Черниговского собора. Заказ для Черниговского собора, Сиверс получил благодаря академику архитектуры Дмитрию Егоровичу Ефимову, работавшему в то время над проектом церкви в Черниговской губернии.
Итальянцы в полной мере смогли оценить и полюбоваться получившимися мозаичными образами. Многие маститые мастера называли эти работы chef d'oeuvre. Также мозаичные образа были удостоены лесных отзывов высочайших особ и оценены самим императором Николаем Павловичем.
В Италии Сиверс исполняет два вида неаполитанских окрестностей. На одном изображен город Неаполь, королевская вилла (Palazzo Reale) и Везувий. На другом, вид замка на фоне Байского залива при закате солнца и в отдалении вид города Поццуоли (Pozzuoli) и Везувия.
По возвращении в Россию, в 1855 году, А.И. Сиверс исполнил еще один мозаичный образ Св. Николая Чудотворца поднесенный им цесаревичу, будущему императору Александру II.
Эта работа была настолько удачной, что Сиверс неоднократно ее повторял.
В 1856 году Александр Иванович сделал попытку получить звание академика художеств, представив комиссии мозаичный образ Св. Николая Чудотворца. Но, несмотря на положительные отзывы о работе, звание академика, Сиверсу присвоено не было.
В 1857 году была предпринята еще одна попытка. На этот раз Сиверс представил Совету Академии мозаичную работу «голова Иоанна Предтече» и несколько других работ выполненных им в Италии. И вновь Совет Академии, восхитившись работами Александра Ивановича, нашел причину отказать в присуждении ему звания академика.
Сиверс не унывал и коммерциализировал свое творчество.
В его мастерской, в Петербурге, находившейся на углу Большой Морской и Кирпичного переулка в доме 18 (на тот момент принадлежавшем М.С. Воронину), был устроен своего рода «шоурум», где посетители могли увидеть и оценить работы мастера. Например, здесь были представлены несколько мозаичных медальонов с изображением цветов (эти работы предназначались для представления императрице Марии Александровне). Изображения были настолько искусно составлены из мельчайших частиц смальты, что посетители принимали это за живопись красками.
Можно было увидеть великолепную мраморную столешницу (table de luxe) с мозаикой изображавшей герб в обрамлении цветочной гирлянды для графа Эммануила Карловича Сиверса.
Подобные столешницы из черного мрамора были представлены Сиверсом на постоянной выставке художественных произведений находившейся в здании Биржи на Васильевском острове СПб. Из рекламных публикаций можно было узнать и цены на изготовление таких столешниц мастером. Они стоили от 250 до 2000 рублей, что, по словам современников (определенного достатка), было вполне не дорого. Образы святых, выполненные в мозаике, мастер оценивал от 50 до 1000 рублей в зависимости от сложности и размеров работы. Так же у него можно было заказать и мозаичный портрет. Такая работа (примерно два на полтора метра), обошлась бы заказчику в 10.000 рублей.
В конце 1861 года после смерти своего учителя Веклера, Сиверс предпринял попытку занять его место придворного мозаичиста в Кабинете Его Императорского Величества.
В 1867 году мозаичный образ Св. Николая Чудотворца все же помогает А.И. Сиверсу получить звание хоть и не академика, но классного художника 3-й степени.
В том же году Александр Иванович Сиверс работает в Москве. Этот факт был отмечен в местной прессе.
-«Недавно в Москву приехал художник, на труды которого мы считаем долгом обратить внимание нашей публики: это русский мозаичист Александр Иванович Сиверс.
…В скромной его мастерской посетитель может увидеть начатые и оконченные мозаичные иконы не больших размеров. Столешницу с изображением красивейшего букета и много проектов для будущих работ. Всего более привлекает внимание большой образ Св. Николая Чудотворца исполнены по рисунку вице-призедента Императорской академии художеств в СПб, князя Г.Г. Гагарина. Мастер трудился над этой иконой четыре года. На золотом фоне в святительских одеждах, изображен святой угодник, благословляющий правой рукой и левой держащий Евангелие. Пол, на котором стоит святой, воспроизведение пола базилики в Бари, где покоятся мощи святого. Рисунок был исполнен в византийском стиле.
Видя это великолепие мозаичной живописи, понимаешь, что это, наверное, единственный род художественного изображения, способный соперничать с пышным убранством наших церквей.
К примеру Св. София в Константинополе, во времена своего блеска, была украшена именно мозаичными работами. На парижской выставке 1867года наши мозаичные работы были отмечены наградами».
В журнале «Всемирная иллюстрация» было представлено изображение мозаичной работы А.И. Сиверса, выполненной по заказу графини Елизаветы Ивановны Суворовой-Рымнинской. Мозаичный образ Св. Николая Чудотворца предназначался для установки на месте захоронения ее покойного (второго) мужа графа Николая Александровича Кушелева-Безбородко (см. статью «Завещатель с того света»). Образ был поставлен в 1868 году в церкви Св. Духа Александро-Невской лавры при входе в склеп Кушелева-Безбородко.
Есть сведения о заказах мозаичных произведений А.И. Сиверсу от императрицы Марии Александровны.
Так в конце 1860 года государыня императрица изволила заказать столешницу и пресс-папье с мозаичным изображением ее герба. После долгой переписки и работы мастера над эскизами, Мария Александровна, как истинная женщина, переменила свое желание и приказала художнику Сиверсу предоставить другие изображения для столешницы (пейзажи, цветы, фрукты и т.д.). Также ее новым желанием стала мозаичная отделка Св. Евангелия. Художнику Сиверсу было предложено сделать мозаичный образ Святителя в окружении 4-х евангелистов для украшения крышки Св. Евангелия. Рисунок, по которому выкладывалась мозаика, был исполнен вице-президентом Императорской Академии художеств Г.Г. Гагариным.
В 1865 году Ее Величество заказали художнику Сиверсу мозаичную копию с иконы Св. Благоверного князя Александра Невского. Эта икона, работы профессора Т.А. Неффа, находилась в опочивальне императрицы в Зимнем дворце.
В Всеобщей адресной книге Санкт-Петербурга за 1868 год, Александр Иванович Сиверс был отмечен, как «художник мозаист, замечательные произведения которого находятся в Исаакиевском соборе». Так ли это было, установить не удалось, но реклама была знатная.
Ныне работы А.И. Сиверса с подтвержденным авторством, почти не попадаются. Возможно, сохранившиеся мозаики находятся в частных коллекциях или же в музейных фондах, но как работы неизвестного мастера.
О личной жизни А.И. Сиверса известно не много.
10 сентября 1861 года Александр Фердинанд Сиверс был повенчан с девицей Юлией Марией Арнгольд, дочерью умершего золотых дел мастера Эдуарда Арнгольда. Есть информация, что у семейной пары Сиверс были дети: Юлия-Оттилия-Амалия, Фердинад-Корнелиус и Яспер- Иоганн-Даниил.
С искусством никто из детей связан не был. Если не считать, что Юлия-Оттилия-Амалия Сиверс была замужем (вторым браком) за военным инженером Георгием-Генрихом-Владимиром Эрнестовичем Жибером, сыном известного художника и архитектора.
4 марта 1879 года после непродолжительной болезни Александр Иванович Сиверс скончался и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
В 1890 году, после смерти художника, вдова Юлия Андреевна Сиверс подавала прошение о присвоении ей и ее детям звания потомственных почетных граждан в память заслуг и работ ее мужа. Прошение было удовлетворено.
Источники:
Гёрц К.К., Мозаика А.И. Сиверса. – М., 1868г.
Отд. отт. из газ.: Московские ведомости. – № 282 (24 дек.)1867г.
Жуковский И.Т., Мозаическия работы русских художников//Архитектурный вестник 1859 №1., Санкт-Петербург, 1859;
Образ Св. Николая Мирликийского чудотворца в Александро-Невской лавре. Мозаика работы А.И. Сиверса //Всемирная иллюстрация, 10 мая 1869г. т.2.
Сборник материалов для истории Имп. С.-Петербургской академии художеств за сто лет ее существования. С.-Петербург, 1864-1887, ч.3.
Голос, № 259 19 сент. (1 окт.) 1868г.
Голос, №65 6 (18) марта 1879г.
Московские ведомости № 282 24 дек 1867г.
Всеобщая адресная книга Санкт- Петербурга, 1868г.
The Gilbert Collection. Micromosaics. Gabriel, Jeanette Hanisee. With Contributions By Anna Maria Massinelli And Essays By Judy Rudoe And Massimo Alfieri. Published by Philip Wilson Publishers, 2000
РГИА
Ф. 468 Оп. 16 Д. 3028
Ф. 469 Оп. 8 Д. 2223
Ф. 789. Оп. 1 ч.2 Д. 3501. Л. 21 об.- 22, 201, 202-203
Ф. 789. Оп. 1 Д. 3569. Л. 1-2 об.
Ф. 789 Оп. 2 1856 г. Д. 53
Ф. 789. Оп. 3. Д. 47
Ф. 789 оп 19. Д. 734. Л. 19 об.
Ф. 472. Оп. 19. внутр. оп. 118/955 Д. 85
Ф. 1343. Оп. 40. Д. 4652. Л. 3-4
Российский Аукционный Дом. ЧЕТВЕРТЫЙ АУКЦИОН АНТИКВАРИАТА И ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА. 7.12.2013г ЛОТ № 177 МЕДАЛЬОН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВЯТОЙ ВЕРЫ
https://art.auction-house.ru/auction/lot/medalon-s-izobrazheniem-sviatoi-very/
Выражаю благодарность за помощь в поиске материала главному библиотекарю РЖФ РНБ - Леонтьевой М.В.