Найти в Дзене
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Продолжаем прогулку по Английской набережной. Дом № 54

В своих рассказах о домах на Английской набережной Санкт-Петербурга я дошла до дома № 54 — дворца великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II, — и остановилась. Даже пыталась обойти стороной и продолжить рассказы о других домах, но это было бы неправильно. Что же меня останавливало? Письмо. Я не люблю судить других людей, но иногда искренне не понимаю, почему "все равны, но кто-то равнее". Люблю русские пословицы и поговорки за их точность и меткость. Есть одна пословица про соринку в чужом глазу и бревно в своём, которая абсолютно точно отражает моё отношение к ситуации между братьями. Давным-давно я прочла письмо, написанное Николаем II своей матери, императрице Марии Фёдоровне, после того, как Михаил Александрович тайно вступил в брак с Натальей Сергеевной, урождённой Шереметевской, женой своего подчинённого, поручика Владимира Владимировича Вульферта. «<…> К несчастью, между мною и им сейчас всё кончено, потому что он нарушил своё слово. Сколько раз он сам мне

В своих рассказах о домах на Английской набережной Санкт-Петербурга я дошла до дома № 54 — дворца великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II, — и остановилась. Даже пыталась обойти стороной и продолжить рассказы о других домах, но это было бы неправильно.

Что же меня останавливало? Письмо. Я не люблю судить других людей, но иногда искренне не понимаю, почему "все равны, но кто-то равнее".

Люблю русские пословицы и поговорки за их точность и меткость. Есть одна пословица про соринку в чужом глазу и бревно в своём, которая абсолютно точно отражает моё отношение к ситуации между братьями.

Давным-давно я прочла письмо, написанное Николаем II своей матери, императрице Марии Фёдоровне, после того, как Михаил Александрович тайно вступил в брак с Натальей Сергеевной, урождённой Шереметевской, женой своего подчинённого, поручика Владимира Владимировича Вульферта.

-2

«<…> К несчастью, между мною и им сейчас всё кончено, потому что он нарушил своё слово. Сколько раз он сам мне говорил, не я его просил, а он сам давал слово, что на ней не женится. И я ему безгранично верил! Что меня особенно возмущает — это его ссылка на болезнь бедного Алексея, которая его заставила поторопиться с этим безрассудным шагом! Ему дела нет ни до твоего горя, ни до нашего горя, ни до скандала, кот[орый] это событие произведёт в России. И в такое время, когда все говорят о войне, за несколько месяцев до юбилея Дома Романовых!! Стыдно становится и тяжело. У меня тоже была первая мысль скрыть это известие, но, прочтя его письмо два-три раза, я понял, что теперь ему нельзя приехать в Россию. <…>

Я все понимаю. С одной стороны, действительно, поступок Михаила Александровича глубоко ранил Николая II. Время было тяжёлое: положение императора в стране становилось всё сложнее, супругу критиковали и не принимали. Сын тяжело болен. Постоянные стачки и бунты. Проигрыш в японской войне. Мир на пороге новой войны. Конечно, семье следовало бы сплотиться в такой момент и поддержать друг друга в этом водовороте событий. Однако родной брат предпочёл личную любовь интересам государства.

Но разве мог сам Николай II осуждать его за это? Ведь он тоже пошёл против традиций и ожиданий, выбрав брак по любви, а не тот союз, который принесёт пользу стране, прекрасно понимая, что у него самого вполне вероятно не будет здоровых наследников престола. Почему же тогда родному брату он предъявляет столь строгие требования?

-3

Свой дворец на Английской набережной великий князь получил лишь в 1911 году, а в 1912-м покинул Россию из-за морганатического брака. Когда началась Первая мировая война, Николай II разрешил брату вернуться на родину. Тогда Михаил Александрович возглавил знаменитую «Дикую дивизию» — Кавказскую туземную конную дивизию, сформированную из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа. Мы часто видим в фильмах и сериалах эпизоды, посвящённые этим отважным воинам. Сам князь не уступал своим солдатам: он также подвергал свою жизнь опасности, проявляя мужество и вдохновляя своих джигитов.

Во дворце он практически не жил, когда приезжал с передовой, то предпочитал останавливаться в любимой Гатчине. А во дворце в это время был организован госпиталь.

Во дворец ещё вернемся) На последних фото вход со стороны Галерной улицы.

Продолжение:

Начало прогулки: