Найти в Дзене
Острый Очин

ЧТО ЧИТАЕТ МОСКВА? ДЕКАБРЬСКИЙ РАЗБОР ТОП-50

Привет, любители словесного жанра! Давайте посмотрим, чем занимают себя москвичи в преддверии новогодних праздников. Спойлер: ничего неожиданного. Источник: телеграм-канал Евгения Викторовича Капьева, который регулярно выкладывает эту статистику. Вот забавная статистика. Из 50 книг в рейтинге: АСТ: 17 книг (34% всего рейтинга)
ЭКСМО: 13 книг (26% всего рейтинга)
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ: 20 книг (40% рейтинга) Если простыми словами: две издательских бренда поделили 60% самый продаваемой полочки. Остальные 10 издательств — это как фон в фильме. Есть, но никто их не помнит. В целом это уже традиция. Интересно, что это не заговор — это просто очень успешный бизнес. АСТ и Эксмо разобрались с сериями: "Эксклюзив", "Магистраль", "Европокет" — каждой серии свой читатель, своя обложка, свой ценник. Это не захват рынка, это просто хорошая организация. Странная вещь: три позиции в топе занимает один автор. Федор Михайлович, похоже, стал лучшим другом москвичей в декабре. Вместо ёлки — томик в 900 страниц.
Оглавление

Привет, любители словесного жанра! Давайте посмотрим, чем занимают себя москвичи в преддверии новогодних праздников. Спойлер: ничего неожиданного. Источник: телеграм-канал Евгения Викторовича Капьева, который регулярно выкладывает эту статистику.

ДВОЙНОЕ СЧАСТЬЕ АСТ И ЭКСМО

Вот забавная статистика. Из 50 книг в рейтинге:

АСТ: 17 книг (34% всего рейтинга)
ЭКСМО: 13 книг (26% всего рейтинга)
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ: 20 книг (40% рейтинга)

Если простыми словами: две издательских бренда поделили 60% самый продаваемой полочки. Остальные 10 издательств — это как фон в фильме. Есть, но никто их не помнит. В целом это уже традиция.

Интересно, что это не заговор — это просто очень успешный бизнес. АСТ и Эксмо разобрались с сериями: "Эксклюзив", "Магистраль", "Европокет" — каждой серии свой читатель, своя обложка, свой ценник. Это не захват рынка, это просто хорошая организация.

ДОСТОЕВСКИЙ НЕ УХОДИТ В ОТПУСК

Странная вещь: три позиции в топе занимает один автор.

  • Братья Карамазовы (#23) — прыг на +26 позиций
  • Преступление и наказание (#19) — спокойно сидит на месте
  • Идиот (#33) — опустился на -3

Федор Михайлович, похоже, стал лучшим другом москвичей в декабре. Вместо ёлки — томик в 900 страниц. Вместо Деда Мороза — экзистенциальный кризис.

Вопрос: Люди правда читают Достоевского или просто держат его на столе, чтобы выглядеть интеллектуально? Может быть, и то, и другое. Но факт остаётся фактом: 6% от всего топа — это просто Федор Михайлович и его мрачные мысли (сугубо личное мнение о произведениях).

ЗОМБИ-ВОЗВРАЩЕНИЯ

10 книг появились в рейтинге с пометкой "возвращение в рейтинг".

Это смешно. Это как если бы ваш бывший звонил и говорил: "Помнишь меня? Я снова в городе".

Список возвращенцев:

  • Гарри Поттер (#38) — цыпленок, вернулся из детства
  • Икигай (#42) — приходит каждый январь помочь найти смысл
  • Портрет Дориана Грея (#45) — Оскар вечно молод, как и его продажи

Это не возвращение популярности. Это цикл. Кольцо. Вечный маятник. Москва не открывает новое — Москва перечитывает старое в новых обложках.

Кстати, "Гарри Поттер" вернулся как раз к Новому году. Совпадение? Думаю, нет. Это сезонный паттерн, как ёлка на площади Красной. Тоже уже традиция.

СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ С "СКОРБЬЮ САТАНЫ"

Вот смешная история про одну книгу в двух обличьях:

  • Скорбь Сатаны Марит Корелли (Эксмо) — позиция #9, +12 позиций
  • Скорбь Сатаны Марит Корелли (АСТ) — позиция #13, -5 позиций
  • Это одно произведение, две разные версии, две разные позиции в одном рейтинге. Более того, так и было в прошлом. Я даже уточнил у Евгения Викторовича, что может стоить объединить позиции, на что он резонно заметил — что это рейтинг именно книг, а не рейтинг произведений. Здесь трудно спорить, но лично мне хочется большего погружения в аналитику, при этом признаю его усилия и искренне благодарю за решение делится этой статистикой.

Это не ошибка системы, это... жизнь. Издательства создают конкуренцию сами с собой. Один читатель хочет версию от Эксмо (может быть, обложка красивше?), другой предпочитает АСТ. Вообще, это отдельная тема для рассуждений, как читатель привыкает к издателю.

Вот вам и парадокс: великая классика продаётся лучше, если её издать дважды.

ПСИХОЛОГИЯ КАК ЛЕКАРСТВО

В топе целых 7 книг про психологию и саморазвитие:

  • Атомные привычки
  • Думай медленно, решай быстро
  • Психотрюки
  • Икигай
  • К себе нежно
  • Сказать жизни "ДА!"

Плюс две книги про смысл жизни по-японски.

Статистика: 14% всего топа — это про то, как стать лучше версией себя.

Что это говорит? Что Москва ловко маскирует самолечение под развитие. "Я не в депрессии, я просто читаю про привычки". "Я не потерян, я ищу икигай".

Это не критика, это наблюдение. Вообще логично: жизнь напряжённая, работа стрессовая, поэтому берём книгу, которая обещает всё изменить за 300 страниц. Это дешевле психолога и быстрее медитации и отдушина с ленью (проще же читать про лучшую версию себя, чем реально заняться собой), в этом контексте осуждаю только себя, потому что опять забросил спорт.

ПАДЕНИЕ АКИНФЕЕВА

Позиция #48: Игорь Акинфеев. Автобиография самого преданного футболиста в истории мирового футбола

Изменение за неделю: -35 позиций.

Это не просто падение. Это свободное падение с 13-й позиции на 48-ю. За семь дней.

О чём это говорит? Что мода на спортивные мемуары проходит очень быстро. Люди купили, прочитали (или нет), и забыли. Теперь Акинфеев держится в рейтинге только за счёт инерции.

Это забавно, потому что автобиография обещала быть про "самого преданного", но читатели оказались ещё более преданны — другим книгам. Но надеюсь проект окупился: прекрасный футболист, прекрасная история, с точки зрения издания все сделано правильно, с точки зрения продвижения тоже. Надеюсь что окупилось, потому что если книга про Игоря Акинфеева не окупилась только за счет его имени и фанбазы, то всем издателям надо срочно менять подход.

СТРАННАЯ ЭСТЕТИКА СОВРЕМЕННОЙ КЛАССИКИ

На полочке соседствуют:

  • Современная проза, которая пытается быть классикой (и даже получается, кроме прошедшего времени) (Рубина, Иванов)
  • Классика, переизданная под современный вкус (Булгаков, Пушкин)
  • Фэнтези, которое мечтает быть философией (Сапковский)
  • Психология, которая косит под фэнтези (Клир)

Граница между жанрами растворилась. Теперь всё — либо способ убежать от реальности, либо способ к ней вернуться. Сложно, очень сложно делать прогнозы по жанрам, знаете ли.

СЕЗОННОСТЬ ЧТЕНИЯ

Обратили внимание? Новинки 2024-2025 занимают топ-10 и позиции 18-36. А "возвращения" сконцентрированы вокруг праздников.

Цикл москвича:

  1. Новинка вышла — купи, прочитай (две недели в топе)
  2. Классика + психология — держи всегда (365 дней в году)
  3. Праздники — вернись к любимому (каждый январь, каждый декабрь)

Это не рейтинг вкуса. Это график психологии потребителя. Если вы автор, то учитывайте это в своих работах, пожалуйста.

ФИНАЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ

АСТ и Эксмо: Две издательства очень хорошо поняли, что нужно читателю. Вот и получили 60% в топе. Умный бизнес, а не везение.

Достоевский: 6% рейтинга — это не просто популярность, это сигнал того, что люди хотят почувствовать что-то глубокое.

Психология в топе: 14% — это не мода, это потребность. Люди ищут ответы. Вот и покупают книги, в которых обещают найти ответы.

"Возвращения": Москва не против старого, если оно хорошо упаковано. Новая обложка, новое издательство — и классика снова актуальна.

Итог: Это не список того, что москвичи хотят читать. Это портрет того, чего они хотят от жизни: смысла, развития и уверенности, что с ними всё будет хорошо.

P.S. Если вы в этом ТОП-50, поздравляем. Вы выиграли лотерею издательской системы. Но знаете что смешное? Достоевский, которого критиковали 150 лет назад, всё ещё продаётся лучше, чем большинство современных авторов. Вот вам пища для размышлений.