Найти в Дзене
ARTinvestment.RU

Самая сладкая ложь нашего детства: кто на самом деле нарисовал медведей на картине Шишкина?

Каждый из нас знает эту картину с пеленок. Она смотрела на нас с оберток самых вкусных шоколадных конфет «Мишка косолапый». Для большинства «Утро в сосновом лесу» — это визитная карточка Ивана Шишкина, гимн русской природе. Но есть один нюанс, о котором не пишут в школьных учебниках. Знаменитые медвежата, резвящиеся на сломанной сосне, — это... «чужие» мишки. Иван Шишкин был абсолютным гением пейзажа. Он мог выписать каждую иголочку, передать влажность утреннего тумана и шершавость коры так, что зрителю хотелось вдохнуть этот лесной воздух. Но, как и у любого мастера, у Шишкина было слабое место. Он не любил и опасался рисовать животных. Статичный лес удавался ему безупречно, а вот динамика живых существ давалась с трудом. Задумывая своё грандиозное полотно в 1889 году, Шишкин понимал: пейзаж получится великим, но ему не хватает жизни. Нужен сюжет, нужны герои. И он решил обратиться за «помощью друга». Этим другом оказался Константин Аполлонович Савицкий — великолепный художник-анимали

Каждый из нас знает эту картину с пеленок. Она смотрела на нас с оберток самых вкусных шоколадных конфет «Мишка косолапый». Для большинства «Утро в сосновом лесу» — это визитная карточка Ивана Шишкина, гимн русской природе.

Но есть один нюанс, о котором не пишут в школьных учебниках. Знаменитые медвежата, резвящиеся на сломанной сосне, — это... «чужие» мишки.

Иван Шишкин был абсолютным гением пейзажа. Он мог выписать каждую иголочку, передать влажность утреннего тумана и шершавость коры так, что зрителю хотелось вдохнуть этот лесной воздух.

Но, как и у любого мастера, у Шишкина было слабое место. Он не любил и опасался рисовать животных. Статичный лес удавался ему безупречно, а вот динамика живых существ давалась с трудом.

Задумывая своё грандиозное полотно в 1889 году, Шишкин понимал: пейзаж получится великим, но ему не хватает жизни. Нужен сюжет, нужны герои. И он решил обратиться за «помощью друга».

Этим другом оказался Константин Аполлонович Савицкий — великолепный художник-анималист и близкий приятель Шишкина.

Именно Савицкий взял кисть и поселил в шишкинском лесу медведицу с тремя медвежатами. Получилось идеально:

  • Шишкин создал монументальную, вечную декорацию утреннего бора.
  • Савицкий добавил в неё трогательную жизнь и движение.

Медведи вышли настолько удачными, что Савицкий с полным правом поставил свою подпись на холсте рядом с подписью Шишкина. Картина стала плодом совместного творчества.

Так почему же мы знаем эту картину только как работу Шишкина? Виной всему крутой нрав Павла Третьякова — знаменитого мецената и основателя Третьяковской галереи.

Когда Третьяков приобрел картину, он увидел на ней две фамилии. Это привело его в негодование. Покупал он работу Шишкина, и стиль, по его мнению, был сугубо шишкинским.

«Начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину», — заявил Третьяков.

Не долго думая, коллекционер потребовал скипидар и собственноручно стер фамилию Савицкого с холста.

Константин Савицкий, конечно, получил свою часть гонорара за работу (по слухам, Шишкин честно поделился с ним деньгами), но слава досталась только одному.

Так и вышло, что едва ли не лучшие медведи в истории русской живописи осиротели, потеряв своего создателя. А мы получили шедевр, который навсегда связал фамилию пейзажиста Шишкина с животными, которых он на самом деле не рисовал.

Еще много интересного у нас на сайте и в соцсетях.

Знали об этой истории, разворачивая конфету? Ставьте лайк, если было интересно!