Найти в Дзене

В Петербурге открылся музей-квартира ОБЭРИУ. Заходите в гости!

По словам куратора Юлии Сениной (которая также является куратором музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты»), идея создать Музей ОБЭРИУ возникла у основателя арт-усадьбы «Веретьево» Андрея Гнатюка и у неё в 2024 году.

Андрей Гнатюк издавал Хармса ещё в молодости, в 1987 году, в формате самиздата, а позже, в собственном издательстве, первым выпускал важные для хармсоведения работы. Когда же он задумался о создании места памяти членов ОБЭРИУ, то понял, что никому из них — ни вместе, ни по отдельности — никакого мемориального пространства посвящено не было. Андрей Гнатюк рассматривал все возможные варианты для такого места: и квартиру Даниила Хармса, и помещение на Гатчинской улице, где в 1933-34 годах у философа Леонида Липавского происходили знаменитые «Разговоры» обэриутов.

Окончательный выбор пал на квартиру Александра Введенского, где поэт прожил с 1914 по 1936 год. Она выглядела наиболее подлинным, аутентичным пространством, помнящим обэриутов. В этой квартире бывали, пожалуй, все участники содружества. Ещё со школьных лет в Лентовской гимназии к Введенскому заходили будущие философы круга ОБЭРИУ, тоже жители Петроградской стороны: Леонид Липавский и Яков Друскин. Процесс создания музея занял чуть больше года.

-2

«Нашим первым жестом в будущем Музее ОБЭРИУ в отреставрированной квартире Александра Введенского стало объединение хранителей наследия. Мы пригласили Владимира и Кристину Березовских (KGallery), Ильдара Галеева (Галеев-Галерея), издательство «Вита Нова», Вениамина Голубицкого, «МИРА» коллекцию, Михаила Сеславинского и Константина Эрнста представить свои собрания в отдельных комнатах мемориальной квартиры. Таким образом, в квартире можно увидеть не только уникальные артефакты, но и разные подходы к коллекционированию предметов.

В каждой коллекции есть свои бриллианты. Отдельно хотелось бы отметить единственный экспонат в комнате Александра Введенского — записку жене и детям, переданную поэтом из окна поезда. После ареста в Харькове в 1941 году Введенский был отправлен по этапу в Казань, во время которого погиб. Сидя в вагоне, он, сложив тетрадный лист в двенадцать раз, бросил его на перрон. На обратной стороне поэт указал харьковский адрес своей семьи. Кто-то из прохожих подобрал записку и отнёс её Галине Викторовой. Вероятно, это были последние строки, написанные поэтом:

Милые, дорогие, любимые.

Сегодня нас уводят из города.

Люблю всех и крепко целую. Надеюсь,

что всё будет хорошо и мы

скоро увидимся.

Целую всех крепко, крепко.

А особенно Галочку и Петеньку. Не забывайте меня.

Саша».

-3

Адрес места жительства семьи Введенских был неизменен как в ленинградские годы жизни поэта, так и во время расцвета ОБЭРИУ. Здесь же мать молодого Александра Введенского принимала своих пациенток (она была известным врачом-гинекологом). Уже сейчас у посетителей есть возможность зайти в комнату-трапецию Александра Введенского. Именно здесь обэриуты репетировали спектакль по пьесе Хармса и Введенского «Моя мама вся в часах» (текст утрачен). Сохранилось даже окно в этой комнате (его не заменили на стеклопакет), печь, в которой вторая супруга Введенского, Анна Ивантер, сожгла рукописи поэта после его ареста (почти три четверти «взрослых» произведений Введенского), а также лепные розетки на потолке. На стенах комнаты видны «следы жизни»: две красные ладошки, которые можно заметить сквозь нежно-розовую краску, и рыбка. По словам сотрудников музея, вероятно, такой краской были покрашены стены, поскольку в то время она была наиболее недорогой. В дверных проёмах можно заметить карандашные отметки роста одного из четырёх детей семьи Введенских, на стенах — несколько слоёв разных обоев. Привлекает к себе внимание и шкаф. Это — единственная сохранившаяся в квартире мебель, которая принадлежала семье.

Также в нескольких залах под стеклом размещены фотографии Александра Введенского, Даниила Хармса, Леонида Липавского и многих других.

Выставка «комнаты ОБЭРИУ» будет доступна до 12 марта 2026 года, и квартиру могут посетить все желающие. Также куратор поделилась планами по обустройству музея:

«Первые «пробы» пространства выставкой помогут нам лучше понять, как оно живёт и работает. А дальше нам предстоит большая работа по созданию места памяти, не реставрирующего прошлое, а рефлексирующего над ним, способного объединить вокруг себя сообщество — интеллектуальное содружество сто лет спустя. На базе музея ОБЭРИУ мы хотим выстроить не только музейное пространство, но среду, где будут возможны и театральные, и музыкальные, и исследовательские проекты».

Подробности о музее — на сайте.