Конец 2025 года преподносит российским автомобилистам сюрприз за сюрпризом, и, к сожалению, приятными их назвать язык не поворачивается. Мы уже вроде бы привыкли к тому, что китайские бренды переписали все ценники и задрали планку до небес, но то, что происходит с остатками былой роскоши в виде корейских автомобилей, вызывает настоящий шок.
Решил я тут на днях заглянуть в один из автосалонов, где торгуют автомобилями новоиспеченного бренда Solaris. Для тех, кто последние пару лет провел в бункере, напомню - это те самые Hyundai и Kia, которые собирают у нас из оставшихся машинокомплектов, но под новыми, юридически безопасными именами.
Заходя в шоурум, ожидаешь увидеть знакомые до боли силуэты народных любимцев - Kia Rio X и Hyundai Creta. И они там действительно стоят, сверкая свежим лаком. Вот только когда подходишь ближе и смотришь на прайс-лист, хочется протереть глаза, а потом и вовсе развернуться и уйти. Потому что цифры, которые там нарисованы, абсолютно не вяжутся с понятием «бюджетный автомобиль», каковыми эти модели являлись всю свою сознательную жизнь.
Начнем с младшего представителя этой «золотой» коллекции - приподнятого хэтчбека Solaris KRX, который мы все знаем как Kia Rio X. В салоне представлен экземпляр в средней комплектации. Под капотом стоит старый добрый атмосферник Gamma объемом 1,6 литра на 123 лошадиные силы, работающий в паре с классическим шестиступенчатым автоматом. Казалось бы, надежная и проверенная временем связка, за которую этот автомобиль и любили таксисты и дачники.
Но цена повергает в уныние. За этот автомобиль дилер просит, вы только вдумайтесь, 2 миллиона 790 тысяч рублей. Почти три миллиона за Рио!
Конечно, менеджеры тут же начинают петь соловьем про подарки. Если берете за наличные, то вам с барского плеча отсыпят зимнюю резину и сделают антикор. Щедрое предложение, ничего не скажешь, особенно учитывая, что вы переплачиваете за автомобиль две его реальные цены образца 2021 года. Внешне машина выглядит неплохо: линзованные фары, противотуманки, 15-дюймовые литые диски, обутые в корейскую резину. Дорожный просвет в 190 мм все еще остается весомым аргументом для наших дворов, которые зимой чистят через раз.
Но стоит открыть дверь и сесть в салон, как тебя накрывает волна дешевизны. Пластик везде дубовый, жесткий, стучишь по нему, как по дереву. Подлокотники на дверных картах тоже жесткие, локтю будет больно в дальней дороге. Щиток приборов аналоговый, обычные стрелочки, никакой модной нынче «цифры». Из признаков роскоши - только руль, обшитый экокожей. И вот за этот спартанский уют нам предлагают выложить почти 3 миллиона рублей. Единственное, что радует - это оцинковка. Прошлись толщиномером: капот, двери, крыша, крышка багажника - все в цинке. Сэкономили только на заднем крыле, оно, увы, голый металл под краской.
Но если цена на Рио вызывает нервный тик, то стоимость кроссовера Solaris HC, он же Hyundai Creta, способна довести до инфаркта. В зале стоит полноприводная версия в комплектации Life Style с дополнительным пакетом. Внешне - это та самая спорная Крета второго поколения с разделенной оптикой, к дизайну которой многие так и не смогли привыкнуть.
И цена этого чуда корейской инженерной мысли составляет 3 миллиона 745 тысяч рублей. Три миллиона семьсот пятьдесят тысяч! За эти деньги мы получаем компактный кроссовер, который внутри ощущается едва ли дороже, чем тот же Рио.
Салон Креты встречает нас все тем же царством жесткого и гулкого пластика. Центральная консоль оформлена, прямо скажем, на любителя, а мультимедийная система с ее широкими рамками и простенькой графикой выглядит уже откровенным архаизмом на фоне современных китайских планшетов. Да, тут есть комбинированная обивка кресел, электрорегулировки с поясничным упором, подогревы всего и вся, включая лобовое стекло, и даже электромеханический ручник. Но общее ощущение от интерьера - бедность. Даже крышка багажника изнутри частично зашита дешевым пластиком, а частично светит голым металлом, и ручки для закрывания там нет - хвататься приходится за грязный кузов.
Особенно забавно выглядит наличие панорамной крыши в машине такого класса и за такие деньги. В наших реалиях с летящими камнями и сосульками это скорее минус, чем плюс, да и жесткости кузову она явно не добавляет. Под капотом у этого экземпляра стоит двухлитровый атмосферник и шестиступенчатый автомат. Надежно? Безусловно. Но стоит ли эта надежность почти 4 миллиона рублей?
Чтобы понять всю абсурдность ситуации, давайте посчитаем кредит. Допустим, вы, собрав последние сбережения, принесли в салон 50 процентов от стоимости этой Креты. Это, на минуточку, почти 1 миллион 900 тысяч рублей. Вам предлагают кредит от Совкомбанка на 5 лет под 15,9 процентов годовых. Ежемесячный платеж составит 48 748 рублей. Кажется подъемным? А теперь посмотрите на итоговую переплату. За 5 лет вы подарите банку 915 000 рублей. Почти миллион рублей просто за воздух, вдобавок к и так завышенной цене автомобиля. Это настоящая финансовая кабала ради обладания машиной, которая технически и морально устарела еще пару лет назад.
Самое интересное, что альтернативы есть, и они стоят прямо перед носом. За эти же деньги, и даже дешевле, можно купить напичканные опциями китайские кроссоверы вроде Chery Tiggo 7L или Jetour, которые будут выглядеть как космические корабли по сравнению с этой Кретой. На самом деле, за 4 миллиона рублей сегодня можно купить огромное количество китайских автомобилей. И поверьте, почти все они будут намного лучше, чем эта «Крета».
Но люди продолжают брать эти Солярисы. Берут их не из-за комфорта, не из-за динамики и уж точно не из-за красоты. Их берут из-за страха. Страха перед неизвестными китайскими брендами, страха перед турбомоторами и роботами. Срабатывает многолетняя привычка и вера в то, что «кореец» не сломается. Люди готовы переплачивать миллионы, влезать в кабальные кредиты, мириться с дубовым пластиком и убогим оснащением, лишь бы получить заветную атмосферную связку мотора и коробки.
Парадокс ситуации в том, что эти автомобили, по сути, стали памятником ушедшей эпохе. Они были хитами, когда стоили миллион-полтора. Но при цене под 4 миллиона Крета превращается в насмешку над здравым смыслом. Однако пока есть спрос, будет и предложение. И глядя на пустеющие склады дилеров, понимаешь, что наш человек готов отдать любые деньги за иллюзию стабильности и надежности, даже если эта иллюзия упакована в дешевый пластик и продается по цене квартиры в регионе.
А вы готовы отдать почти 4 миллиона за Крету или считаете, что лучше рискнуть и взять «китайца»? Пишите свое мнение в комментариях.