Найти в Дзене

Протоиерей Николай Стеллецкий поясняет, что не всякое сожаление о содеянном следует считать сознанием греховности

«В свободе, возвращаемой грешнику благодатным возбуждением, ему даруется некоторая независимость, конечно, для того, чтобы он решился идти по новому пути жизни. Но прежде этого решения он входит в себя, всматривается в свои силы, деяния, цели жизни – словом, в то состояние, в котором очутился и из которого желает освободиться теперь. Этим и полагается начало сознанию своей греховности. Его прежде всего надобно строго отличать от простого недовольства собственной жизнью или от сознания противоречия между врожденными нам склонностями и нашей случайной деятельностью под влиянием мимолетных аффектов и ложных мотивов. Часто случается, что человек, не узнавши своего индивидуального характера, увлекаемый случайными аффектами и ложными мотивами, решается на такой поступок, в котором сам же потом раскаивается. Точное познание сил, свойств и направлений нашего индивидуального характера и возникшее сознание несоответствия с ним наших постоянных или случайных действий и есть то, что натуралисты и

Протоиерей Николай Стеллецкий поясняет, что не всякое сожаление о содеянном следует считать сознанием греховности

«В свободе, возвращаемой грешнику благодатным возбуждением, ему даруется некоторая независимость, конечно, для того, чтобы он решился идти по новому пути жизни. Но прежде этого решения он входит в себя, всматривается в свои силы, деяния, цели жизни – словом, в то состояние, в котором очутился и из которого желает освободиться теперь. Этим и полагается начало сознанию своей греховности. Его прежде всего надобно строго отличать от простого недовольства собственной жизнью или от сознания противоречия между врожденными нам склонностями и нашей случайной деятельностью под влиянием мимолетных аффектов и ложных мотивов.

Часто случается, что человек, не узнавши своего индивидуального характера, увлекаемый случайными аффектами и ложными мотивами, решается на такой поступок, в котором сам же потом раскаивается. Точное познание сил, свойств и направлений нашего индивидуального характера и возникшее сознание несоответствия с ним наших постоянных или случайных действий и есть то, что натуралисты или вообще детерминисты хотели бы считать сознанием собственной виновности или греховности. Но такое сознание виновности, очевидно, не имеет нравственного значения или достоинства, его можно назвать сознанием ошибки, безрасчетливости, увлечения ложными мотивами или случайными аффектами, но никак не сознанием греховности в христианском смысле. При натуралистической или детерминистической точке зрения, собственно, и не может быть понятия греховности. Христианскому понятию греховности предшествует познание Бога и Его святой воли» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1).

Можно очень жалеть о каком-то недостойном поступке, винить себя много лет, но так и не сознать себя грешником, не покаяться и не получить прощения у Бога.