В первой части рассказа, сопоставимого с сюжетом фильма «Ford против Ferrari», автор поделился опытом автопутешествия по горам Италии на арендованном Hyundai Tucson IV. А это вторая часть поездки, теперь уже по Испании, на Volkswagen Polo VI. И здесь вновь про машину, эмоции и лайфхаки для автопутешественников.
Первую часть истории этого автопутешествия можно почитать здесь.
Тенерифе: покорение Тейде, парковки и погода
Первое, что я услышал, когда вышел из аэропорта испанского Тенерифе, – это голос маленькой загорелой девочки в пляжных шлепанцах. Она держала маму за руку и показывала пальчиком на нас: «Мама, а эти люди что, только что прилетели?» Я оглянулся – вокруг были люди, утомленные солнцем: в шортах, майках и шлепках. А мы только вышли из дверей аэровокзала – в джинсах, куртках, дождевиках (прогноз обещал сильный дождь, грозу и ветер). Дождь и вправду пошел ночью. Из-за него даже отменили занятия в школах на следующий день.
Заблаговременно я забронировал в Europcar машину Peugeot 208 II. Но по факту мне сообщили, что таких машин у них в наличии нет. И предложили взять Volkswagen Polo VI, уверяя, что это лучший выбор для района Лос Гигантес, где мы забронировали гостиницу, и поездок по горам к вулкану Тейде. Делать было нечего, плюс темнело. И, честно говоря, после почти 5-часового перелета хотелось немного отдохнуть.
Мы поплелись на большую стоянку к пункту выдачи автомобилей, расположенную перед аэропортом, ища глазами вывеску Europcar. Машина на тот же срок, что и в Италии, здесь обошлась даже немного дороже. Состояние авто вызвало у меня недоумение. Потрепанный и заюзанный салон, масса царапин по корпусу. Чувствую, что больше я у Europcar машины в аренду брать не буду. Тем более, что у них на парковке стояли другие машины примерно в таком же состоянии. А вот у конкурентов был выбор!
Закинув вещи в багажник и разместившись в автомобиле, увидел, что в салоне нет даже привычного выхода USB и штатной навигации. К счастью, на такой случай я всегда ношу с собой в рюкзаке адаптер для прикуривателя с выходом USB. На телефоне построил маршрут до гостиницы и отправился в путь. Выехав на Autopista del Sur – главную южную магистраль Тенерифе, связывающую столицу Санта-Крус-де-Тенерифе с основными курортами юга острова, начал движение в сторону Лос Гигантес. На магистрали разрешена скорость 130 км/ч. И местами неиссякаемый поток машин так и движется в трех полосах туда и в трех полосах обратно. Но при съездах в прибрежные города создаются пробки.
Во время движения на Volkswagen Polo VI почувствовал «дубовость» управления машиной. Такого чувства безмятежности и расслабленности, которое я испытал на Hyundai Tucson IV, тут и в помине не было. Пришлось по ходу движения приноравливаться к немецкому характеру автомобиля. Требовалось прилично времени, чтобы разогнать ее до третьей передачи, потом до четвертой, и только затем можно было перейти на пятую и не тормозить поток машин позади себя. Плюс развязки на Тенерифе не поддавались никакой логике. Навигатор то и дело говорил тебе: седьмой съезд с кольца, одиннадцатый съезд с кольца. Были кольцевые развязки и восьмерками, и со встречными разъездами, и под большим углом, с пересечением встречного транспорта. Совершенно непривычные менталитету белорусского водителя. И очень быстро темнело. А полностью доверять навигатору не стоило. Он говорит, что первый съезд с кольца, ты съезжаешь – а там заправка и тупик. Твой съезд был на самом деле чуть дальше. Дважды ошибался в этом месте во время поездки и видел, как ошибаются другие. А потом приноровился.
Испанские водители очень эмоциональные. Когда я тупил, на каком же мне съезде сворачивать с кольца, мне сигналили, обгоняли, эмоционально жестикулировали и даже открывали окна и выкрикивали обидные слова на английском (догадывались, что турист!) и испанском языках. Дурной пример заразителен. Через пару дней, когда я вполне освоился с манерой перемещения по острову и внимательно сверял реальную дорожную картину с тем, что мне показывал навигатор, то готов был сам ругать «туристов» на чистом испанском языке: Estúpido, tonto!
Кое-как мы добрались до гостиницы. А парковочных мест в округе – ни одного. Пришлось выгрузить вещи и пассажиров, отправить их заселяться. А сам еще минут 20 кружил в поисках места для парковки. К счастью, перед поездкой мне подсказали места, где можно оставить автомобиль на ночь. Это была заброшенная стройплощадка. Но и там место нашлось не с первой попытки. Запарковав автомобиль между столбом и застывшей вулканической лавой, в какой-то яме, пошел отдыхать в гостиницу.
На следующий день мы отправились в горы. И тут выяснилось, что самые рабочие для Volkswagen Polo VI передачи в этих условиях – первая и вторая. На них я чувствовал себя увереннее всего. На более плоских участках можно было перейти на третью и очень редко на четвертую. Навигатор в этих условиях меня несколько раз подвел. Он отправлял меня на такие почти вертикальные подъемы в незнакомой местности, что перехватывало дыхание. Пару раз даже вспотел с головы до ног. Представьте ситуацию: едешь по серпантину и после безобидного с виду очередного слепого поворота направо перед тобой встает стена. Ты на второй передаче, начинаешь подъем, чувствуешь, что машина замедляется, давишь на газ изо всех сил, но разгонной динамики нет! Перед глазами мелькает все, что тебе преподавали на курсах контраварийной подготовки… Понимаешь, что нужно быстро перейти на первую передачу, при этом не заглохнуть и не скатиться назад, где за тобой могут быть другие участники дорожного движения (а они были). К счастью, на первой передаче Volkswagen Polo VI довольно урчал мотором и шел вперед, как танк. Уверенно и надежно. И здесь у меня с машиной вышло полное взаимопонимание.
И все же я написал электронное письмо прокатной конторе, где высказал все претензии по разгонной динамике данного автомобиля с просьбой предоставить мне другую машину. Ответ от Europcar, кстати, был более чем дипломатичным. Они вежливо расшаркались, написали, что им жаль, что предоставленный автомобиль не «впечатлил» меня. И предложили приехать к ним в аэропорт и заменить на другую машину… с доплатой! Естественно, я не поехал. А позже появился еще один повод написать им. Но об этом чуть ниже.
С Volkswagen Polo VI я спокойно забирался на высоту 2500–2600 м над уровнем океана, поднимался над облаками. Объехал вулкан Тейде, а на следующий день мы на фуникулере добрались почти до его вершины. Там лежало немного снега, температура была около 0 градусов и влажность 0%. А внизу у океана было +22…+25 градусов.
Перемещаясь на автомобиле по острову, мы въехали в облако. А через несколько сот метров были уже в лесу, залитом солнцем. Еще через несколько километров оказались в эпицентре дождя. Вышли из машины, чтобы охладиться, сделали несколько фотографий. Увидели множество грибов. Потом проехали еще несколько сотен метров и снова оказались на солнечной стороне острова! Завсегдатаи острова знают, что если утром в вашей локации на острове идет дождь, то садитесь в машину, преодолейте несколько километров – и окажетесь на солнечной стороне. На Тенерифе практически нет плохой погоды, если вы мобильны.
Возвращаясь поздними вечерами из очередной поездки по ранее намеченным маршрутам, я стал замечать, что стекло автомобиля очень пыльное и грязное. Оказалось, что это мелкие частицы песка и пыли из Сахары, заносимые на Тенерифе горячим сухим ветром. Это явление местные называют «Калима». Для того чтобы очищать лобовое стекло и для улучшения видимости, водитель прибегает к омывайке. Оказалось, что в моем автомобиле она была на исходе. О чем сразу начали сигнализировать лампочка на приборной панели и противный звуковой сигнал. И он периодически напоминал о себе. Плюс щетки были достаточно изношены и издавали ужасный скрежет по стеклу во время движения. Как раз об этом снова написал Europcar, приложил фото и видео. Но на это письмо они даже не ответили. Больше я в Europcar ни ногой.
Возле Тейде остро стоит вопрос с парковками. Впрочем, как и по всему острову. Особенно возле туристических достопримечательностей и рядом с пляжами. Поэтому, если планируете восхождение на Тейде или поездки в другие красивые места – выезжайте пораньше. За неправильную парковку или парковку в неположенном месте вам очень быстро выпишут штраф или заберут машину на штраф-стоянку. Возле вулкана нам пришлось оставить авто примерно в двух километрах от фуникулера на бесплатной стоянке. А кто-то рискнул и поставил машину в неположенном месте и получил квитанцию о штрафе под щеткой лобового стекла на €80. Причем местные представители правопорядка строго следят за этим и постоянно выслеживают нарушителей.
Мне очень понравилось открывать для себя остров, путешествуя на автомобиле. Разнообразные пейзажи, климатические зоны, причудливая лава, пустыня, заросли леса, пляжи. Мы побывали во многих местах, но столько осталось неизведанным! Принимая во внимание нашу увлеченность автоспортом и картингом, мы съездили на две трассы и покатались на картах. И чем дальше были расположены картинговые центры (а их на острове четыре), тем дешевле стоил прокат карта. Нам повезло принять участие в заезде с участием местных жителей. Мы долго ждали своей очереди – картинг очень популярен у испанцев. Гонка со временем и соперниками на трассе получилась что надо! Мы обогнали испанцев! А после заезда хозяин трека лично пожал мне руку. Я установил лучшее время на круге в этот день. Было приятно.
Особо хочу отметить подъезды к пляжу. На самых популярных из них было очень много и людей, и машин. Парковки оказались забиты под завязку. Приходилось снова много времени тратить на поиск свободного места.
Однако, исследовав несколько пляжей вдоль побережья, мы нашли, где почти не было приезжих туристов. Оказалось, туда очень трудно добраться на машине по серпантину, но там расположены жилые комплексы местных жителей, поэтому беда с парковкой. Пришлось искать свободное парковочное место достаточно высоко от побережья, а потом идти вниз пешком.
Не понравилось, что за гостиницами или за жилыми комплексами много мусора. Мне сложно сказать, что это: такая культура местных жителей или поведение части туристов, которым все равно, что после них останется на острове. Вокруг такая красота: горы, солнце, океан. А под ногами или совсем рядом от дорог и тротуаров – горы отходов жизнедеятельности человека. Этот контраст не дает покоя мне до сих пор. Бесхозяйственность наблюдалась повсюду, и никому до этого нет дела!
Во время автопутешествия по острову благодаря Volkswagen Polo VI мы побывали во многих локациях, нашли недорогие магазины с сувенирной продукцией (возле пляжей сувениры и аксессуары для плавания стоят очень дорого), обнаружили магазин-склад с продуктами питания и промышленными товарами, где можно было сэкономить до 10–15% в сравнении с сетевыми супермаркетами. Интересно, что в этом магазине-складе (что-то вроде нашего «Юнистора» или «Светофора») совсем не было посетителей. Объездили несколько торговых центров (приятно удивились ценам – на некоторые позиции товаров на острове не насчитывают НДС или он имеет льготную ставку), побывали в знаковых местах острова: Лоро-парке, Сиам-парке, Парке обезьян, Национальном парке Анага, столице – городе Санта-Крус-де-Тенерифе и других населенных пунктах.
Остров не может не влюбить в себя. Если закрыть глаза на свалки и повсеместный мусор, отсутствие парковочных мест, то это райское место.
Состояние дорог хорошее, но на отдельных участках есть заплатки. Чувствуется, за дорогами смотрят очень строго. Ранним утром обязательная чистка дорог машинами Unimog. Все это для того, чтобы было прочное сцепление шин с дорогой. Кругом перепады высот, и если на дорогах будет мусор, песок, листва с деревьев, то машины будут скользить и попадать в аварии на узких улочках, заставленных машинами. Рядом с нашим отелем была дорога с подъемом, потом круговая развязка, а затем снова подъем в гору. И по этой развязке постоянно ездили рейсовые автобусы. Так вот, чтобы вписаться, водителю приходилось маневрировать: заезжать на кольцо, потом сдавать назад, выворачивать руль, продвигаться чуть вперед, потом снова сдавать назад, и только после этого он мог ехать дальше. Легковые машины останавливались на этом участке под знак «Стоп», пропускали автобус и встречный транспорт, а потом с визгом шин продолжали движение на гору.
А еще испанцы, живущие на острове, оказались как-то победнее итальянцев, живущих на севере. Было удивительно увидеть в торговом центре запертый на замок рулон туалетной бумаги.
Мои выводы о Volkswagen Polo VI: верный друг в горах. Минусы: акустика чуть-чуть лучше, чем в «корейце», разгонная динамика, низкий клиренс, минимум удобств.
]]>