Найти в Дзене
Литрес

Любовь под музыку Малиновки: как съёмки культовой комедии привели к реальным чувствам

Комедия «Свадьба в Малиновке» вошла в историю как яркий музыкальный карнавал — с плясками, куплетами и бесконечной легкостью. Но за фасадом веселья скрывались судьбы, которых сценаристы не придумали бы нарочно. Во время съёмок родились две истории любви, одна — стремительная, другая — растянувшаяся на целых двадцать лет. Изначально у «Малиновки» не было шансов. Руководство студии Довженко отвергло сценарий как «нелепую оперетту», несерьёзную для юбилейного 1967 года. Казалось, в стране, готовящейся к празднованию пятидесятилетия революции, нет места песням и танцам про «красных» и «белых». Но спасением стала передача проекта на «Ленфильм», где режиссёр Андрей Тутышкин сумел сделать невозможное — превратить лёгкий фарс в музыкальный фейерверк. Он позвал в массовку профессиональных танцовщиков, а тем, кто с танцем был на «вы», пришлось срочно брать уроки. Даже опытные артисты часами репетировали движения, превращая комедию в настоящее балетное испытание. Михаил Пуговкин, которому любые т
Оглавление

Комедия «Свадьба в Малиновке» вошла в историю как яркий музыкальный карнавал — с плясками, куплетами и бесконечной легкостью. Но за фасадом веселья скрывались судьбы, которых сценаристы не придумали бы нарочно. Во время съёмок родились две истории любви, одна — стремительная, другая — растянувшаяся на целых двадцать лет.

Почему фильм едва не запретили

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Изначально у «Малиновки» не было шансов. Руководство студии Довженко отвергло сценарий как «нелепую оперетту», несерьёзную для юбилейного 1967 года. Казалось, в стране, готовящейся к празднованию пятидесятилетия революции, нет места песням и танцам про «красных» и «белых». Но спасением стала передача проекта на «Ленфильм», где режиссёр Андрей Тутышкин сумел сделать невозможное — превратить лёгкий фарс в музыкальный фейерверк. Он позвал в массовку профессиональных танцовщиков, а тем, кто с танцем был на «вы», пришлось срочно брать уроки. Даже опытные артисты часами репетировали движения, превращая комедию в настоящее балетное испытание.

Непростой танец Пуговкина

Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»
Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Михаил Пуговкин, которому любые танцы были чужды, взялся за номер «В ту степь» с фанатизмом. Балетмейстер Галина Шеховская гоняла актёра до изнеможения, требуя «куража, а не шагов». Его партнёршей стала Зоя Фёдорова — блестящая, уверенная и требовательная ко всем женщина. Ради минутного эпизода актёр неделю за неделей отрабатывал па, а потом признался, что никогда так не уставал на съёмках. На экране всё выглядело легко: пара кружилась, будто унесённая вихрем. Но зрители чувствовали — за этой минутой стояли недели труда и настоящее удовольствие от жизни.

Народная массовка

Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»
Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Малиновка, где проходили съёмки, жила киношной лихорадкой. В массовке снимались местные жители, а платили за день целых три рубля — почти недосягаемые по тем временам деньги. Среди них был юноша, влюбившийся в девушку-водителя, приехавшую из Ленинграда возить режиссёра. Она — городская, уверенная, с ленинградской выправкой, а он был простым парнем, впервые попавшим в объектив камеры. Их роман обсуждало всё село. Одни смеялись, другие завидовали. После завершения съёмок парень собрал вещи и уехал за возлюбленной. В Ленинграде они расписались без громких слов, но с уверенностью, что комедия изменила их судьбы.

Председатель и актриса

Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»
Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Однажды председатель колхоза Иван Кальницкий увидел в кино стройную брюнетку с дерзкими глазами — актрису Людмилу Алфимову, игравшую Софью. С этого дня он пересматривал фильм десятки раз, будто искал в кадре не героиню, а живую женщину, с которой хотел поговорить. Когда узнал, что Алфимова снимается неподалёку, поехал к ней. Они встретились под липами — и с первого разговора поняли, что произошла беда по имени любовь. Оба были не свободны. Людмила вскоре подала на развод, но Иван остался с женой Полиной, больной женщиной, когда-то спасшей его во время войны.

Фото: showbizzz.net
Фото: showbizzz.net

Он не позволял себе никаких признаний. Так продолжалось два десятилетия. Алфимова ждала, снималась, растила детей, писала письма, которые не отправляла. Когда Полины не стало, Кальницкий приехал к Людмиле. Она уже не верила, что это случится. Они поженились и поселились в старом доме, где когда-то жил управляющий графа Потоцкого. Она ушла из кино, а он — из хозяйства, и остаток жизни они прожили тихо, словно наверстывая упущенные годы. Их счастье длилось всего тринадцать лет, но этих лет хватило, чтобы всё прошлое казалось подготовкой к ним. После смерти Ивана в 2006 году Людмила прожила ещё почти два десятилетия, сохранив твёрдость характера и светлую улыбку. Когда соседей спрашивали, какой у неё секрет долголетия, она отвечала просто: «Я двадцать лет ждала любовь. Видимо, мне зачлось».

Больше историй о советских актёрах вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-7