Найти в Дзене
Журнал «Родина»

На выставке "Во глубине сибирских руд…" покажут 500 рисунков, сделанных декабристами

В выставочном зале фонда In artibus (Москва, Пречистенская набережная, 17) открылась уникальная выставка "Во глубине сибирских руд…" Декабристы. 200 лет истории". Экспозиция строится на изобразительных материалах, созданных на каторге и в ссылке участниками восстания и их близкими. Около 500 рисунков, преимущественно акварельных, отобраны из фондов шести отечественных музеев и научных собраний - Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Научной библиотеки МГУ, Института русской литературы (Пушкинский дом) и Всероссийского музея А.С. Пушкина. Выставка состоит из трех тематических коллекций, чудом сохранившихся в водовороте российской истории. Это, прежде всего, уникальная портретная галерея декабристов, исполненная одним из видных деятелей Северного тайного общества Николаем Бестужевым. Второй раздел экспозиции посвящен графическому наследию декабриста-натуралиста Петра Борисова. Наконец, к галерее натурных рисунков

В выставочном зале фонда In artibus (Москва, Пречистенская набережная, 17) открылась уникальная выставка "Во глубине сибирских руд…" Декабристы. 200 лет истории". Экспозиция строится на изобразительных материалах, созданных на каторге и в ссылке участниками восстания и их близкими. Около 500 рисунков, преимущественно акварельных, отобраны из фондов шести отечественных музеев и научных собраний - Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Научной библиотеки МГУ, Института русской литературы (Пушкинский дом) и Всероссийского музея А.С. Пушкина.

   In artibus: работы декабристов в ссылке и на каторге / Ольга Чагадаева
In artibus: работы декабристов в ссылке и на каторге / Ольга Чагадаева

Выставка состоит из трех тематических коллекций, чудом сохранившихся в водовороте российской истории. Это, прежде всего, уникальная портретная галерея декабристов, исполненная одним из видных деятелей Северного тайного общества Николаем Бестужевым. Второй раздел экспозиции посвящен графическому наследию декабриста-натуралиста Петра Борисова. Наконец, к галерее натурных рисунков и портретов декабристов тематически примыкают созданные декабристами изображения Петровского Завода, Читы и поселений. Здесь же можно увидеть работы профессиональных художников: листы из альбома "Промывка золота в Восточной Сибири" шведского художника Карла Мазера, побывавшего за Уралом в 1848-1851 годах, и цикл сибирских пейзажей, исполненных в 1860-е годы первым профессиональным художником Томска Павлом Кошаровым. Все это позволяет увидеть живую историю с субъективного ракурса непосредственных героев и свидетелей событий. Сегодня эти хрупкие свидетельства нечасто покидают свои хранилища, поэтому выставка в фонде In artibus предоставляет удивительную возможность увидеть все сибирское художественное наследие декабристов в одном пространстве.

Отправляя элиту дворянских мятежников за Урал, император Николай I полагал, что обрекает их самих и их крамольные проекты государственного переустройства на вечное забвение. Однако история рассудила иначе. Столетний юбилей декабрьского восстания отмечался с необычайной помпой. В Николаевском зале Зимнего дворца, ставшего Музеем революции, были размещены документы по истории движения декабристов. С тех пор о них написаны многие сотни научных исследований и романы, сняты фильмы, спектакли, им посвящены живописные и графические циклы и выставки. Образ блестящих офицеров, пожертвовавших собой ради великой идеи, стал едва ли не самым романтизированным в русской культуре. Со школьной скамьи мы помним пятерых декабристов - Кондратия Рылеева, Павла Пестеля, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина и Сергея Муравьева-Апостола, повешенных на кронверке Петропавловской крепости после полугодового заточения в ее казематах. Имена и образы остальных 120 фигурантов, отправленных в Сибирь на каторгу и в ссылку, в большей степени знакомы лишь специалистам. Выставка "Во глубине сибирских руд…" дает посетителям уникальную возможность увидеть портреты более 70 декабристов, их жен и детей в годы, проведенные на каторге и в ссылке.

Выставка "Во глубине сибирских руд…" Декабристы. 200 лет истории" в фонде In artibus (СМОТРЕТЬ ФОТО)

   Ольга Чагадаева
Ольга Чагадаева

Николай Александрович Бестужев (1791-1855) - до восстания блестящий морской офицер, капитан-лейтенант флота и один из активнейших участников "великого заговора", а после писатель-мемуарист, политический мыслитель, ученый-естествоиспытатель, изобретатель и этнограф, был замечательным художником-акварелистом. Он с детства увлекался рисованием, а в годы учебы в Морском кадетском корпусе вольным слушателем посещал классы Академии художеств у А.Н. Воронихина. "Во глубине сибирских руд" Бестужев принял решение сохранить для потомков облик непокоренных ссыльных товарищей. В Читинском остроге и тюрьме Петровского завода художник создавал акварельные портреты всех ссыльных, с кем встречался на каторге - руководителей и рядовых участников движения, офицеров и гражданских. С этих портретов снимали копии, отсылали их родным и близким в далекие родные края. Отдельную лирическую линию этой серии составляют портреты жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь, несмотря на лишения и разлуку с остававшимися в Центральной России детьми и родными. Только благодаря этим удивительным женщинам, пожертвовавшим всем ради любви и супружеского долга, Бестужеву удалось реализовать задуманное. Александра Муравьева, прибывшая в Сибирь к мужу, заказывала краски и бумагу через петербургских родственников, и вместе с другими дамами, которым, в отличие от арестантов-мужей, разрешалось вести переписку, отправляли копии портретов и другие памятные свидетельства родным.

Читайте "Родину" в Telegram - подписаться

Эта удивительная коллекция, которую Бестужев привез в Петербург после амнистии и бережно хранил до своей смерти, почти сто лет считалась утерянной. Лишь в 1944 году искусствовед и коллекционер Илья Зильберштейн обнаружил ее и сделал все для ее популяризации. Сегодня, в двухсотлетний юбилей восстания, мы можем вглядеться в лица благородных мечтателей, пожертвовавших праздной и роскошной жизнью ради всеобщего благоденствия.

   Неизвестный художник. Портрет дочерей С.П. и Е.И. Трубецких в детстве / Фото: Ольга Чагадаева
Неизвестный художник. Портрет дочерей С.П. и Е.И. Трубецких в детстве / Фото: Ольга Чагадаева

Вторая часть экспозиции знакомит посетителей с богатейшим научным наследием декабриста Петра Ивановича Борисова, подпоручика 8-й артиллерийской бригады, художника-акварелиста и ученого-естествоиспытателя. Вместе с братом он основал Общество соединенных славян, а позже примкнул к Южному обществу. Он с юности увлекался энтомологией и орнитологией, но если бы обстоятельства сложились для него более благоприятно, карьера морского офицера не позволила бы ему сосредоточиться на этих увлечениях. Но оказавшись на каторге, а потом на поселении, он полностью погрузился в изучение птиц, насекомых и растительного мира Сибири. За годы, проведенные в ссылке, он запечатлел почти все виды растений даурской флоры и породы птиц Забайкальского края и составил полный атлас. Свою классификацию насекомых он отправил в Парижскую академию. Исследователи считают, что Петр Борисов выполнил не менее 670 изображений. До нашего времени дошло всего 465 рисунков, более 300 из которых можно увидеть на выставке.

Читайте также:

"Ах, русская кровь пролита русскими же!" Мнения современников о декабристах разошлись

Наконец, изображения скудного тюремного и поселенческого быта, зарисовки домов, построенных по собственным проектам их обитателей, их огородов и парников, бурятских юрт и работ по снятию плана окрестностей Читы позволяют хоть отчасти представить ту кипучую деятельность, которую, несмотря на приговор к политической смерти, развернули декабристы в Сибири. Многие из них, невзирая на запрещение печататься, писали политические, научные и художественные труды, мемуары. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы посвятили себя изучению природы и этнографии края, его географии и истории. Они составляли карты, занимались мыловарением и агрономией, метеорологией и сельскохозяйственной селекцией. Они видели в просвещении залог будущего преобразования общества, а потому обучали местных детей лично, и внесли колоссальный вклад в создание и развитие школ, а также способствовали распространению всесословного детского образования в Сибирском крае, аналогов которому в России в то время не было.

   Петр Борисов, Очерк изящной флоры Забайкальского края / Фото: Ольга Чагадаева
Петр Борисов, Очерк изящной флоры Забайкальского края / Фото: Ольга Чагадаева

По справедливому замечанию историка Ольги Эдельман, память о декабристах в столицах и Центральной России вообще разительно отличается от памяти о них в Сибири. Если для столиц декабристы - первые деятели освободительного движения, точка отчета республиканских идей, то в Сибири хранят память о них как о проводниках культуры и наук в этот край. Декабристы сумели сохранить веру в свое предназначение и удивительную стойкость духа, что позволило им отчасти реализовать то, о чем им мечталось в роскошных гостиных, посвятить себя созидательному труду, и, несмотря на превратности судьбы, прожить увлекательную, полную событий частную жизнь.

Выставка продлится до 29 марта 2026 года.

Читайте также:

Попытка понять декабристов, которые 200 лет назад решили покончить с прошлым своих отцов

Автор: Ольга Чагадаева