Белорусский и российский рынки в последние несколько лет — это буквально олицетворение фразы «угадай, что выкину». Мы не просто так говорим про сферу автомобильного импорта сразу двух стран — они взаимосвязаны. Какие нововведения в очередной раз встряхнули авторынок в уходящем году? Что нас ждет в следующем? Какие бренды чаще других белорусы ввозят из-за границы? Рассказываем.
В качестве эксперта, как это было в 2021, 2022, 2023 и 2024 годах, мы пригласили Дмитрия Больдюсова, основателя и руководителя AutoGroup — профильной компании по подбору и информационному сопровождению в вопросах приобретения и доставки автомобилей на мировых аукционах (США/Европа/Корея).
Какие важные изменения произошли на авторынке в 2025 году?
— Что бы на белорусов ни свалилось — они просто берут и решают, — так Дмитрий отвечает на вопрос, что лично его потрясло в 2025-м. — Год начался с того, что в конце января стало известно о возможном введении «коммерческого „утиля“» в Российской Федерации.
Почему это важно для нас? Потому что Россия всегда являлась (теперь мы говорим об этом в прошедшем времени) основным потребителем автомобилей из Беларуси. Ни для кого не секрет, что существует 140-й указ (льготная растаможка для многодетных семей и инвалидов. — Прим. Onlíner): по нему машины ввозились как для личного пользования, здесь оформлялись, после чего продавались в РФ. Это позволяло сэкономить какую-то часть таможенного платежа.
Сейчас, чтобы автомобиль стал проходным на Россию, он должен как минимум один календарный год с момента ввоза пробыть в РБ (или же в одной из стран ЕАЭС, куда он изначально прибыл). Если машина ввозится из Беларуси в РФ раньше этого срока — за нее придется выплатить коммерческий утильсбор, который, естественно, немаленький. Это правило было введено в октябре 2024 года.
Ранее ограничения в год не было. Поэтому автомобиль приезжал сюда, как правило, из Америки, восстанавливался, эксплуатировался некоторое время и зачастую уходил в Россию. С нововведениями, в принципе, ничего страшного не произошло. Более того, в них можно даже найти что-то позитивное: белорусы стали не просто привозить свежие машины для продажи, а какое-то время на них ездить.
В моменте рынок отреагировал небольшим спадом, но вскоре прежний объем поставок вернулся. Это если говорить про рынок Америки. Поставки из Европы сократились, но не полностью. Логистика стала более сложной, дорогой, со стороны Евросоюза контроль стал более серьезным. Значительно усилился контроль за брокерами (теми, кто осуществляет регистрацию сделки и оформляет экспорт), равно как и за компаниями-продавцами. Автомобили до 1,9 литра (это, как правило, бюджетный сегмент) продолжают ехать. Но надо понимать: если мы говорим про основного потребителя европейских машин, то это все-таки премиум-сегмент с моторами большего объема, который в перспективе будет продан в РФ. Такие автомобили через нашу границу не проходят, они едут более сложным маршрутом.
Перемещаемся в летний период времени. В июле 2025 года в России появился законопроект, согласно которому утильсбор сильно подорожает для машин, у которых более 160 л. с.
Сейчас редкий автопроизводитель устанавливает двигатели менее мощные, чем 160 л. с. Объяснить такое решение российского правительства можно разве что необходимостью пополнить бюджет, закрыть какое-то необходимое количество денег в моменте.
После нововведений многие люди, кто планировал привезти автомобиль, могли «попасть», не вписавшись в сроки. Если мы говорим про Корею, то машина едет 1,5—2 месяца. Если про Америку — до 3—4 месяцев. Но кто-то, надеясь, что нововведения не примут, все же рискнул. В августе-сентябре стало известно, что «утиль» для автомобилей свыше 160 л. с. повышается с 1 ноября. Все, естественно, пытаются успеть, машины доставляются со всех сторон. К счастью, нововведения отложили до 1 декабря. Коридор, конечно, небольшой: кто успел — тот успел. А на, допустим, 3-литровый и 3-летний автомобиль «утиль» в РФ теперь составляет $40 000. И сейчас те, кто не успел, пытаются каким-то образом решить свой вопрос через белорусский рынок. Как минимум поставить здесь машину на учет, а эксплуатировать в России. Ну или просто продать.
— Как думаете, белорусам ждать таких же нововведений по лошадиным силам?
— Не думаю, что это возможно. Даже если посмотреть некоторые комментарии со стороны президента РФ, то было сказано, что мера носит временный характер. Так что, возможно, в будущем это отменят. Но не факт.
Геополитическая ситуация может меняться совершенно по-разному. В частности, нужно сказать про закрытие границ. У нас 1 ноября закрывалась граница с Литвой. Это сделали ровно на месяц. Потом границу открыли, но с некоторыми оговорками. Такие изменения тоже влияют на авторынок.
Какие машины и откуда везут белорусы?
Дмитрий приводит статистику, касающуюся клиентов AutoGroup. Первое место в рейтинге самых популярных брендов из США занимает Chevrolet, второе — BMW. Далее идут Buick, Ford и автомобили концерна General Motors.
— Из Америки идут два потока машин. Первые — аварийные под восстановление, когда людям важно сэкономить. Второй поток — это премиум (Cadillac Escalade, BMW X7, Toyota Tundra, например). Такие авто едут не через Грузию, а через Роттердам, по более дорогому пути, — отмечает эксперт. — Что касается Европы, то бюджетные машины, повторимся, проезжают. Более люксовый сегмент смещается в сторону США. Альтернативой также стала Корея. Но там гораздо меньше предложений, чем в ЕС. Поэтому весной на фоне повышенного спроса цена моментально взлетает на 10—15%, иногда даже до 20% на определенные позиции.
Интересная ситуация сложилась у нас где-то в марте-апреле. Автомобили раскупались на 3—4 месяца вперед даже на склад партнера. Они должны были стать проходными через полгода, и их выкупал уже российский рынок. Машины отстаивались там, чтобы стать проходными.
У белорусов копеечка к копеечке, мы привыкли считать деньги. И когда автомобиль вырастает в цене на 15—20%, мы наблюдаем спад интереса к определенному рынку со стороны белорусского потребителя. И тогда внимание вновь переключается на США.
Отмечу, что Америка, Европа, Корея — это преимущественно бензиновые машины. Китай — электрические.
— Какие интересные автомобильные новинки можете выделить в 2025 году?
— Что касается самых ожидаемых премьер 2025 года, для рынка Америки это весь модельный ряд Chevrolet и GMC. В 2025 году публике был представлен обновленный и так полюбившийся белорусам Chevrolet Equinox. Buick Envista / Enclave прочно занимают первые места в рейтинге. Интересен обновленный GMC Acadia.
Zeekr 9x и Mazda ez60 для рынка Китая, если говорить о чем-то новом, где есть какая-то индивидуальность. Вообще, новинки достаточно давно не появлялись, потому что после пандемии производителям важно было удовлетворить отложенный спрос, просто выпустили прежние модели. Только сейчас стало что-то появляться: новый Chevrolet Equinox, например.
— Производители китайских авто периодически угрожают, что «серые» машины превратятся в «кирпичи». Были ли у AutoGroup такие кейсы?
— У нас нет. Но учитывая, что речь про альтернативный рынок (а не про машины от официального дилера), то он имеет свои ограничения, оговорки, с которыми надо считаться. В Америке это долгая дорога, возможные повреждения на каком-либо из этапов доставки. В Европе — санкционные проблемы.
Что ждет авторынок в 2026 году?
— С 1 января из Китая нельзя будет вывезти автомобиль, который не отстоял там на учете 180 дней, — напоминает Дмитрий. — Будет ли какое-то решение этой проблемы у поставщиков? Возможно. Я уверен, что продавцы его уже ищут. Хотя не думаю, что китайский закон такой же гибкий, как, скажем, в РФ. Но посмотрим, время покажет.
Повалят ли к нам б/у машины из Китая? Возможно, «бэушка» действительно пойдет, но не настолько массово, как шли новые автомобили.
Если мы говорим про европейский рынок, то с ним ситуация едва ли станет лучше. Не похоже, чтобы Европа была к нам предрасположена и хотела снять санкции, открыть границы и т. д. Рынок Кореи — интересный, сейчас там ситуация изменится, потому что при повышенном спросе со стороны России появилось очень много брокеров, спрос превысил предложение, цены на машины взлетели. Есть предположение, что стоимость автомобилей откатится до прежнего уровня, какие-то брокеры с рынка уйдут, просто потому, что нет нужды в таком количестве компаний.
Самой стабильной во всей этой истории остается Америка. Она как экспортировала, так и экспортирует.
И дает достаточно большое количество совершенно разных предложений — и по маркам, и по моторам.
Говорить про цены на б/у и новые автомобили достаточно сложно, потому что мы проходили 2015 год, когда провалился российский рубль и машины ехали сюда из России просто за копейки. В общем, у нас столько вводных данных, что говорить о том, как изменятся цены на автомобили, мы, в принципе, не можем. Можно предположить, что они будут более-менее стабильными. Нужно смотреть, какой будет геополитическая ситуация, мировая экономика, какие заградительные меры будут действовать и какие административные решения будут приняты.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by