Найти в Дзене

Разница распределения стоимости в строительстве, машиностроении и программировании — основа для внедрения итераций

Полная версия моей статьи здесь https://habr.com/ru/articles/981022/ Очень часто, когда обсуждают подходы к проектированию и проектному управлению проводят аналогии со строительством или машиностроением. Не стала исключением и моя статья про аджайл https://habr.com/ru/articles/972230/ Конечно всякие аналогии имеют свои границы применимости, но в случае сравнения строительства и разработки ПО об этой границе забывают. Между тем она есть и даже люди далекие и от первого и от второго быстро поймут эту разницу, если просто о ней написать. Основная разница заключается в сравнении стоимости проектирования и создания итогового продукта. Для сравнения я также решил привести пример из машиностроения с созданием серийного продукта. Имеются фундаментальные различия экономических моделей этих отраслей в аспекте тиражирования решений и распределения стоимости по этапам жизненного цикла. Для подкрепления мнения некими данными я попросил нейросеть Qwen набросать примерные оценки по стоимости. Строите

Разница распределения стоимости в строительстве, машиностроении и программировании — основа для внедрения итераций

Полная версия моей статьи здесь https://habr.com/ru/articles/981022/

Очень часто, когда обсуждают подходы к проектированию и проектному управлению проводят аналогии со строительством или машиностроением. Не стала исключением и моя статья про аджайл https://habr.com/ru/articles/972230/

Конечно всякие аналогии имеют свои границы применимости, но в случае сравнения строительства и разработки ПО об этой границе забывают. Между тем она есть и даже люди далекие и от первого и от второго быстро поймут эту разницу, если просто о ней написать.

Основная разница заключается в сравнении стоимости проектирования и создания итогового продукта. Для сравнения я также решил привести пример из машиностроения с созданием серийного продукта. Имеются фундаментальные различия экономических моделей этих отраслей в аспекте тиражирования решений и распределения стоимости по этапам жизненного цикла.

Для подкрепления мнения некими данными я попросил нейросеть Qwen набросать примерные оценки по стоимости.

Строительство: много материальных затрат на этапе производства. Физическая реальность создает "точку невозврата". После заливки фундамента изменить его параметры практически невозможно без полного демонтажа. Каждый этап жестко зависит от предыдущего, и ошибка на ранней стадии многократно усиливается на последующих. Тиражирование в строительстве означает создание типовых проектов, но даже при этом каждый объект уникален из-за особенностей грунта, климатических условий и инфраструктуры.

Машиностроение: баланс между разработкой и производством. Здесь ключевой момент — амортизация разработки на количество единиц продукции. Чем больше тираж, тем ниже себестоимость единицы. Но первоначальные затраты на разработку и освоение производства огромны. Изменения после запуска серийного производства чрезвычайно затратны — часто проще разработать новую модель, чем модифицировать существующую линию.

Самая революционная особенность IT — практически нулевая стоимость тиражирования. Разработка программного продукта может стоить миллион долларов, но выпуск миллиона копий обойдется в несколько рублей за штуку. Это создает уникальную экономическую модель, где можно позволить себе эксперименты и итерации.

В машиностроении нельзя создать мотоцикл, а потом превратить его в автомобиль. Для этого потребуется полностью перепроектировать платформу, перенастроить производственные линии, переобучить персонал. Стоимость такой "эволюции" будет сравнима со стоимостью разработки нового автомобиля с нуля.

В строительстве аналогичная ситуация. Фундамент гаража не выдержит нагрузки от многоэтажного дома. Стены сарая не станут несущими для башни. Физические законы не обойти.

Но в IT физических ограничений нет. Вы можете начать с простого веб-сайта-одностраничника, добавить базу данных и админку (MVP), интегрировать платежные системы и мобильное приложение (первая версия приложения), а затем создать распределенную облачную платформу с искусственным интеллектом. Каждый этап строится на предыдущем, но при необходимости можно переписывать отдельные компоненты полностью без полного перезапуска проекта.

Это возможно благодаря:

Нулевой стоимости копирования — можно создать сотню экспериментальных версий без финансовых потерь

Модульной архитектуре — компоненты можно заменять независимо друг от друга

Быстрому циклу обратной связи — пользователи тестируют изменения в реальном времени.

Стоимость ошибки в IT относительно невысока — можно быстро выпустить горячий фикс или откатиться к предыдущей версии. Это позволяет брать на себя больше рыночных рисков в обмен на возможность быстрого тестирования идей. При этом стоимость подробного проектирования будет не ниже, чем сама разработка, а в некоторых случаях без какого-то прототипа очень сложно определиться с треком дальнейшего развития.