Иногда жизнь словно сама связывает людей. Мы с вами только что вспоминали Анатолия Лобоцкого, как он жил, любил, как умел входить в кадр. И вдруг рядом с этой историей всплывает другая… Вера Алентова.
Их связывала не только профессия, но и тот самый фильм Владимира Меньшова «Зависть богов». В нём Алентова сыграла Соню, замужнюю журналистку, а Лобоцкий – французского корреспондента Андрэ, и их экранные чувства получились такими живыми и настоящими.
Многие зрители тогда критиковали возраст актрисы в фильме, и сам сюжет. Как в 58 сыграла 44-летнюю? Говорили, что это протекция мужа. А она согласилась на откровенные сцены, продуманные режиссером. И не в возрасте Алентовой дело. Тему приняли те, кто знал, как оно бывает…
После съёмок актёры сохранили тёплое общение. Лобоцкий говорил о Вере Валентиновне с редким уважением, как о человеке с внутренним стержнем и удивительной деликатностью. А она отмечала его особую способность «растворяться» в роли, не играть, а жить в кадре.
***
25 декабря Юлия Меньшова написала коротко и очень по-дочернему: «Мамы больше нет. Теперь они с папой вместе».
В этих нескольких словах вдруг уместилось то, что многие чувствуют, когда речь заходит о Вере Алентовой. Не громкие титулы и не «икона экрана», как будто ушла не актриса, а женщина, которую мы знали много лет. Узнавали по взгляду и интонациям.
Я хочу рассказать не о подробностях этого грустного дня, а о том, что остаётся с нами. И о том, почему, включая в очередной раз «Москва слезам не верит», мы снова будем смотреть этот фильм, словно в первый раз.
Её Катерина, которая стала «нашей»
Алентову часто пытались отождествлять с её героинями.
Катерина из фильма «Москва слезам не верит» стала для зрителей чем-то вроде внутреннего ориентира. Можно быть строгой, уставшей, упрямой и можно ошибаться, но всё равно оставаться красивой и живой.
Как органично она проходила разные возрастные этапы в одном фильме, и это не про «грим и походку», а про ощущение времени внутри человека. Молодая и наивная, взрослая и собранная, но всё та же.
Вот почему эту картину пересматривают не «ради сюжета», а чтобы снова поверить, что человек может выстоять и не ожесточиться.
И в театре она была своей, не «звездой, которой всё можно», а актрисой с железной дисциплиной. Роль – значит, надо сделать всё, чтобы она получилась. Она служила в Театре имени Пушкина десятилетиями и всегда подчёркивала, что прежде всего она театральная актриса.
У Алентовой было редкое качество – говорить правду. Если ей что-то не нравилось, она могла сказать прямо. Коллеги уважали её за эту прямоту и за преданность профессии.
Когда красота умеет быть разной
Её любили не только за «высокую драму». Алентова умела быть смешной. «Ширли-мырли» – пример того, как актриса с внешностью «классической героини» спокойно идёт в гротеск, не боясь показаться нелепой.
Это вообще её черта, не держаться за образ и не цепляться за «как должно быть». Актриса умела быть разной, и при этом узнаваемой.
В «Зависти богов» акценты расставлены иначе. Там она Соня, журналистка, в чьей жизни внезапно появляется чувство, от которого не спрячешься за правильностью. Рядом – привлекательный Анатолий Лобоцкий, партнёр, с которым у неё случилась редкая химия. Алентова говорила о нём без комплиментов «для прессы», считала его органичным актёром, который не играет, а живёт в кадре.
Лобоцкий позже вспоминал эту работу как что-то очень тёплое и почти «полумифическое». Прошло много лет, а внутри всё равно светло от того, как это было сделано. После съёмок они поздравляли друг друга с праздниками и поддерживали контакт.
«Стареет оболочка, а душа остаётся юной»
Мне хочется оставить здесь её фразу – очень точную и очень человеческую:
«Стареет наша оболочка, а душа остаётся юной навсегда».
В Алентовой это ощущалось всегда. Она не пыталась что-то доказывать, удерживать внимание и соответствовать чьим-то ожиданиям. Она держалась на уважении к профессии и к зрителю.
Про некоторых актрис говорят – «эпоха», а про Веру Алентову хочется сказать проще. Она и её роли – часть нашей жизни.
Она прожила 83 года, не каждому дано прожить такую долгую и насыщенную жизнь. И, наверное, самый правильный способ «помнить» актрису – это не торжественные слова, а включить «Москву…», улыбнуться на «Ширли-мырли», посмотреть «Время желаний», и поймать себя на том, как в «Зависти богов» взрослые люди говорят о чувствах без лишних объяснений.
Поделитесь в комментариях, какая роль Веры Алентовой стала для вас самой «вашей»?
Если не читали: «Я из породы не поддающихся…» Какой след оставил Анатолий Лобоцкий