Найти в Дзене

Три неработающих способа "подтянуть" с ребёнком русский язык

Если оценки по русскому языку оставляют желать лучшего... Или мама замечает, что оценки-то нормальные, а пишет ребенок "исчо" вместо "ещё". Что делает нормальная мама? "Давай позанимаемся!" И вот мама начинает по мере сил заниматься. По вопросам и обсуждениям в чатах вижу, что большинство используют очень популярное пособие - "К пятёрке шаг за шагом". Его друг другу советуют. Его можно купить или скачать бесплатно и напечатать. Помогут ли такие занятия? Почти нет. Почему? 📍 Мало заданий. И каждое слово встречается по паре раз. Этого явно недостаточно для выработки навыка. 📍 Навык еще не выработался, а ребенку предлагают проверить текст и найти ошибки. Это не работает! Сначала - устойчивый навык, потом - поиск ошибок. Иначе мозг путается, потому что поочерёдно видит то правильное написание, то неправильное. 👉 Заниматься по этой книге лучше, чем не заниматься совсем. Но эффект будет ниже, чем хотелось бы. Второй популярный, но неработающий способ - диктанты. Если ребенок пишет диктант

Если оценки по русскому языку оставляют желать лучшего... Или мама замечает, что оценки-то нормальные, а пишет ребенок "исчо" вместо "ещё". Что делает нормальная мама? "Давай позанимаемся!"

И вот мама начинает по мере сил заниматься. По вопросам и обсуждениям в чатах вижу, что большинство используют очень популярное пособие - "К пятёрке шаг за шагом". Его друг другу советуют. Его можно купить или скачать бесплатно и напечатать.

Помогут ли такие занятия?

Почти нет. Почему?

📍 Мало заданий. И каждое слово встречается по паре раз. Этого явно недостаточно для выработки навыка.

📍 Навык еще не выработался, а ребенку предлагают проверить текст и найти ошибки. Это не работает! Сначала - устойчивый навык, потом - поиск ошибок. Иначе мозг путается, потому что поочерёдно видит то правильное написание, то неправильное.

👉 Заниматься по этой книге лучше, чем не заниматься совсем. Но эффект будет ниже, чем хотелось бы.

Второй популярный, но неработающий способ - диктанты.

Если ребенок пишет диктанты в школе плохо, некоторые мамы начинают писать их с ребёнком каждый день! Диктуют, проверяют, показывают ошибки - и так день за днём. Почему не работает?

📍Ребенок на слух пишет слово неправильно. Потом, через полчаса, например, мама ему покажет, где ошибка. Может, он даже выпишет это слово правильно. Результат - в голове два варианта написания. И каждый раз сомнения: а как всё-таки писать...

📍Диктанты выбираются случайным образом. Ошибки предыдущего диктанта никак не влияют на следующий. И в следующий раз проблемное слово встретится, может, через неделю, а может, через месяц. Или не встретится совсем - "мы же его уже исправили" 😉.

Эти способы не работают.
Эти способы не работают.

Третий неработающий способ (его и в школе используют) - работа над ошибками. Но почему, ведь даже в советских школах, которые сейчас стали для многих эталоном, так делали?

Итак, после каждой работы ребенок должен выписать свои ошибки и их "отработать": вспомнить правило, объяснить написание. Ведь нормально же!

Реальность говорит: нет. Ребенок написал работу. И сдал тетрадь. Через неделю он получил проверенную работу. Помнит он, как он написал конкретное слово? Скорее всего не помнит. Он уже не помнит, какие там были слова. Ребенок смотрит в работу и что видит его взгляд? Выделенную красной ручкой ошибку.

Ребенок начинает с этой ошибкой "работать". Как? Выписывает его без ошибки, выделяет "орфограмму" (часть слова), подчёркивает букву. Может быть, пишет это слово несколько раз. Всё.

Запомнил ли он правильное написание? Скорее всего, нет. В следующий раз он, возможно, вспомнит, что уже ошибался в написании этого слова. И будет мучительно вспоминать, как же все-таки оно пишется.

Написать, что нужно "докрутить" в каждом способе, чтобы он заработал?