Друзья, взгляните какую интересную заметку я нашёл в газета «Правда» за 1935 год. Поиск иллюстраций заставил задумать об атрибуции подобных предметов. Давайте вместе попробуем разобраться как могла выглядеть дулёвская окарина!
ФАРФОРОВАЯ СВИРЕЛЬ // Газета «Правда», 1935. – № 92 (6338) от 3 апреля. – С. 6.
ОРЕХОВО-ЗУЕВО, 2 апреля. (ТАСС). На Дулёвском заводе изготовлены из фарфора пробные образцы музыкального духового инструмента окарино. В апреле завод выпустит 1 тыс. окарино разных размеров и в различном художественном оформлении. Освоено также производство фарфоровых свирелей. Эти музыкальные инструменты из фарфора впервые изготовляются в Советском Союзе.
Давайте сначала обратимся к справочнику музыкальных инструментов.
Лисова Н.А. Окарина // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. – М.: Издательство «Советская энциклопедия» / «Советский композитор», 1976. – Т. 3: Корто–Октоль. – С. 1098.
ОКАРИНА (от итал. ocarina – гусёнок) – духовой музыкальный инструмент; род свистковой флейты (делалась из глины, дерева). Изобретена в 1860 году Дж. Донати в г. Будрио (Италия). Имеет яйцевидную (сферическую) форму. Свистковое устройство помещается в специальном поперечном отводе. 10 игровых отверстий дают диатонический звуко-ряд в диапазоне ноны. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Некоторые разновидности окарин снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существовали семейства окарин (от сопрано до баса), из которых составляли ансамбли и оркестры. Окарина была распространена во многих странах, главным образом среди любителей музыки. К окариновидным относят древнейшие инструменты – глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб.
В Государственном каталоге музейного фонда России находим различные иллюстрации и фотографии окарин – сложных и простых, глиняных и фарфоровых.
Представляю идеальные образцы окарин, сочетающие керамический корпус с металлическими элементами, в родном футляре. Во втором примере в музейной карточке экспоната центром производства указана Вена в Австрии.
Проанализировав описания множества фарфоровых окарин из Госкаталога, я прихожу к выводу, что Австрия шаблонно записывается в строку «Место создания» предмета. Привожу в качестве примера экспонат Российского национального музея музыки в Москве.
В декоре мы видим надпись «MEISSEN», что может указывать как на производителя, так и на подражание продукции Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Саксонии (Германия) со знаменитым подглазурным кобальтовым рисунком «Луковый узор» (нем. Zwiebelmuster).
Аналогичная окарина и по росписи, и по надписи – представлена в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Здесь центром производства указана Германия без вопросов.
Также даётся пояснение: духовой инструмент с корпусом веретенообразной формы и с боковым лабиальным выступом. Корпус изготовлен из белого фарфора и покрыт глазурью. Имеются цветочный орнамент на корпусе из синей краски и 11 отверстий (из них 10 пальцевых).
Также аналогичные окарины с атрибуцией Мейсену хранятся в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».
Другая группа фарфоровых окарин выделяется своим декором, выполненным с помощью надглазурной деколи (переводной картинки). Корпус окарины выглядит несколько помятым, всё сделано грубее. Записаны почти все подобные предметы как австрийские. Но вот такой образец с отводкой синей краской отверстий вижу только один. Но отличается и меньшим размером.
Но вот гладя уже на эту окарину из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, я могу предположить, что её могли сделать в Дулёве в 1935 году. Моё внимание привлекает надглазурная деколь из серии «Мейсенский букет», которая использовалась на Дулёвском фарфоровом заводе долгие годы.
Аналогичная окарина, грубо декорированная несколько размазанными букетиками цветов в деколи, представлена в Москве в Российском национальном музее музыки. Здесь уже место производства вообще не указано. Размер музыкального инструмента тот же, что и в Санкт-Петербурге.
В Москве в Государственном историческом музее хранится фарфоровая окарина, которая записана под вопросом как отечественное производство конца XIX – начала ХХ века. Она выглядит лучше. Размер тот же.
В общем: нужно обратить внимание на это вопрос и пристальнее всматриваться в окарины в музейным экспозициях, а может теперь кто-то откликнется и из частных коллекционеров.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив