Найти в Дзене
Чёрный редактор

"6 раз сказала «нет» Табакову, отказалась от славы": почему Лариса Кузнецова выбрала тишину вместо хлопушек

Когда я начала разбираться в судьбе Ларисы Кузнецовой, меня поразил этот разительный контраст. Казалось бы — блестящий дебют у самого Никиты Михалкова, протекция мэтра Олега Табакова, восторженные отзывы Людмилы Гурченко и Станислава Любшина. Ей пророчили головокружительную кинокарьеру, сулили всесоюзную славу. А она… просто взяла и отказалась. Отказалась не один раз, а шесть — Табакову, отказалась от главной роли в культовом фильме, от славы, от самой идеи быть «звездой». Почему? Робость? Неуверенность? Или та самая, редкая в актерской среде, внутренняя мудрость, которая оказалась дороже всех лавр? Лариса Кузнецова родилась 25 августа 1959 года в самой обычной московской семье. Её отец работал токарем, мать — кассиром. Искусство было чем-то бесконечно далёким от их будничной реальности. Детство Ларисы и её двух сестёр было типично советским, скромным до аскетизма. Они донашивали друг за другом одежду, а одна пара целых колготок на троих была настоящим сокровищем и поводом для ссор.
Оглавление

Когда я начала разбираться в судьбе Ларисы Кузнецовой, меня поразил этот разительный контраст. Казалось бы — блестящий дебют у самого Никиты Михалкова, протекция мэтра Олега Табакова, восторженные отзывы Людмилы Гурченко и Станислава Любшина.

Ей пророчили головокружительную кинокарьеру, сулили всесоюзную славу. А она… просто взяла и отказалась.

Отказалась не один раз, а шесть — Табакову, отказалась от главной роли в культовом фильме, от славы, от самой идеи быть «звездой». Почему? Робость? Неуверенность? Или та самая, редкая в актерской среде, внутренняя мудрость, которая оказалась дороже всех лавр?

Детство в одних колготках: девочка из скромной семьи, которая стеснялась своей бедности

Лариса Кузнецова родилась 25 августа 1959 года в самой обычной московской семье. Её отец работал токарем, мать — кассиром. Искусство было чем-то бесконечно далёким от их будничной реальности.

Детство Ларисы и её двух сестёр было типично советским, скромным до аскетизма. Они донашивали друг за другом одежду, а одна пара целых колготок на троих была настоящим сокровищем и поводом для ссор.

-2

В подростковом возрасте Ларису, носившую короткую стрижку, иногда даже путали с мальчиком. Она росла замкнутой, общалась в основном с сёстрами. Её жизнь могла бы сложиться совсем иначе, если бы не случайное объявление в школе о наборе в театральную студию под руководством Олега Табакова.

На прослушивание пятнадцатилетняя девочка надела синюю пионерскую юбку, кофточку, сшитую на уроке труда за семьдесят копеек, и мамины ботинки. Она признавалась, что до этого никогда не декламировала стихи и чувствовала себя «пнём» — зажатой и красной.

Но Табаков, обладавший феноменальным чутьём, разглядел в этой стеснительной девочке что-то настоящее.

«Просто наказание»: как Табаков стал судьбой

Путь в искусство начался с жесткого отбора. Из трёх с половиной тысяч школьников в студию взяли всего пятьдесят, а в итоге в основной состав учеников Табакова вошло лишь девять человек. Лариса была среди них. «Просто наказание!» — так она позже шутила об этом.

-3

Это стало для неё вопросом жизни. После девятого класса она, по сути, перестала учиться в школе, полностью погрузившись в студию. Строгий, почти армейский режим, постоянные этюды и экзамены сплотили маленький коллектив.

Лариса давала себе клятвы, что эти люди останутся с ней навсегда, сравнивая их с частями собственного тела: «кто — локоть, кто — палец, кто — ухо…». Именно там, под крылом Табакова, который не только учил мастерству, но и «образовывал», возил по русским городам, она обрела свою первую и главную профессиональную семью.

Табаков считал её одной из лучших своих учениц и в 1980 году без экзаменов взял на свой курс в ГИТИС. Её однокурсниками были Елена Майорова и Андрей Смоляков.
-4

За низкий рост и хрупкость друзья прозвали её Дюймовочкой, всячески оберегая. Казалось, судьба актрисы предрешена: блестящий институт, а затем либо сцена «Табакерки», либо кино. Но всё пошло не по общему плану, а по её собственному, тихому сценарию.

Блестящий дебют и панический страх: «Я никогда не просыпалась знаменитой»

Ещё студенткой, в 1978 году, она получила свою первую и самую громкую роль. Никита Михалков, набиравший актёров для фильма «Пять вечеров», обратился к Табакову. Тот, не задумываясь, порекомендовал Ларису Кузнецову и Игоря Нефёдова.

Для девятнадцатилетней студентки это обернулось не радостью, а настоящим шоком. Узнав, что ей предстоит играть рядом с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным, она была в ужасе.

-5

Ей казалось, что она обязательно опозорится, не оправдает доверия Табакова. Но Михалкову удалось её уговорить, и она сыграла Катю, телефонистку — трогательно, искренне, без единой фальшивой ноты. Фильм стал событием, а на молодую актрису посыпались пророчества о великом будущем.

Однако сама Лариса не чувствовала ни малейшего приступа «звёздной болезни». Слава была ей не просто не нужна — она её пугала. Свою неброскую, миловидную внешность она считала благословением, ведь на улицах её почти не узнавали.

В единственном интервью она рассказала забавный и очень показательный случай. Однажды на переполненном пляже в Крыму какая-то женщина бесцеремонно сдвигала их вещи. Лариса даже расплакалась от обиды.

-6
И тут соседка тихо спросила: «Девочка, это не вы в „Пяти вечерах“ играли?» Актриса прошептала в ответ: «Я, я…» — и её главным желанием в тот момент было, чтобы этого больше никто не услышал и не увидел. «Я никогда не просыпалась знаменитой», — констатировала она.

Она настолько боялась внимания, что в молодости носила кепки, очки и капюшоны, стараясь скрыть лицо. Не потому что на неё бросались толпы поклонников, а просто для собственного спокойствия, чтобы тихо ездить в метро.

Она называла отсутствие тщеславия «не актерским качеством» и с горьковатой иронией заявляла: «поэтому я — не актриса. Я — урод, такие тоже бывают».

Судьбоносный отказ и шесть «нет» учителю

Этот природный страх перед публичностью и гипертрофированная скромность определили все дальнейшие решения. Михалков, довольный работой, приглашал её и в другие свои фильмы — «Родня», «Очи чёрные», «Урга».

Но каждый раз съёмки были для неё мучительным стрессом, и соглашалась она, в основном, из боязни обидеть режиссёра.

-7

А потом случился тот самый поворотный момент. Ей предложили главную роль Кати в фильме «Вам и не снилось…». Шанс, о котором грезили тысячи актрис, гарантия всесоюзной любви. И Лариса Кузнецова отказалась. Она надеялась дождаться другой, более «своей» роли от Михалкова, но того самого предложения так и не последовало.

Роль ушла к Татьяне Аксюте, а карьера Кузнецовой в кино, едва взлетев, пошла на спад. Предложения если и были, то только на эпизоды. Она сравнила свою кинематографическую судьбу с тройным прыжком легкоатлета: мощный, красивый разбег и… лишь следы от пальцев на песке после прыжка.

Но самый удивительный и принципиальный отказ был ещё впереди. Олег Табаков, основавший легендарную «Табакерку», звал туда свою лучшую ученицу.

Он звал её шесть раз. Шесть раз предлагал оставить Театр имени Моссовета, где она к тому времени уже служила, и перейти в авангардный, модный, перспективный театр. И шесть раз Лариса говорила «нет».

-8

Это был не каприз, а сознательный выбор в пользу стабильности, родных стен и классического репертуара. Она согласилась лишь на краткое сотрудничество, сыграв несколько ролей в спектаклях учителя, но на полный переход так и не решилась. Для неё Театр Моссовета стал вторым домом, и менять его она не хотела.

Театр как спасение и «правдулизм»

Именно театр стал её настоящей стихией, спасением и смыслом. Она пришла в Театр имени Моссовета в 1980 году, сразу после института, и служит в нём уже более 45 лет. В начале её взяли туда, потому что остро нуждались в актрисах на роли «дочек-внучек-жучек», и хрупкая, живая Лариса идеально подходила на это амплуа.

-9

Со временем она выросла в глубокую, психологическую актрису, сыграв десятки ролей — от Маши в «Чайке» и няни Марины в «Дяде Ване» до Лики в «Моём бедном Марате».

Коллеги отмечали её удивительную, живую речь, эмоциональную прямоту и способность говорить на любую тему так образно и ярко, что её даже прозвали в театре Андрониковым (в честь знаменитого искусствоведа-рассказчика).

Эту прямоту, или, как она сама говорила, «правдулизм», она унаследовала от родителей — «честнейших людей на планете».

Её отец, простой рабочий, до конца жизни носил в кармане партбилет и клал его под подушку. Эта внутренняя честность не позволяла ей играть в жизни, льстить или прогибаться под конъюнктуру. Она всегда знала себе цену, и это, по её словам, было единственным, что её успокаивало.

Личное: несостоявшаяся любовь и гордость дочери

Личную жизнь Лариса Кузнецова всегда тщательно оберегала от публичности. Известно, что она была замужем за актёром Виктором Гурьяновым, который скончался в мае 2019 года. У актрисы есть взрослая дочь Анна.

В редких откровениях она признавалась, что её судьба в любви — «безответная». «Я всегда стою в очереди. Даже в любви. Всегда люблю — я. Сильнее любить нельзя».
-10

Но главной поддержкой и отрадой для неё стала дочь. В то время как родители Ларисы так и не приняли её выбор (отец ни разу не был в театре, мама недоумевала, «чего это все выбегали и кричали» на сцене), а сестра-близнец двадцать лет не ходила на её спектакли, Анна выросла её главной фанаткой.

Актриса с улыбкой рассказывала, как дочь, уже взрослая женщина, в зрительном зале специально громко говорит: «Вот мама вышла!». Именно Анна упрекнула её, когда та в анкете указала профессию «служащая»: «Мама, почему ты не пишешь, что ты артистка?.. Я горжусь тобой!»

Сейчас: спокойная жизнь без сожалений

Сейчас, в 2025 году, Лариса Кузнецова продолжает служить в Театре имени Моссовета. Она по-прежнему редко снимается в кино, делая перерывы по несколько лет. Одной из её последних работ стала роль в сериале «Доктор Краснов» в 2023 году. На сцене она задействована в нескольких спектаклях, включая «Три сестры» и «Туман».

Она не жалеет ни об одном своём решении. Ни об упущенной славе, ни об отвергнутых предложениях. Её философия проста: «Как есть, так и быть. Слишком много было желаний и обломов». Она верит в судьбу и научилась ценить то, что имеет: любимую работу в родном театре, уважение коллег, гордость дочери.

-11

Её история — это не история взлёта и падения, не триумфа или скандала. Это история тихого, но невероятно стойкого выбора. Выбора в пользу внутреннего покоя, а не внешнего блеска, в пользу верности себе, а не правилам игры.

Она не стала кинозвездой, но она стала Ларисой Кузнецовой — Заслуженной артисткой России, которая 45 лет выходит на сцену и играет каждый спектакль так, будто он последний. В мире, где все хотят быть заметными, она нашла своё счастье в том, чтобы быть собой, без грима и аплодисментов. И, возможно, это и есть самая трудная и самая выигранная роль в её жизни.