Найти в Дзене
Дельные советы

«Богатырь в небесах: какой авиалайнер в России самый роскошный? (И нет, это не Ил-96)»

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Приветствую вас, уважаемые любители неба, гламура и странных булочек в пластиковых контейнерах! Сегодня мы займемся вопросом, который делит авиационное сообщество Рунета на два лагеря: одни ностальгически вздыхают, другие саркастически хмыкают. Речь пойдет о самом шикарном пассажирском авиалайнере России.

И сразу стоп. Уберем розовые очки. Мы не будем говорить о мифических «самолетах будущего» с бассейнами и вертолетными площадками из брошюр 80-х. Мы на твердой земле, а точнее на твердом бетоне российской аэродромной реальности. И здесь есть настоящий король. Но путь к трону усеян... мягко говоря, интересными обстоятельствами.

Кандидат №1: Сухой Суперджет 100. «Наш скромный труженик»

Шик? Роскошь? Если ваш идеал шика это новая иномарка в салоне, пахнущая пластиком, то да, Суперджет может показаться эталоном. Он и есть самый новый из серийно летающих российских пассажирских самолетов. Здесь есть современная авионика (почти как у западных коллег), приличная эргономика салона, опционально кожаные кресла в бизнес-классе.

Но шик ли это? Спросите пассажира, который провел в его кресле пару часов: теснота в экономе (особенно в ранних компоновках) легендарна. А «роскошь» эксплуатации для авиакомпаний это отдельный эпический роман с запчастями. Так что «шикарный»? Скорее, «перспективный и проблемный юнец». Не дотягивает. Шик должен быть с налетом безумия и размаха. Идем дальше.

Кандидат №2: Иркут МС-21. «Принц на белой лошади, который все едет и едет»

Вот он настоящий претендент на бумаге! Карбоновые крылья, салон шире, чем у Airbus A320, огромные иллюминаторы, за которые его уже прозвали «самолетом с панорамным видом». Проектировали его с оглядкой на комфорт. Здесь должна была быть та самая, ненавязчивая, интеллигентная роскошь современного авиапутешествия: простор, свет, тишина.

Но, как говорил один киногерой, «есть одно но». Главный элемент его шика американские двигатели PW1400G стал и главной причиной его «заточения в башне». Сейчас его пытаются спасти отечественными ПД-14. И пока принц (МС-21) спит, говорить о его реальной, а не проектной, шикарности сложно. Он потенциальный король, но коронация откладывается. Ждем.

Кандидат №3: Ил-96. «Усатый граф в смокинге, попавший в 2024-й»

А вот и фаворит ностальгирующей публики! Шикарный? Безусловно. Но его шик не из будущего, а из великого прошлого. Это самолет эпохи, когда стюардессы были богинями, а не бортпроводниками, когда в салоне была... ЛЕСТНИЦА НА ВТОРОЙ ЭТАЖ. Да, вы не ослышались! Речь о модификации Ил-96-300ПУ («пункт управления») летающем Кремле.

Это апофеоз шика по-советски, который плавно перетек в шик по-российски. Массивный, четырехдвигательный, с кабинкой для пилотов, похожей на кабину Ту-144. Простор? Там можно было играть в бадминтон. Запах? Старого доброкачественного дерматина и власти. Роскошь здесь не в тонельных панелях, а в пространстве и статусе. Летать на Ил-96 все равно что ехать на лимузине ЗиЛ: медленно, прожорливо, но невероятно важно.

Он до сих пор в строю у «Аэрофлота» (все несколько штук) и летает в основном на правительственных и дальнемагистральных рейсах. Его салон в двухклассной компоновке «Аэрофлота» это ретро-шик: широкие кресла, огромные багажные полки, ощущение надежности монолита. Но его век, увы, близится к закату. Шикарный музейный экспонат, летающий благодаря энтузиазму инженеров и ностальгии чиновников.

Итак, кто же король? А король-то голый!

Вот мы и подходим к главной интриге. Самый шикарный пассажирский авиалайнер России это... Ил-96-300 «Аэрофлота».

Почему именно он? Да потому что в понятие «шик» мы часто вкладываем не только техническое совершенство, но и ауру, историю, уникальность и долю здорового безумия.

1. Редкость. Его остались единицы. Увидеть его в расписании уже удача. Слетать на нем авиационный коллекционный опыт.

2. Пространство главная роскошь XXI века. В его салоне вы не будете упираться коленями в впередистоящее кресло. Это роскошь, которую уже не оценить в евро или рублях.

3. Четыре двигателя. В мире, помешанном на экономии, летать на четверке моторов жест ультимативной уверенности (или упрямства). Это как носить механические часы с ручным заводом в эпоху смартфонов.

4. История. Он прямой потомок легендарного Ил-86 и несет в себе дух той, «доджетовой» эпохи авиации, когда путешествие было событием, а не способом перемещения биомассы.

5. Ностальгический шик. Его интерьер это путешествие во времени. И в эпоху всеобщей стандартизации это бесценно.

Заключение для споров в комментариях

Да, он медленный. Да, он жрет керосин, как Илья Муромец медовуху. Да, его цифровые технологии на уровне конца 90-х. Но в этом и есть его шарм! Его шик не в том, чтобы быть лучше «Боинга» или «Эйрбаса». Его шик в том, чтобы быть другим. Упрямым, большим, неэкономным, но своим. Последним широкофюзеляжным долгожителем, которого создала отечественная авиапромышленность.

Пока МС-21 не вышел на регулярные рейскилометражем в миллионы, а Суперджет не обрел народную любовь, титул «Самого Шикарного» остается за старым, добрым, неуклюжим и величественным Ил-96. Он живое напоминание о том, что роскошь бывает не только умной и технологичной, но еще и душевно-непрактичной.

А что вы думаете? Я жду вас в комментариях!

1. Вы летали на Ил-96? Поделитесь ощущениями!

2. Может, для вас шик это все-таки узкий, но новый салон Суперджета?

3. Или вы верите, что настоящий шик наступит только с приходом МС-21?

4. А может, самый шикарный самолет это тот, который прилетает вовремя? (Это была провокация, да).

Давайте поругаемся... то есть, цивилизованно пообщаемся на эту вечную авиационную тему!