Найти в Дзене
Кладовая Монета

СССР расплатился с Юрием Гагариным рублями. Сколько реально стоил полет в космос в рублях 1961 года

Двенадцатое апреля 1961 года. Гагарин взлетает старшим лейтенантом, а приземляется в поле под Саратовом уже майором (приказ о внеочередном звании, минуя капитана, подписали прямо во время полета). К вечеру он превращается в самого известного человека планеты. Мы знаем про славу. Про улыбку. Про «Поехали!». А вот про деньги как-то не принято. Но очень интересно, правда? Между тем, всего три месяца назад, первого января, в стране прошла денежная реформа. Ту самую, после которой бабушки еще лет двадцать пересчитывали цены «на старые». Страна жила в новых рублях, но со старыми привычками. И вот в этой обновленной денежной системе первому космонавту предстояло получить кроме славы, почёта и уважения также свою материальную награду за подвиг. Сейчас разберем бухгалтерию за кулисами великого свершения. Какие купюры и монеты получил Гагарин, что на них можно было купить, и почему советская нумизматика «забыла» о космосе на целых двадцать лет после такого прорыва. Три месяца новых денег Чтобы

Двенадцатое апреля 1961 года. Гагарин взлетает старшим лейтенантом, а приземляется в поле под Саратовом уже майором (приказ о внеочередном звании, минуя капитана, подписали прямо во время полета). К вечеру он превращается в самого известного человека планеты. Мы знаем про славу. Про улыбку. Про «Поехали!». А вот про деньги как-то не принято. Но очень интересно, правда?

Между тем, всего три месяца назад, первого января, в стране прошла денежная реформа. Ту самую, после которой бабушки еще лет двадцать пересчитывали цены «на старые». Страна жила в новых рублях, но со старыми привычками. И вот в этой обновленной денежной системе первому космонавту предстояло получить кроме славы, почёта и уважения также свою материальную награду за подвиг.

Юбилейная монета СССР в честь подвига Юрия Гагарина
Юбилейная монета СССР в честь подвига Юрия Гагарина

Сейчас разберем бухгалтерию за кулисами великого свершения. Какие купюры и монеты получил Гагарин, что на них можно было купить, и почему советская нумизматика «забыла» о космосе на целых двадцать лет после такого прорыва.

Три месяца новых денег

Чтобы понять масштаб премии Гагарина, надо сначала разобраться с ценами. Первого января 1961 года случилась деноминация десять к одному. Старые деньги поменяли на новые. Появились те самые знакомые нам с детства монеты — одна, две, три, пять копеек из латуни и десять, пятнадцать, двадцать копеек, полтинник и рубль из медно-никеля, — которые будут звенеть в карманах советских людей до самого 1991 года. Тридцать лет без изменений! Что греха таить, почти все из нас делали свои первые шаги в нумизматике именно с них! Дизайн монет образца 1961 года оказался самым долгоживущим в истории СССР. Вот она, советская стабильность в металле.

К апрелю страна еще толком не привыкла к переходу. В магазинах продавщицы морщились, пересчитывая сдачу. Покупатели недоверчиво щупали новенькие монетки. Коробок спичек стоил одну копейку. Буханка хлеба — восемнадцать копеек. Проезд в метро или трамвае — пять копеек, в троллейбусе — четыре. Средняя зарплата по стране — восемьдесят с небольшим рублей, молодой инженер получал девяносто-сто, более маститые - побольше. А автомобиль «Волга» ГАЗ-21, мечта советского человека, обходилась в пять тысяч сто рублей. Потом подорожала до пяти с половиной, до шести. Но весной шестьдесят первого — пять тысяч сто.

Вот в этих координатах и будем оценивать премию Юрия Гагарина.

Сто двадцать пять зарплат

Тринадцатого апреля 1961 года, на следующий день после полета, выходит Постановление Совета Министров СССР номер 323-140. Секретное, как и положено. Юрию Алексеевичу Гагарину выписывают единовременное вознаграждение — пятнадцать тысяч рублей. Много это или мало? Сегодня с наскока сложно понять.

Да, и сейчас еще один важный момент. Многие думают, что это «старые» деньги, то есть полторы тысячи новых. Нет! Документ датирован апрелем шестьдесят первого, страна три месяца как живет в новых ценах. Пятнадцать тысяч — это именно новые рубли. В пересчете на сталинские деньги получается сто пятьдесят тысяч.

Так что же означали эти пятнадцать тысяч, сколько «весили» на понятном простому человеку языке? Внимание. Это сто пятьдесят месячных зарплат начинающего инженера. Двенадцать лет работы среднего советского специалиста. Это стоимость трех автомобилей «Волга» по государственной цене. И это при том, что саму «Волгу» (как и квартиру с мебелью) ему подарили отдельно, бесплатно! То есть 15 тысяч были чистыми «подъемными». Утром ты лейтенант, а к вечеру — майор и обладатель состояния, которое большинство твоих сверстников не заработает и за всю жизнь. Но какой ценой!

Деньги Гагарину выдавали, естественно, наличными. Скорее всего, сторублевками — самыми крупными банкнотами того времени. Всего полторы банковские пачки, которые легко помещались в карман кителя. Новенькие бежевые бумажки с Лениным. Может, часть разменяли на монеты — на те самые медно-никелевые рубли образца 1961 года, которые сейчас лежат в коллекциях. Представьте: держите рубль шестьдесят первого года. Вполне возможно, что точно такими расплачивался первый космонавт, покупая что-то в Звездном городке или в Москве.

Хотя покупать ему особо ничего не приходилось. И об этом поговорим дальше.

Шелковые кальсоны от Совмина

Вот тут начинается самое интересное для нумизмата-коллекционера. Потому что деньги — это одно. А быт — совсем другое.

Великая держава, запустившая человека в космос, вынуждена специальным секретным распоряжением выдавать этому человеку... носки. Восемнадцатого апреля выходит распоряжение Совета Министров СССР номер 1037рс. Секретное. Про экипировку героя.

Читаешь этот список и понимаешь про шестьдесят первый год больше, чем из любого учебника истории. Пальто демисезонное — одно. Пальто летнее — одно. Костюм светлый, костюм темный. Рубашки — шесть штук. Галстуки — шесть штук. Туфли, ботинки, тапочки комнатные. А дальше совсем трогательно: белье нижнее шелковое — шесть пар. Трусы, майки — шесть пар. Носки — шесть пар. Платки носовые — двенадцать штук.

Двенадцать носовых платков выделяет Совет Министров СССР!

Это не анекдот. Это документ. Это реальность дефицита шестьдесят первого года. Даже космонавт номер один не мог просто пойти в магазин и купить приличный костюм. Его надо было «выделять». Через Совмин. Специальным распоряжением. С печатями.

Жене и дочкам тоже полагалось. Валентине Ивановне — пальто, платья, туфли. Девочкам — пальтишки, костюмчики, ботиночки. Все по списку. Все со складов особого назначения, где водились вещи, которых простые советские граждане в глаза не видели.

Плюс квартира четырехкомнатная в Москве. С мебелью. С пианино. Пианино отдельным пунктом значилось! Государство позаботилось и о культурном досуге нашего героя. Остаётся только гордиться нашим народом, который в таких сложных условиях смог совершить настоящий подвиг.

Где Гагарин на деньгах?

А теперь нумизматический парадокс, который мучает всех коллекционеров.

Апрель 1961 года. Весь мир сходит с ума. Газеты, радио, телевидение — везде Гагарин. Его лицо — самое узнаваемое на планете. Логично было бы ожидать, что советский Гознак немедленно запустит юбилейную монету. Рубль с портретом космонавта. Или хотя бы памятную серию.

Ничего подобного.

В 1961 году никаких юбилейных монет в СССР вообще не чеканили. Монетные дворы штамповали обычную разменную мелочь — те самые копейки и рубли, которыми Гагарину выдали премию. Утилитарная нумизматика. Без всякой романтики.

Первый советский юбилейный рубль появился только в 1965 году. «Двадцать лет Победы». С монументом воина-освободителя. Брежнев к тому времени уже год как у власти, Хрущева сняли. Новому руководству Победа оказалась важнее космоса. Понятно почему — Брежнев сам фронтовик, для него Победа — личное. А космос — это хрущевское наследие.

Первая монета с космической темой появилась в 1967 году. Серия «Пятьдесят лет Советской власти». Там на десяти копейках изображен монумент «Покорителям космоса» — тот самый обелиск возле ВДНХ. Но не портрет Гагарина, а символ. Ракета в небо.

И только в 1981 году, к двадцатилетию полета, отчеканили рубль с лицом Гагарина. Медно-никелевый, тираж четыре миллиона экземпляров. Двадцать лет прошло! Вдумайтесь только, друзья. Целое поколение выросло.

Почему так? Потому что в СССР памятная нумизматика родилась поздно. В шестидесятые годы деньги воспринимались исключительно утилитарно. Рубль — это рубль, копейка — это копейка. Для расчетов. Коллекционирование монет считалось странноватым хобби. А уж выпускать специальные серии для коллекционеров — это вообще из области фантастики.

Только к семидесятым власть поняла, что памятные монеты — это идеология, пропаганда и валюта одновременно. Как было древности, кстати, у тех же римлян. Можно продавать за границу, можно дарить делегациям, можно воспитывать советский патриотизм. Вот тогда и началось. А Гагарин двадцать лет ждал своей монеты.

Держите рубль

Полет Гагарина стоил государству миллиарды на разработку, подготовку, запуск. А самому герою принес состояние, равное десяти-двенадцати годам инженерной работы, плюс полное государственное обеспечение вплоть до носовых платков. Справедливо? Совершенно точно. Хотя сравнивать подвиг с деньгами — дело неблагодарное. Данную статью я написал исключительно как нумизмат — согласитесь, интересно взглянуть на наше народное достояние под таким углом.

И кроме того, для нумизмата тут два артефакта. Первый — обычный рубль 1961 года. Медно-никелевый, со стандартным гербом. Вот такими купюрами и монетами Гагарину выдали пятнадцать тысяч. Это деньги подвига. Они звенели в его кармане, когда он ходил по Москве, улыбался, жал руки.

Второй артефакт — юбилейный рубль 1981 года с портретом Гагарина. Тоже медно-никелевый, тоже массовый. Но это уже память. Память, которую отчеканили с опозданием на двадцать лет, когда самого Гагарина уже тринадцать лет как не было в живых.

Две монеты. Одна — про деньги. Вторая — про память. Вместе они рассказывают историю лучше любого учебника.

И знаете, что странно? В шестьдесят первом советские люди держали в руках обычные рубли и копейки — и не думали, что спустя десятилетия нумизматы будут выискивать малейшие различия штемпелей этих монет, коллекционировать их, беречь. Для современников Гагарина это были просто деньги. Рубль — на хлеб, на проезд, на кино. А для нас — история. Металлическая, звонкая, осязаемая история и память о том, как велики были наши предки!

Понравилась история? Поддержите автора лайком и подпиской на канал!