Найти в Дзене
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИКИ

"ИЖ Планета Спорт

". Советский "круизер". О самом необычном и стильном советском мотоцикле Не стоит думать, что все советские мотоциклы были унылыми и грохочущими. Вот например, "Иж Планета Спорт". Он стал своего рода объектом культурной диверсии. Попыткой загнать дух сдержанного бунтарства в "прокрустово ложе" плановой экономики и дефицита. Получилось чертовски странно, но обаятельно. 1975 год. Тут — на тебе! Ижевский мотозавод выкатывает нечто, от чего наверное у бдительных товарищей из парткома случилась изжога. Злопыхатели потом говорили, что разработчики "слизали" конструкцию у японцев (от моделей Suzuki T250 Super Six 1966 года или Yamaha 350R5 1970 года). Возможно. Такое бывает сплошь и рядом. Однако чего бы мы у других не перенимали, все равно по итогу выходит что-то свое. Особенное и доморощенное по-русски. Так получилось и в этот раз. "Планета Спорт" выглядела как пришелец из технического Будущего. В бак наливается только бензин, потому как конструкторы применили принцип раздельной смазки

"ИЖ Планета Спорт". Советский "круизер". О самом необычном и стильном советском мотоцикле

Не стоит думать, что все советские мотоциклы были унылыми и грохочущими. Вот например, "Иж Планета Спорт". Он стал своего рода объектом культурной диверсии. Попыткой загнать дух сдержанного бунтарства в "прокрустово ложе" плановой экономики и дефицита.

Получилось чертовски странно, но обаятельно.

1975 год. Тут — на тебе! Ижевский мотозавод выкатывает нечто, от чего наверное у бдительных товарищей из парткома случилась изжога.

Злопыхатели потом говорили, что разработчики "слизали" конструкцию у японцев (от моделей Suzuki T250 Super Six 1966 года или Yamaha 350R5 1970 года). Возможно. Такое бывает сплошь и рядом. Однако чего бы мы у других не перенимали, все равно по итогу выходит что-то свое. Особенное и доморощенное по-русски. Так получилось и в этот раз.

"Планета Спорт" выглядела как пришелец из технического Будущего. В бак наливается только бензин, потому как конструкторы применили принцип раздельной смазки мотора. Двигатель стоит на резиновых подушках, и потому почти нет вибрации. Каплевидный дизайнерский бак. Бесштоковая телескопическая передняя подвеска.

Ключевые запчасти и узлы были из-за рубежа. Карбюратор Микуни (Япония), воздушный фильтр Filtrak (ГДР), шины Barum (Чехословакия), спидометр (Panonia). А помимо всего, звуковой сигнал, оптические элементы, замок зажигания, свеча, аккумулятор и даже катафоты. Это добавляло надежности и узнаваемости. А также динамики.

Мотоцикл "брал" порог в 100 км/ч за 11 секунд! А за счет карбюратора мощность одноцилиндрового мотора объемом в 340 "кубиков" удалось догнать до 32 л.с. (как у автомобиля ЗАЗ той эпохи).

Он был востребован и на западном рынке. Его брали финны, англичане и голландцы.

Мотоциклисты на родине дали ему прозвище "Пёс" (из-за сокращения "ИЖ ПС"). Он стал культовым символом городской и дворовой субкультуры 80-х, подтолкнув движение "рокеров". Его покупали для души. Это был мотоцикл для тех, кто слушал "Аквариум" и "Кино", мечтал о свободе, крутил романы у подъездов и хотел выделиться из серой толпы рабочего класса.

На нем рассекали стиляги-мотоциклисты, его "кастомизировали" — кто во что горазд. Ставили самопальные дуги, перешивали сиденья, сдирали фары. Он был средством для самовыражения в мире, где все было одинаковым.

Но как красивая советская сказка, эта имела грустный конец. "Планету Спорт" делали недолго, с 1975 по 1984 год, и выпустили всего около 10-11 тысяч штук. Он был сложнее в производстве, чем обычная "Планета", и в условиях тотального дефицита на конвейере ему было сложно. В итоге он так и остался редким, желанным предметом своей эпохи.

Сегодня "Иж Планета Спорт" — коллекционная легенда. Вещь, которая сумела пережить свое время. Запчасти для него до сих пор ищут на разборках, а уцелевшие экземпляры бережно восстанавливают, ценя в нем тот самый дух свободы, который ему удалось воплотить. Ведь когда-то он стал яркой и дерзкой "осечкой" в размеренном ритме советского конвейера...