Найти в Дзене
Вижу красоту

1935 год. Дулёво: Фарфоровая свирель

Друзья, взгляните какую интересную заметку я нашёл в газета «Правда» за 1935 год. Поиск иллюстраций заставил задумать об атрибуции подобных предметов. Давайте вместе попробуем разобраться как могла выглядеть дулёвская окарина! ФАРФОРОВАЯ СВИРЕЛЬ // Газета «Правда», 1935. – № 92 (6338) от 3 апреля. – С. 6. ОРЕХОВО-ЗУЕВО, 2 апреля. (ТАСС). На Дулёвском заводе изготовлены из фарфора пробные образцы музыкального духового инструмента окарино. В апреле завод выпустит 1 тыс. окарино разных размеров и в различном художественном оформлении. Освоено также производство фарфоровых свирелей. Эти музыкальные инструменты из фарфора впервые изготовляются в Советском Союзе. Давайте сначала обратимся к справочнику музыкальных инструментов. Лисова Н.А. Окарина // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. – М.: Издательство «Советская энциклопедия» / «Советский композитор», 1976. – Т. 3: Корто–Октоль. – С. 1098. ОКАРИНА (от итал. ocarina – гусёнок) – духовой музыкальный инструмент; род сви

Друзья, взгляните какую интересную заметку я нашёл в газета «Правда» за 1935 год. Поиск иллюстраций заставил задумать об атрибуции подобных предметов. Давайте вместе попробуем разобраться как могла выглядеть дулёвская окарина!

-2
ФАРФОРОВАЯ СВИРЕЛЬ // Газета «Правда», 1935. – № 92 (6338) от 3 апреля. – С. 6.

ОРЕХОВО-ЗУЕВО, 2 апреля. (ТАСС). На Дулёвском заводе изготовлены из фарфора пробные образцы музыкального духового инструмента окарино. В апреле завод выпустит 1 тыс. окарино разных размеров и в различном художественном оформлении. Освоено также производство фарфоровых свирелей. Эти музыкальные инструменты из фарфора впервые изготовляются в Советском Союзе.

Давайте сначала обратимся к справочнику музыкальных инструментов.

Лисова Н.А. Окарина // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. – М.: Издательство «Советская энциклопедия» / «Советский композитор», 1976. – Т. 3: Корто–Октоль. – С. 1098.

ОКАРИНА (от итал. ocarina – гусёнок) – духовой музыкальный инструмент; род свистковой флейты (делалась из глины, дерева). Изобретена в 1860 году Дж. Донати в г. Будрио (Италия). Имеет яйцевидную (сферическую) форму. Свистковое устройство помещается в специальном поперечном отводе. 10 игровых отверстий дают диатонический звуко-ряд в диапазоне ноны. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Некоторые разновидности окарин снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существовали семейства окарин (от сопрано до баса), из которых составляли ансамбли и оркестры. Окарина была распространена во многих странах, главным образом среди любителей музыки. К окариновидным относят древнейшие инструменты – глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб.

В Государственном каталоге музейного фонда России находим различные иллюстрации и фотографии окарин – сложных и простых, глиняных и фарфоровых.

Представляю идеальные образцы окарин, сочетающие керамический корпус с металлическими элементами, в родном футляре. Во втором примере в музейной карточке экспоната центром производства указана Вена в Австрии.

Окарина фарфоровая. 1890-е. Австрия / Германия (?) Размер: 18,5х7,5 см. Российский национальный музей музыки / МИ-3094. Госкаталог: 22258616.
Окарина фарфоровая. 1890-е. Австрия / Германия (?) Размер: 18,5х7,5 см. Российский национальный музей музыки / МИ-3094. Госкаталог: 22258616.

Проанализировав описания множества фарфоровых окарин из Госкаталога, я прихожу к выводу, что Австрия шаблонно записывается в строку «Место создания» предмета. Привожу в качестве примера экспонат Российского национального музея музыки в Москве.

В декоре мы видим надпись «MEISSEN», что может указывать как на производителя, так и на подражание продукции Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Саксонии (Германия) со знаменитым подглазурным кобальтовым рисунком «Луковый узор» (нем. Zwiebelmuster).

Окарина фарфоровая. 1890-е. Германия. Размер: 16х6,4 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / А-1067. Госкаталог: 9061134.
Окарина фарфоровая. 1890-е. Германия. Размер: 16х6,4 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / А-1067. Госкаталог: 9061134.

Аналогичная окарина и по росписи, и по надписи – представлена в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Здесь центром производства указана Германия без вопросов.

Также даётся пояснение: духовой инструмент с корпусом веретенообразной формы и с боковым лабиальным выступом. Корпус изготовлен из белого фарфора и покрыт глазурью. Имеются цветочный орнамент на корпусе из синей краски и 11 отверстий (из них 10 пальцевых).

Окарина. ХХ век. Германия (Саксония), г. Мейсен. Размер: 18,6х7,4 см. Государственный музей-заповедник «Петергоф» / ОДМП 605/2-ф. Госкаталог: 37172476.
Окарина. ХХ век. Германия (Саксония), г. Мейсен. Размер: 18,6х7,4 см. Государственный музей-заповедник «Петергоф» / ОДМП 605/2-ф. Госкаталог: 37172476.

Также аналогичные окарины с атрибуцией Мейсену хранятся в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

Окарина фарфоровая. 1890-е. Австрия. Размер:14х5,7 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / А-1101. Госкаталог: 17714972.
Окарина фарфоровая. 1890-е. Австрия. Размер:14х5,7 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / А-1101. Госкаталог: 17714972.

Другая группа фарфоровых окарин выделяется своим декором, выполненным с помощью надглазурной деколи (переводной картинки). Корпус окарины выглядит несколько помятым, всё сделано грубее. Записаны почти все подобные предметы как австрийские. Но вот такой образец с отводкой синей краской отверстий вижу только один. Но отличается и меньшим размером.

Окарина. 1890-е. Австрия. Размер:18х7,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / А 1100. Госкаталог: 9865178.
Окарина. 1890-е. Австрия. Размер:18х7,5 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / А 1100. Госкаталог: 9865178.

Но вот гладя уже на эту окарину из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, я могу предположить, что её могли сделать в Дулёве в 1935 году. Моё внимание привлекает надглазурная деколь из серии «Мейсенский букет», которая использовалась на Дулёвском фарфоровом заводе долгие годы.

Окарина.1890-е. Размер:18,6х7,8 см. Российский национальный музей музыки / МИ-2672. Госкаталог: 4737008.
Окарина.1890-е. Размер:18,6х7,8 см. Российский национальный музей музыки / МИ-2672. Госкаталог: 4737008.

Аналогичная окарина, грубо декорированная несколько размазанными букетиками цветов в деколи, представлена в Москве в Российском национальном музее музыки. Здесь уже место производства вообще не указано. Размер музыкального инструмента тот же, что и в Санкт-Петербурге.

Музыкальный инструмент «Окарина». 1890–1900-е. Российская империя (?) Размер: 19х7 см. Государственный исторический музей / 10565 фф. Госкаталог: 35230383.
Музыкальный инструмент «Окарина». 1890–1900-е. Российская империя (?) Размер: 19х7 см. Государственный исторический музей / 10565 фф. Госкаталог: 35230383.

В Москве в Государственном историческом музее хранится фарфоровая окарина, которая записана под вопросом как отечественное производство конца XIX – начала ХХ века. Она выглядит лучше. Размер тот же.

В общем: нужно обратить внимание на это вопрос и пристальнее всматриваться в окарины в музейным экспозициях, а может теперь кто-то откликнется и из частных коллекционеров.

Мануйлов, исполнитель на окарине. 1960-е. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / ШФт 566. Госкаталог: 67133941.
Мануйлов, исполнитель на окарине. 1960-е. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства / ШФт 566. Госкаталог: 67133941.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив