Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Властелин колец: как работают Кольца, которые подарили гномам

Стих о Кольцах из легендариума Дж. Р. Р. Толкина - одна из самых узнаваемых частей его творчества. Три Кольца - премудрым эльфам - для добра их гордого, Семь Колец - пещерным гномам - для труда их горного, Девять - людям Средиземья - для служенья черного И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого, А Одно - всесильное - Властелину Мордора, Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли И объединить навек в их земной юдоли Под владычеством всесильным Властелина Мордора. В этих строках упоминается в общей сложности двадцать Колец Власти, разбросанных по Средиземью. О Трёх Кольцах для эльфов мы слышим довольно часто. Девять для смертных - это, разумеется, назгул, порабощённые Сауроном. А Единое Кольцо говорит само за себя. Но что насчёт гномьих Колец? В отличие от Трёх (которые хранят и защищают) и Девяти вместе с Единым (созданных для подчинения воли), о кольцах гномов известно не так много. Они едва мелькнули во вступлении к фильмам Питера Джексона, а в "Кольцах власти" их появления пр
Оглавление

Стих о Кольцах из легендариума Дж. Р. Р. Толкина - одна из самых узнаваемых частей его творчества.

Три Кольца - премудрым эльфам - для добра их гордого,
Семь Колец - пещерным гномам - для труда их горного,
Девять - людям Средиземья - для служенья черного
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твердого,
А Одно - всесильное - Властелину Мордора,
Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли
И объединить навек в их земной юдоли
Под владычеством всесильным Властелина Мордора.

В этих строках упоминается в общей сложности двадцать Колец Власти, разбросанных по Средиземью. О Трёх Кольцах для эльфов мы слышим довольно часто. Девять для смертных - это, разумеется, назгул, порабощённые Сауроном. А Единое Кольцо говорит само за себя.

Но что насчёт гномьих Колец? В отличие от Трёх (которые хранят и защищают) и Девяти вместе с Единым (созданных для подчинения воли), о кольцах гномов известно не так много. Они едва мелькнули во вступлении к фильмам Питера Джексона, а в "Кольцах власти" их появления пришлось ждать целый сезон.

Как работают гномьи Кольца в "Кольцах власти"?

-2

Пятый эпизод второго сезона "Колец власти" дал нам развёрнутое представление о действии гномьих безделушек в сериале. Дурин III в начале серии надевает свою новую игрушку и обнаруживает, что может указать шахтёрам, где копать, чтобы расчистить заваленные световые шахты. Позже он говорит сыну, Дурину IV, что способен "видеть" драгоценности и богатства сквозь камень.

По мере развития эпизода мы замечаем, как меняется поведение короля Дурина. Он становится одержим кольцом и начинает искать способ извлечь максимум выгоды из каждой сделки - деловой или иной. Такое поведение нетипично для пожилого короля и настолько тревожит Дурина IV, что тот возвращается к Келебримбору выяснить, всё ли в порядке с Кольцом Власти.

Но так ли на самом деле работают гномьи Кольца в текстах Толкина? Как и во многом другом в сериале Amazon, ответ - "отчасти".

Что говорит Толкин о гномьих Кольцах?

-3

Как и Девять Колец, Семь были созданы Сауроном с намерением подчинить гномьих владык своей воле. Однако на практике это обернулось для Тёмного Властелина провалом. В приложениях к "Возвращению короля" объясняется:

"Но гномы оказались стойким народом. Кольцу удалось только заронить в их сердца страсть к золоту и драгоценностям, без них жизнь была бы гномам не в радость, а грабителей они ненавидели и мстили жестоко. Нужда и скитания закалили дух гномов и научили стойко сопротивляться любому давлению.

Хотя Кольца и пробуждают в гномах ненасытную жажду сокровищ, они не влияют на их волю и не позволяют другим подчинять их.

"Чужая воля оказалась не способна склонить их ко злу, и поэтому ненависть Саурона обратилась к одной цели - лишить гномов того, чем они владели."

Иными словами, их жизнь не зависела от Кольца. "Сильмариллион" даёт ещё более точное описание действия и силы Семи:

"Гномы пользовались своими кольцами только для того, чтобы умножить богатства, но гнев и всепоглощающая жажда золота вспыхнули в их сердцах, и великим злом обернулось это впоследствии, на благо Саурону."

Далее следует зловещая строка:

"Говорят, будто в основание каждого из Семи Кладов гномьих королей легло золотое кольцо; но клады эти разграблены были давным-давно, драконы пожрали их, а из Семи Колец одни поглотило пламя, а другие вернул себе Саурон."

Получается, гномьи кольца - это провал Саурона?

-4

Если сложить всё воедино, гномьи Кольца работают не совсем так практично, как показано в "Кольцах власти". Это не шахтёрские инструменты и не рентгеновское зрение. Толкин недвусмысленно представляет Семь Колец как "неудачу" в глазах их создателя - то есть они просто не делают того, для чего Саурон замышлял свои Кольца Власти.

Он желал подчинить волю гномьих владык, но те оказались неукротимы. Их несгибаемая натура означает ещё и то, что Кольца даже не продлевают им жизнь и не делают их "истончёнными и растянутыми", как это происходит с назгулами, Голлумом и даже Бильбо при длительном контакте с другими Кольцами Власти.

Вместо этого каждый гномий король, владеющий одним из Семи, становится одержим накоплением богатств и определяется жадностью и ревностью к своему добру.

Хотя Семь Колец оказались менее управляемы, чем Девять, Саурон всё же косвенно навлёк на гномов немало бед: их народ из поколения в поколение тщетно гонялся за богатством. Одержимость, порождённая Кольцами, толкала их вперёд на каждом шагу.